dirtysoles

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » dirtysoles » Общество грязных подошв » Тернистый путь босоногих людей


Тернистый путь босоногих людей

Сообщений 61 страница 90 из 999

61

Вчера отрывались на природе, засадил с размаху в большой палец длинющую занозу (7-8 мм), иглой достать не удалось, хорошо под рукой оказались ножницы - удалось захватить и вытащить. А вообще интересно, Ольга, у Вас с собой обычно имеется аптечка барефутера, и что туда входит?

0

62

Из моего опыта: в первый месяц трижды загонял в пятку осколки стекла. Один был крупный, я его легко вынул пальцами, два совсем мелких, их пришлось доставать иголкой. Во всех трёх случаях я без проблем дошёл домой без первой помощи, а дома уже обработал ранки как положено.

Поэтому сейчас я ношу с собой только хороший лейкопластырь (протереть участок кожи от грязи и влаги, и наклейка держится несколько часов - достаточно, чтобы защитить ранку от сильного загрязнения, пока добираешься до дома). Хотя думаю о том, чтобы добавить в набор иглу, пинцет и перекись водорода. Но мне всё время лень - за последний месяц, который я хожу уже полностью босиком, подошвы адаптировались, и мелкие осколки в них не втыкаются.

0

63

Вчера отрывались на природе, засадил с размаху в большой палец длинющую занозу (7-8 мм), иглой достать не удалось, хорошо под рукой оказались ножницы - удалось захватить и вытащить. А вообще интересно, Ольга, у Вас с собой обычно имеется аптечка барефутера, и что туда входит?

Я не испытываю в такой аптечке нужды: я--босоногая девушка, а не врач, поэтому я всегда обхожусь тем, что у меня есть в сумочке--маникюрным набором, а дезинфекционное средство могут заменить духи. Пластырь я не использую-- при хождении босиком он сразу отваливается, если из него не нахлестывать петли повязки: повязки я принципиально не ношу. Мне, при разных по тяжести ранениях, всегда удавалось без нее обходиться с тех пор, как я хожу босая. На босой ступне ранки заживают намного быстрее, хотя и кажется, что соприкосновение с почвой их бередит--даже зарубцовывание убыстряется от воздействия земли и камешков.

0

64

"...Мне было пять лет, но отчетливо помню события страшного лихолетья. Куда ни посмотри -- колючая проволока, набитый разными людьми барак, где вместо постельных принадлежностей кучи соломы и сена, силуэты солдат с автоматами и сторожевыми овчарками... Штрафной концентрационный лагерь в городе Лепеле Витебской области. Взрослые полушепотом говорили, что немцы намереваются ликвидировать всех заключенных и уже несколько семей, имевших связь с партизанами, фашисты отравили. Мой отец тоже был в партизанском отряде...
Кроме страха близкой смерти всех мучил нестерпимый голод. До сих пор зрительно представляю голубой металлический чайник. В нем старшая сестра или мама приносили воду и какой-то чрезвычайно жидкий «суп из овощей» (несколько кусочков картофеля или горошин), которым никто не наедался. Из-за голода и болезней каждый день кто-то из заключенных умирал.
Минуло 60 лет, а я все помню грубые команды на немецком языке, которые мы обязаны были понимать и подчиняться. Был случай, когда я сильно повредила ногу, босая наступив на шипы прикопанной в песке колючей проволоки. Я заплакала и не могла от боли никуда идти. Это увидел один из охранников-немцев. Он взял меня на руки, успокоил и отнес в медсанчасть, где распорядился, чтобы мне обработали рану и перевязали ногу. Не все из наших врагов были законченными негодяями... "
Татьяна Петрушенко из Твери

0

65

Я тоже встречал в журналах и по ТВ фотографии и видеосъемки Бардо на своей вилле. Она, уже в весьма почтенном возрасте ходит босая постоянно.

Она по-прежнему смело продолжает свой босоногий стиль жизни и в стенах концертных и театральных залов, где кипит светская жизнь: с появлением босой Бардо--вокруг нее.
http://dirtysoles.ru.net/images/bb_19.jpg

0

66

Таки вы опять будете смеяться... сегодня мы опять поехали на семейный пикник, да еще и посвященный моему ДР (вчера), и как только мы приехали на место, мне снова воткнулась в ногу брошенная кем-то палочка от шашлыка!!! И снова не в подошву, а сверху, между пальцами! В ту же ногу, что и осенью!
В общем, я абсолютно неприлично и неприлично громко сказала все, что я чувствую по этому поводу, сказала, что на пикники я больше не езжу... и пошла смывать обиду в море.

0

67

Есть такая поговорка "Бог шельму метит": так вот, я уверена, что по педикюру Бог, действительно, метит шельм, которые "количеством поболе, ценою подешевле" все пытаются вторгнуться:-- то в ряды людей, приступивших к обустройству босоногого стиля своей жизни, --то изобразить из себя ухоженных, знающих себе цену девушек("бимб", говоря языком французского фильма"Красотки"), а то--и туда, и сюда одновременно. С удовольствием раскрою Вам, Сергей, признаки, по которым сужу--босоногую ли бимбу я увидала (это, конечно, чаще на фото) или девушку, отмеченную за что-то богом. Секрет, в общем прост

Очень большое количество женщин сошлется Вам, Сергей, на негативный опыт, когда и педикюр им не помог выскользнуть из осуждающих --за "грязный" вид босых ног на улице-- взглядов. И наоборот, сами Вы, наверняка, имели случай отметить случаи неоправданной гордости неких девушек за свои голые ноги в педикюре, который не избавляет почему-то гордящуюся от неряшливого, гадливого впечатленя неухоженности, какой-то неуместности от ее желания увидеть такую себя "с пылу, с жару"в "палате лордов и леди от барефутинга". И этот ларчик, конечно, открывается просто--к сожалению, большинство наших женщин под босоножки (некоторые, допустим, и под босые ноги) окрашивает ногти на ступнях полупрозрачными лаками. Назначение этих лаков как раз--футфетишная атмосфера, они для спален и постелей в мерцающем свете от свечей и ароматических ламп. Использовать их там, где на ногти припадает пыль, атакует грязь--недопустимо: даже чуть-чуть припыленные ногти в перламутровом полупрозрачном педикюре выглядят неряшливо, эти оттенки лака для дистилированной, гламурной, салонной обстановки. Для ношения на улице, в условиях природного воздействия на ноги в босоножках и открытых туфлях, а уж, тем более, на босые, должны использоваться только матовые оттенки лака: именно матовость позволяет красить и в очень яркие цвета, которых наши трусливые, зависящие от чужого( как правило, тоже непрофессионального)мнения девушки сторонятся как огня. Матовый лак--это лак сопротивления всем прочим оттенкам земли, грязи, его колер никогда с ними зрительно не смешивается, поэтому он выглядит постоянным подтверждением несгибаемости  Ваших замыслов, Вашей воли выглядеть так, а не иначе.

Правильное сопротивление дурацкому русскому правилу из каких-то учебников по советскому домоводству, что цвет лака для маникюра и педикюра должен совпадать
http://www.photosight.ru/photo.php?photoid=1578057

http://keep4u.ru/imgs/b/2009/06/18/2e/2e2f23bda1538929ca43a615a8d33ff2.jpg 

Ольга Гавва (извините, чего-то барахлит авторизация)

Отредактировано ppk (2009-06-18 22:31:25)

0

68

Факты россыпью:

Человеческая ступня содержит 26 костей, 33 сустава, 107 сухожилий и 19 мышц. За большинство движений ступни отвечают мышцы голени, усилие от которых передаётся на кости стопы через сухожилия. Собственно мышцы стопы - маленькие и слабые, расположены преимущественно на подошве и отвечают за мелкие движения пальцев ног (сгибанием и разгибанием пальцев занимаются всё те же мышцы голени).

В свободном положении плюсневые кости движутся независимо, благодаря чему стопа может быть такой же гибкой и пластичной, как и кисть. Когда же мы отталкиваемся ногой от земли при ходьбе или беге, эти кости автоматически собираются в "замок" и действуют как одна жёсткая конструкция.

На подошвах, как и на ладонях, сосредоточено множество потовых желез. На каждую подошву приходится около 2% всего потоотделения организма, что в комфортных условиях составляет примерно 16 куб.см пота ежедневно.

Эпителий подошвы полностью обновляется за 10-30 дней, в зависимости от нагрузки.

0

69

Ужасы нашего городка:
"...Восприимчивость людей к столбняку очень высока. В организм человека инфекция проникает при ранах, ожогах, обморожениях с зараженными возбудителем частичками почвы, навоза или фекалий. Заразиться столбняком можно, используя загрязненные медицинские инструменты и другие режущие и колющие предметы. Естественно, чем обширнее повреждения кожи, тем выше риск заболевания, поэтому столбняк процветает в военное время.

Возбудителей болезни можно найти всегда и всюду. В мирное время заболеть столбняком можно из-за обычного пореза или другой бытовой травмы. В "Записках врача" известный русский писатель В.В. Вересаев рассказал об огороднике, который, работая босиком, занозил большой палец ноги. "Весь облитый потом, с губами, перекошенными от безумной боли, он лежал на спине, ворочая глазами; при малейшем шуме... больной начинал медленно выгибаться: затылок его сводило назад, челюсти судорожно впивались одна в другую, так что зубы трещали, и страшная, длительная судорога спинных мышц приподнимала его тело с постели; от головы во все стороны расходилось по подушке мокрое пятно от пота"...

Отредактировано Olga Gavva (2006-10-03 10:12:26)

0

70

Мне нравятся босые скейтбордисты, которые катаются босиком, несмотря ни на что
http://www.greenappleslingshot.com/blog/ar...s/toe-thumb.jpg

http://keep4u.ru/imgs/b/2009/06/18/98/98606ef81ab401c50a0e87ffc4d50bbf.jpg

Отредактировано ppk (2009-06-18 22:31:54)

0

71

http://s49.radikal.ru/i126/0906/12/fb7fc9cdeaaf.jpg

http://dashing.livejournal.com/1953157.html

Отредактировано ppk (2009-06-18 22:32:41)

0

72

Босоногие скалолазы
http://www.cafchambery.com/IMG/jpg/dscf0054.jpg

http://i002.radikal.ru/0906/46/3b2c9cbb5dd6.jpg

Отредактировано ppk (2009-06-18 22:33:32)

0

73

http://www.floridafirewalking.com/images/Img13.jpg

http://i049.radikal.ru/0906/b8/98d07dd9c36a.jpg

Отредактировано ppk (2009-06-18 22:34:00)

0

74

http://hockeycoach.fitdv.com/new/articles/...firewalking.jpg

http://s41.radikal.ru/i092/0906/5c/1471f28c8a8b.jpg 

Отредактировано ppk (2009-06-18 22:36:31)

0

75

Спасенные
http://www.andreadoria.org/StockholmArrive...e_Stockholm.jpg

http://keep4u.ru/imgs/b/2009/06/18/ce/ced21e244cc2ab79f6bca22539954cec.jpg

Отредактировано ppk (2009-06-18 22:25:50)

0

76

http://www.pinguicula.org/images/plantes/P..._agnata(LR).jpg

http://keep4u.ru/imgs/b/2009/06/18/b3/b36b78a49ba3f5e4ce0934d0032b363d.jpg

Отредактировано ppk (2009-06-18 22:26:10)

0

77

Наверное, ряды наших западных коллег поредели : интересное, но суровое испытание Бог судил Бритни Спирс, и похоже, что оно сломало волю девушки ходить босиком. То, что она до сих пор, действительно, попадала в понятие наших коллег, впрочоем, подтвердилось именно этим испытанием: выйдя босая из своего автомобиля, Бритни наступила на валявшуюся иглу от шприца и  поранила ей ногу на приличную глубину. Спирс поспешила обратиться в госпиталь, где врачи смогли заверить ее, что поранившую Бритни иглу никто, к счастью, кажется, еще не использовал. Рану ей продезинфицировали и заклеили пластырем. К сожалению, на певицу это событие произвело ошеломляющее впечатление, и она поклялась врачам больше никогда не ходить в городе босой...Очень жаль

Фотография этого эпизода

http://s005.radikal.ru/i211/1002/90/270cf7699964.jpg

Отредактировано ppk (2010-02-24 11:26:26)

0

78

http://keep4u.ru/imgs/b/2009/06/18/45/456864e062613479e2c26c579c884576.jpg

http://www.e-generator.ru/content/images/4...2734082c499.jpg

Отредактировано ppk (2009-06-18 22:27:19)

0

79

Босые ноги и тарантул

http://keep4u.ru/imgs/b/2009/06/18/e3/e39e38036c6385a1d75109aca05448d0.jpg  http://keep4u.ru/imgs/b/2009/06/18/d1/d18a5ab5ea6cbcafed2db8c541bc5c20.jpg  http://keep4u.ru/imgs/b/2009/06/18/67/67eca90acc244944e4f4fad863e1984f.jpg  http://keep4u.ru/imgs/b/2009/06/18/1f/1fd4dc4e713b9db1be04f049e2b37982.jpg

http://keep4u.ru/imgs/b/2009/06/18/90/90fc9a3daa259eb3c0506e974c171866.jpg  http://keep4u.ru/imgs/b/2009/06/18/d9/d9f8907b8b971819c48b57ffe42bc8c1.jpg  http://keep4u.ru/imgs/b/2009/06/18/eb/ebd37784be3a5d9f73bca92cdcbfb5e3.jpg  http://keep4u.ru/imgs/b/2009/06/18/4d/4dd898809b988d0c099f66bee6a61c72.jpg

Отредактировано ppk (2010-02-24 11:24:33)

0

80

Писец...

Не тарантул, птицеед.
Brachypelma Smithi - один из самых добрых и тормознутых пауков.

Это что из фильма какого-то?

0

81

А у меня после диспансеризации вопрос возник. Если, допустим девушка\женщина ходит босиком круглый год, на здоровье не жалуется, и тут неожиданно беременеет. Или не беременеет, но суть не в том, а в том, чот надо похожить по врача, в том числе и посетить гинеколога. Там что делать? Грязные пятки смело выкладывать на опоры, пускай врачу будет хорошо?-) Интересно, как хозяйка этого форума решает данную проблему?

0

82

А у меня после диспансеризации вопрос возник. Если, допустим девушка\женщина ходит босиком круглый год, на здоровье не жалуется, и тут неожиданно беременеет. Или не беременеет, но суть не в том, а в том, чот надо похожить по врача, в том числе и посетить гинеколога. Там что делать? Грязные пятки смело выкладывать на опоры, пускай врачу будет хорошо?-) Интересно, как хозяйка этого форума решает данную проблему?

Слушай, мужик, я не понял, как  ты попал на гинекологическое кресло...
Доигрался???!!! :D

Отредактировано ppk (2009-06-18 22:29:04)

0

83

На выходных я смотрела замечательный документальный фильм, который полностью изменил мое представление о нестинарах и, чтобы осветить эту тему под ее новым, истинным углом, я публикую здесь материал по огнехождению, собранный для на болгарскими коллегами...

"...Распространение
Нестинарская обрядность обхватывает территорию между Василико (совр. Царево) в Болгарии и Люлебургасом - Виза - Сараем в европейской Турции. В этой области села могут быть сгруппированы по их языку (диалекту
  чисто греческие села - Кости, Бродилово, Агио Стефана, Каланджа, Аксиджим, Агио Яни, Трулия, Ургас.
· Чисто болгарские села - Ургари (совр. Българи), Мырзево, Дерекей, Варвара, Резово (в центре Странджи), Блаца, Маджура, Пиргоплу, Урумбеглу, Ятрос, Пенека, ченгер.
· Смешенное село - Бунархисар
Резово это одно из сел, население которого собиралось около священной пещеры святой Марины около села Сливарово. Пещера называется по традиции "монастырь". На этом месте собирались болгары и греки сел Кости, Граматиково, Сливарово, Ахтопол, Резово, Былгари, Цикнихор, Маджура, Синеморец, Бродилово, кондолово, Камила, Блаца, Карациново, Стефаново, Корфу-колиба, Агио Стефанос, Курколиба, Малко-Тырново и со всей так называемой Хасекии.

Территория нестинарской обрядности очень трудно очертить по деревням, особенно если взять под внимание скудность сведений, с исключением периода после 1878 года. Не надо забывать, что еще в 20-х годах 19 века во время и после Крымской войны (1833 - 1856) и до Освобождения большие группы из Восточной Фракии и особенно из центральной Странджи мигрируют в Россию, Бесарабию, Валахию и в центр болгарских земель. Нестинары, которые появляются в 20-е годы и 30-е годы 20 века в деревнях, в которых этот обряд был незнаком, это переселенцы из центральной Странджи.

Переселившиеся из Странджи в северную Грецию греко-язычные нестинары/анестенари (на современном греческом языке) были заселены компактными группами в селах Агия Елени, Лангада, Мавролевки и Лимнохори. Их деревни находятся в одной области (район Драмы и Тессалоников) и их обряды, после длительного периода скрытого существования, снова в силе, хотя и с некоторыми инновациями. Потомки нестинаров, которые по различным причинам живут в других районах Греции или заграницей, всегда возвращаются в нестинарские села к своему тиасу в день "панагира Св.Св. Константина и Елены" многие из них приезжают и к обряду в день Св. Атанаса зимой.

Нестинары-греки и по сегодняшний день называют центральную Странджу своей родиной. Когда у них есть такая возможность, они возвращаются, чтобы потанцевать там, на земле своих предков, у своих "братьев", болгароязычных нестинаров. Они помнят, из каких сел переселились их деды, но сейчас память хранит общее месторождение, "родину".

"Большой чудотворный источник", "Влахово", "Припор" или "Трипори" - эти места обжиты так давно, что в сознании людей из центра Странджи это "родное место". Все села в районе, как и те, которые ведут свое происхождение от легендарного поселения, так и остальные, ходили на сбор в воскресенье перед днем Св.Св. Константина и Елены к большому чудотворному источнику. Танцы в огне были приостановлены в 1931 году. В этой местности святили воду, пили священную воду, кололи животных для курбана - быков, овец, баранов, устраивали борьбу мальчиков и юношей, ели, пили и после обеда возвращались в село во главе с шествием нестинаров. У каждого села был свой чудотворный источник и свое место для общей трапезы.

Легендарное село является центром обрядовых действий нестинаров и источником энергии целостного мировоззрения. Именно благодаря факту, что это было обрядовое и верующее поселение, Большой чудотворный источник/Влахово осмыслен в преданиях нестинарских сел как их родное место. Там зародилась вера в Св. Константина и Елену и огненный обряд - на этом месте святые были найдены мертвыми. Бог там выбрал своего наместника на земле и пришел олень, чтобы очистить чудотворный источник рогами и чтобы быть принесенным в жертву. Первое жертвоприношения быка было осуществлено опять там же. Большой чудотворный источник/Влахово всегда воспринимается как святая святых района. Болгары и греки верят, что там существовало поселение с тысячелетней давностью, из которого они все расселились. Очень важно подчеркнуть, что верующие не определяются по этническому признаку в легенде как болгары и греки, которые населяют поселение. Они братья, как и их иконы.

Все, кто имел контакты с поколениями, рожденными до 1878 г. утверждают, что так называемые нестинарские села были двуязычными, т.е. говорили на болгарском и на особенном архаичном диалекте, непонятном греками побережных городов. К этому необходимо добавить свидетельства того, что нестинары не вступали в брак с жителями сел, в которых не были известны огненные обряды.
Праздники

День Св.Св. Константина и Елены это самый важный религиозный праздник нестинаров. Он продолжается три дня (21,22 и 23 мая) и дает название всему месяцу "Константинов". Жители деревни Былгари и других ближайших деревень отмечают его и сейчас по старому календарю 3-5 июня (вот уже 30 лет обряд продолжается два 3 и 4 июня, но известно, что он должен быть трехдневным). Этот праздник называется "панагир" и является одним из многочисленных весенне-летних храмовых праздников-сборов в горах Странджа. Обыкновенно обще сельский сбор и храмовой праздник поселения совпадают. Они занимают важную часть в традиционной культуре православного населения Юговосточчной Европы. Религиозное их значение постепенно отступает перед хозяйственным, особенно в больших поселениях и центрах. Самыми распространенными элементами, за исключением церковной литургии, являются семейно-родовые курбаны, трапезы и посещения, танец хоро для всего села и базар. Реже устраивается курбан для всего села. В отдаленных от городских центров и больших транспортных путей горных районах эти праздники до недавнего времени, а в некоторых районах и до наших дней, сохранили свое сильное религиозное значение. Таким районом является центральная Странджа.

И в Страндженские села на сборы приходят гости из других сел, устраиваются курбаны, танцуется хоро всем селем. В этом нет никаких отличий от известных нам сборов не только у болгар, но и у других православных народов Юго-востока. Благодаря сборам и ярмаркам происходит обмен традициями и навыками, что так важно для поддержания специальных этнографических областей.

В горах Странджа панагири устраиваются в основном летом. Зимние покровители Св. Атанас и Св. Николай также почиталилсь, особенно нестинарскими селами. Но самыми почитаемыми святыми были Св.св. Константин и Елена, Св. Илия, Св. Марина, Св. Пантелеймон, Св. Богородица (Большая Богородица), Св. Дух, Спасов день, Святая троица (Пятдесятдица), День Иоана Купалы, Св. Георгий и Св. Дмитрий. Сборы в Страндже на называются сбор/панагир села…как это принято в других краях, а например "панагир Св. Марины", "панагир Св.Св. Константина и Елены" Перечисленные выше святые почитаются всеми двуязычными болгарскими и греческими селами, в которых были и все еще есть нестинары.

В дни каких святых, почитаемых нестинарами, они устраивали и устраивают свои обряды?

• Св. Николай, Св. Никола, Никулов день (06.12)
• Св. Модест (18.12), Св. Василий (01.01)
• Иванов день, Крещение господне (06.01)
• Св. Атанас, Атанасов день (18, 19 и 20.01)
• Св. Ефтим (20.01)
• Кукеров день (понедельник сырной недели, семь недель перед пасхой, одна неделя после мясного заговенья)
• Пасха, Воскресенье Христово (первое воскресенье после полнолуния весеннего равноденствия)
• 01.05. Собираются в доме у первого нестинара. Начало "Константинового месяца". Открытия и очищение у чудотворного источника Св. Константина и Св. Елены
• 02.05 - очищение у источников Св. Константин и Елена
• Св. Георгий, Георгиев день (06.05)
• Панагир большого чудотворного источника ( в воскресенье перед Св.Св. Константином и Еленой)
• Св.св Константин и Елена (21,22 и 23.05 или 4,4 и 05.06)
• Спасов день = вознесенье господне (40 дней после пасхи)
• Св. Троица, Пятдесятница (50 дней после Пасхи)
• Св. Дух (понедельник после Пятдесятницы)
• День Иоана Купалы, Рождение Йоана Крестителя (24.06)
• Св. Марина (17.07 третий день горещниц)
• Св. Илия, Ильин день (20.07 или 02.08)
• Св. Пантелеймон (27.07)
• Преображение Господне (06.08)
• Большая Богородица, Успение Богородичное (15.08)
• Св. Дмитрий, Дмитриев день (26.10)

На основании этого календаря, составленного по различным сведениям, уже сделаны некоторые выводы, но могут быть добавлены и новые.

Год делится на две части самыми священными для нестинаров днями. Это трехдневных праздник Св.Св. Константина и Елены и трехдневный праздник зимой, который совпадает с днями Св. Атанасия и Св. Ефтима. Необходимо отметить, что летом устраиваются танцы на день Иона Купалы, в день св. Марины, св. Илии, св. Пантелеймона, но эти священнодействия являются однодневными. Зимой танцы устраиваются в конанке на раскаленных углях священного огня, а летом - под открытым небом. Особое место в этом календаре занимает обряд, совершаемый на Большом чудотворном источнике, у которого нет имени святого и который является общим для всех нестинаров центральной Странджи. Самый полный календарь зарегистрирован у нестинаров-переселенцев в Северной Греции, которые не прерывали традицию, хотя длительное время скрывали ее от внешних людей. Имеется вероятность, что сбор в храме/конаке на преображение Господне является нововведением, но других отклонений не замечено. Бросается в глаза, что нестинары не отмечают Рождество Христово.

Календарь нестинаров может быть конструирован и дефинирован еще и следующим образом. Он делит год на два периода по позициям солнца. Зимой обряды, включительно и огненный, исполняются в первые дни, когда день постепенно начинает нарастать после зимнего солнцестояния - Василев день, Св. Иван, Св. Атанас, Св. Евтим. Весной - летом, в зависимости от храмового праздника, обряд соблюдается в дни до и во время летнего солнцестояния, до осеннего равноденствия. Для всех нестинаров самый большой праздник это день св.св. Константина и Елены и в этот день все тиасы танцевали и танцуют на углях. В период весеннего равноденствия, в первый понедельник сырного говенья, обрядники танцуют танец кукера без маски, лицо которого намазано пеплом из соломы. Между осенним и зимним равноденствием нестинарский тиас не собирается.

Нестинары построили свой двуцикличный календарь вокруг персонификации Сына, но это не Христос, а Св. Константин. Почитают Сына и его Мать, как и называются три нестинарские иконы - Св. Константин, св. Елена и "Мать св. Константина". Женский образ представлен в двух ипостасях - жена/сестра святого и Мать.

Специальное внимание заслуживает день Иоанна Купалы, день рождения Иоанна Крестителя, Учителя, который вводит в таинство. День Иоанна Купалы приходится на летнее солнцестояние и отмечает самое продолжительное светлое время дня. Обряд в день Иоанна Купалы среди населения Странджи является самым архаичным. Этот обряд инициационно девичий, но выражается в почитании к солнцу, которое украло непорочно зачатую св. Марину. В день Иоанна Купалы собирают лечебные травы.

Нестинары не желают отделяться от других христиан, хотя их набожность другая. Это искренно верующие люди, которые не только считают себя христианами, но и подчеркивают, что они более православные чем даже сами духовные лица и христиане. Они верят в то, что они праведники и что их общение с богом возможно наиболее искренно.

Иконы
Иконы - это самые важные священные предметы в нестинарской обрядности. Иконы назывались еще "святыми" и "кумизмами"/"кунизмами", что показывает особенное отношение нестинаров к ним именно как к идолам, а позднее как к одушевленным лицам - живым и одухотворенным. Иконы болгарских и костийских нестинаров являются "братьями", так как они сделаны из одного дерева, которое находилось в самом священном для нестинар месте у Большого чудотворного источника/ Влахова. Сами иконы имеют свою иерархию, независимо от того что у них одинаковые изображения и чаще всего одинаковые размеры. Самая священная это "Большая икона" называемая еще "Св. Константин", за ней следует "Средняя икона" или "Св. Елена", там где икон три (дер. Былгари) имеется "Маленькая икона" - "Мать св. Константина". Новые иконы "дети" "отца", "Большой иконы", а все образуют одну семью. Предполагается, что грекоязычные нестинары танцуют с иконами, принесенными с "родины".
Все нестинарские иконы "одеты" в красные "ризы, рубахи" (красный цвет в Балканском фольклоре - это символ огня и его силы, а так же и женского начала), представляющие собой покрытие с отверстием спереди, для того чтобы было видно изображение. Иконы украшены серебряными цепями, к которым прикреплены колокольчики, монетки и другие украшения. К "ризам" прикрепляют нестинарские полотенца. Все нестинарские иконы имеют "хвост", то есть у них есть снизу ручка, для того чтобы стоять исправленными на столе и "смотреть".
Когда снимаются ежедневные "ризы", иконы "моются", и их одевают в обрядовые "одежды", украшают бусами и живыми цветами. Святые должны "быть красивыми".

Все эти действия исполняет виколин/телетарх в обеденное время. Только он имеет право трогать и перемещать иконы, подавать их нестинарам и брать их обратно во время танцев. Он заботится об иконах, а в более старые времена о них заботилась самая старая нестинарка.

У иконы нестинаров в Агии Елени и Лингаде нет обрядных "риз". После того, как телетарх их снимает и орошает в чудотворном источнике, он украшает иконы нестинарскими полотенцами, но не одевает их в специальные одежды для обряда.

Священное пространство
Невозможно рассматривать нестинарство и вообще обряды населения в горах Странджа без того, чтобы не обратить особое внимание на пространство, очерченное храмовыми постройками, дорогами, источниками и участками, как и на движение верующих в нем.

Источники
Самым почитаемым святым - покровителям посвящены священные источники, которые посещаются на их праздник. Дорога до источника и обратно обыкновенно не одна и та же, но шествие в обе стороны всегда возглавлено иконой. Очень часто во главе шествия, перед иконой, идут музыканты. Весь обряд около источника и около так называемого монастыря, руководится висией святого, то есть наследственным жрецом. Там, около источника, приносятся кровавые жертвы, обреченные в течении года по различным поводам. Около священного источника совершаются и бескровные жертвоприношения. Отклонение от дороги к источнику и обратно не разрешаются и наказываются почитаемым святым/святой. В определенные дни до праздника висия и подобранные верующие, в зависимости от обряда - посвятительского или инициационного, ходят почистить дорогу и источник.

Источники играют важную роль в культуре населения. Во сне верующие находят чудотворные источники и определяют около них священный участок для курбанов и других обрядовых действий (раздача обрядного хлеба, танцы хоро и др.) покровителем священного источника выбирается кто-нибудь из особо почитанных святых, который во сне дал указание, где искать источник. Народное объяснение о почитании источника - вода в нем лечебная, но верующие иногда связывают место с жизнью или смертью святого-покровителя. Этот мотив - попытка уладить взаимоотношения с церковью, которая запрещает строительство алтарей и поклонение святым местам, открытым в сновидениях и наказывает разрушать таковые. При изучении на месте, зарегистрирована вера в то, что собранная в уступах скал вода является лечебной, чудотворной. Считается, что можно даже зачать, если испить такой воды и поесть камней из этих мест. Почти все источники находятся около скалы, на которую ставят свечи, а некоторые из них, обыкновенно посвященные св. Марине, находятся в пещере.

Обрядное омовение в этих источниках - это не только очищение, но и представление об осуществленном новом рождении. Это еще раз подтверждается переодеванием в новую одежду при лечении у чудотворного источника и тем, что старая одежда или части ее (одежда символизирует болезнь) развешивается на дереве. Когда одежду или части выкидывают в воду и их подхватывает течение, болезнь не может быть "найдена и возвращена". Одевание в новую одежду и бегство от источника, при котором больной не должен оборачиваться, показывают страх перед этим местом, как местом входа в потусторонний мир. Воспоминание о таком лечении-рождении сохранились как о чудотворных источниках, чьими покровителями являются Св.св. Константин и Елена, так и о чудотворных источниках других святых календаря нестинаров.

Конечно же, эти священнодействия языческие, но они находят параллель и в христианской религии. Очищение водой - это крещение. Еще первые христиане крестились в проточной воде, орошая себя, то есть принимали новую веру, что было для них и новым рождением.

В контексте сказанного выше, необходимо рассмотреть и древнее понимание лечения глаз и кожных болезней. Слепота это синоним смерти, а возвращения зрения равнозначно прозрению после посвящения, новому рождению. Болезни кожи значат нарушение человеческой целости, сакральную нечистоту, синоним смерти, а их излечение значат новую жизнь и возвращение в социум.

Дорога
Дорога к одному из каждого расположенного в мысленном идеальном круге святому источнику сакрализилует постепенно духовную территорию поселения. Так обеспечивается защита деревни и ее земель святыми - покровителями, в чьи дни каждый год осуществляется движение - освящение в обе стороны.

Это вписано в календарную обрядность. Об этой сакрализации пространства говорят и сведения о том, что если пересекутся пути двух шествий из различных сел, каждое из которых направляется к своему источнику, непременно осуществляется "борьба" икон, для выяснения того, который святой сильнее.
Иконы несут девушки с именем Елена и юноши с именем Константин, за ними следуют другие молодые люди добрачного возраста. На протяжении всей дороги они танцуют. Шествие движется очень быстро, участники его почти бегут до чудотворного источника и обратно. В наблюдаемых шествиях женщины и девушки двигаются босиком по традиционно установленному пути. Движение до границы организованного священного пространства и обратно, от его центра до его периферии и назад к нестинарскому конаку или церкви, где сохраняются иконы, насыщено верой. Она выражается в представлении того, что это шествие к отмеченному началу хаоса, равнозначного смерти и успешного возвращения оттуда благодарению святого - хранителя. Движение нестинарской общности, к так называемому тиасу совершается однако в сложном порядке, из-за развитой внутренней иерархичной структуре жрецов, посвященных, верующих, неверующих, а в последнее время и публики.

В священном нестинарском пространстве, в непосредственной близости к чудотворному источнику, всегда имеется деревянная конструкция, которая называется "ложе" Ее строят для того, чтобы ставить на нее иконы святых-покровителей источника. 

В средней части выточенных из дерева вертикальных колонн, которые отмечают вершины квадрата, прикреплена платформа из перекладин, ориентированных по сторонам света. Всегда, если это позволяет местность, ложе находится над потоком воды из чудотворного источника или около него.
Платформа ограждена парапетом. Доступ к ней без ступеней или состоящий из одной-двух ступеней находится с северной стороны, а южная сторона оформлена в виде иконостаса. В горизонтальной подставке сделаны дырки для ручек, для того чтобы иконы стояли прямо. "Святые должны стоять прямо и смотреть" обязательное правило, которое помнят самые старые жители. На столешнице около икон жители ставят обрядные хлеба и дары. По металлическому украшению из крестов (маналу) на столе лепятся зажженные свечи. Свечи ставятся и по всей деревянной конструкции, а на парапет, ограждающий платформу, привязываются дары - полотенца, рубашки. Тут больные, которые приходят лечиться к источнику, привязывают снятую свою одежду или часть ее, для того чтобы переодеться после омовения водой.

Конаки
Конаки это храмовые постройки нестинаров. Они полностью отделены и независимы от церкви и находились в центре каждого села. Некоторые исследователи дают им определение "частная церковь".

Огнище
В некоторых селах огнище находится в восточном углу. Горящие угли в огнище храма являются эквивалентом зимнего солнца. Три дня, празднуемые зимой (от Св. Атанаса до Св. Ефтима), в течении которых устраиваются танцы на углях, совпадают с постепенным увеличением светлого периода. В этом огнище приготовлена и обрядовая еда нестинаров. В эти три зимних дня она постная, а 21 мая варится курбан из мяса жертвоприношения - быка/ягненка мужского пола. В старых конаках огнище находится в углу. Угол это точная метафора начала, стабильности. В других местах огнище расположено на восточной стене - вероятнее всего это компромисс с церковью.

Столнина/Иконостас
- собирает иконы. В прошлом, когда конак был в доме у главной нестинарки, они стояли там весь год. С этого места они участвуют во всех обрядовых действиях. С ними танцуют перед углями и в них, они присутствуют на обрядной трапезе, "получают" подарки и "отдыхают" после того, как "ходили" до священного источника и "обходили" дома, где их встречали с гостеприимством. От иконостаса до конака иконы идут "танцевать" в огне, носимые мальчиками, а в огне их несут нестинари. Именно такие иконостасы подготавливаются в предварительно указанных главной нестинаркой (позднее вакилином) домах, для того чтобы "кумизми" могли отдохнуть. Оказать гостеприимство "святым" - это самая большая честь для хозяев.

Светок/Великий отец
Может быть, один из самых трудных вопросов при исследовании нестинарства - это образ их бога. Нестинары - православные христиане, сильно верующие, но для них Исус Христос не является живым присутствием. Персонификация реальной божественной силы, которая управляет всей их жизнью, является наместник Бога - Св. Константин, называемый еще Светок или Великий отец. В вере нестинаров часто перепокрыты Бог и Св. Константин. Верховная роль Св. Константина объясняется его избранием наместником бога на земле. Легенда, рассказанная главной нестинаркой деревни Ургари/Былгари в 1924 году:

"Когда мир размножился сильно, для того чтобы управлять этим миром Бог наметил между людей своих помощников. Для того чтобы открыть, кто будет достоен этого дела, он сам разжег перед деревней Припор большой костер и сказал: "Юноша, который перескочит огонь и будет моим наместником" тогда один юноша не только перескочил огонь, но и стал танцевать в нем. Тогда Бог сказал: "Этого юношу зовут Константином" Но молодой человек ответил, что без сестры он не сможет управлять правильно. Одна девушка затанцевала и ее назвали Еленой. С тех пор в огне танцуют и женщины, а сейчас остались танцевать только женщины."

В другом варианте, Елена является женой св. Константина. "Греческий царь и его жена" умерли в местности "Большой чудотворный источник, их нашли жители деревни Кости. По другой версии, Св. Константин до того, как его объявили святым царствовал в Юрте (Большой чудотворный источник).

Тиас
Носители нестинарской обрядности создали свою организацию, отдельную от церковной, со своими священными местами и постройками, иконами, священными предметами и имуществом. Общность имеет свое стадо, для которого нанимается пастух. Все социальное построение и обрядность в нестинарских селах подчинено "нестинарскому закону". У нестинаров сохранена древняя структура тиаса и они были вероятнее всего автокефальным органом в рамках православной церкви. В случае термин тиас не используется в новогреческом его значении "театральная группа". Тиас подходит здесь со своим древнегреческим значением "религиозное братство, общность", прежде всего Дионисия, а так же "пир, угощение". В качестве общего технического термина, тиас может относится к любому содружию, организованному на основе споделенной веры и обрядности.

О наличии организации у нестинаров говорит система священных мест (монастырей, чудотворных источников, конаков), которые они поддерживают, выбор главной нестинарки/нестинара, его посещение, сборы у Большого чудотворного источника нескольких сел, встречи и прием гостей нестинаров с целью исполнения обряда. Они называют свою веру "законом". эта вера поддерживается определенными родами.

Главная нестинарка хранит знание и руководит обрядами, каждую весну к ней приходят нестинары из различных деревень, чтобы узнать от нее, что им делать. Ее посещение церемониальное. Она встречает нестинаров с дарами, приглашает их в дом и вводит их на поклон иконам. Не имеет значения, пал ли выбор на нестинарку из болгарского или греческого села.

В 1945 году уже имеется эпитроп/викалин обрядов, который происходит из нестинарской семьи и женат на нестинарке. Он просит разрешение у главной нестинарки исполнить то или иное действие. Наблюдения после этого периода показывают, что в сегодняшней иерархии нестинарского тиаса на передний план выведена фигура викалина/телетарха, как у оставшихся на "родине", так и у переселенцев. Он взял на себя все функции главной нестинарки/нестинара. Икононосцами являются мальчики, которые выбираются на время праздника руководителем обряда для ношения икон. эти мальчики имеют право присутствовать на обрядной трапезе нестинаров после танцев на углях. Такой выбор является честью для икононосцев. Их участие можно истолковать как инициация, но более высокого порядка, допущенная через их выбор главной жрицей/жрецоом/руководителем.

Некоторые опросы говорят о том, что имелись "специальные люди", которые занимались огнем и расстилали угли. Возможно, что эта должность передавалась по наследству из-за священности огня.

В нестинарское сообщество включаются, очевидно, на самом ниском уровне люди обрекшие себя служению богу/богине. это делается из-за необходимости искупления грехов и практиковалось широко в древнем мире по отношению ко всем основным местным богам, что позднее перешло и в христианскую религию. Не совсем ясно, может ли верующий после периода искупления быть приобщенным к просвещенным, но такой шаг допустим.

Готовящиеся это те, кто ждет стать "одержимым" на жаргоне нестинаров, то есть чтобы "бог вошел в них". Чтобы выстрадать его присутствие они освободятся от него отдаваясь в танце - топтание на раскаленных углях.

Инструменты и мелодии
Панагирская/нестинарская музыка является образцом восточно-фракийского (Страндженского) инструментального стиля. В этом краю мелодии исполняются на волынке "жора" (свадебной волынке), которую называют еще "тонкой", "высокой" и барабане.
Как в прошлом, так и сейчас существует четыре инструментальных мелодий, которые по традиции звучат на панагире Св.Константина и Елены. Первые три из них носители называют "нестинарскими", а весь цикл - "панагирский". Мелодии названы по месту и действию в обряде, что определяет и продолжительность их исполнения.

"Скопос" (еще ее называют "на прощание") - чаще всех звучащая и многократно повторяющаяся мелодия. Она сопровождает дорогу к священным местам и обратно, звучит во время обрядового обхода домов в дена Св. Елены и Св. Атанаса симнего. Под эту мелодию проходится дорога и во время панагиров на Св. Илию, Св. Богородицы, Св. Троицы до чудотворного источника и др.
"В огне" - исполняется во время танца на углях, иногда и во время танца в конаке Св.Константина. С началом пророчества останавливается по знаку.

"Около огня" или "Хоро во главе с питропом" - как в прошлом так и сейчас питроп ведет хоро у чудотворного источника Св. Константина и Св. Елены (после освящения воды); около углей (после танцев нестинаров); вечером в день Св. Константина - от конака святого до майдана (после танцев на углях).

Во время борьбы и жертвоприношения - по старым данным борьба/единоборство и жертвоприношение проводились одновременно в день Св. Елены перед двором конака Св. Константина и в нем. Сегодня мелодия звучит при вносе курбана во двор конака и во время борьбы на следующий день. Это знакомая и часто исполняемая мелодия во время единоборства во всем районе.

В четырех панагирских мелодиях повторяются и импровизируются по несколько и более мелодических мотивов в определенном порядке. Между ними могут оказаться и связующие интонационные звенья, чаще всего в рамках одного двух тактов. Каждая из мелодий соответствует по продолжительности соответствующего действия и прерывается не зависимо до которого места она исполнена. В различных вариантах исполнения цикла по селам имеются незначительные тоновые изменения в мелодии волынки. Чаще всего это выражено в замене отдельных тонов, в добавлении или отнятии небольшой группы или орнаментальной фигуры. Реже изменения касаются длины мелодического мотива.

Ритуал
Нестинарсттво это неповторимое явление, исполненное большой мистикой, которое и до сих пор не раскрыло своих тайн.

В Страндже празднование дня Св. Константина и Елены начинается в воскресенье перед их праздников.

В прошлом жители нескольких поселений организовывали собор у Большого чудотворного источника в местности Влахов дол, называемая еще ложем, из-за наличия пяти отдельных лож для пяти деревень, которые чаще всего исполняли этот обряд: Грамматиково, Сливарово, Былгари, Кости и Кондолово.

Сейчас ритуал так же включает ход до чудотворного источника святых, ношение икон обоих святых, курбаны и обрядные хлеба. Пришедшие восходят на ложе, поворачиваются на восток и крестятся, зажигают свечи и прикрепляют на железный крест на ложе. Многие люди оставляют и дары - обыкновенно тканые полотенца, которые они завязывают на парапета. Иногда у нестинаров начинается еще здесь "одержимость".

В четверг до 3 и 4 июня в нестинарских селах отмечается так называемый "малый святой Константин", называемый еще "Курбането". В этот день эпитроп (викилин) святого идет к его часовне и колет вместе с двумя-тремя мужчинами ягненка, из которого варится курбан. Когда курбан готов, эпитроп ударяет церковный колокол и все село стекается на курбан. Начинается очищение чудотворного источника Святого Константина, а после этого и других близких источников святых - покровителей: зажигаются свечи и выметается буковая листва. Только после этого эпитроп открывает крышку чудотворного источника Святого Константина, напускает туда пара "для добра" и начинает наполнять посуду пришедших - для того, чтобы они пили и мылись для здоровья. После чего все получают чуть-чуть от курбана "для здоровья".

На сам день Святого Константина начинается новая цепочка обрядных действий: рано сутра начинается одевание нестинарских икон - "кунизм/кумизм с хвостами". Целый год они стоят в церквях нестинарских деревнь. Едва перед праздником их переносят в конак - специальное маленькое здание в центре деревни, служащее общей часовней обоих святых, независимо от того, что в конце села каждый из них имеет отдельную часовню с чудотворным источником.

"Ризы" икон сшиты обыкновенно главной нестинаркой в деревне. Ритуал одевания следующий: нестинарка "коптит" их дымом ладана, подает их эпитропу, который надевает их на иконы. Едва после этого устраивается шествие до чудотворного источника Святого Константина, в котором "моются кунизмы" - в священной воде чудотворного источника моются ритуально их ручки. Там собирается все село, танцуются хоро и поются специальные для этого дня песни. Раздаются и обрядные хлеба, на которых имеется сравнительно скромное украшение: кулак с дыркой в середине и с жгутик из теста, которая очерчивает полный круг по периферии хлеба.
При шествии по дороге к параклису и обратно к деревне и у самого чудотворного источника очень часто нестинары становятся "одержимыми".
Нестинар Ивайло Аянский, деревня Стоманово.
Еще с обеда начинается и раскладывания нестинарского огня. По старым преданиям нестинары не входили в огонь до тех пор, пока не сгорят 12 телег дров, запряженных волами.
Сейчас количество сгораемых дров значительно меньше.
Вечером до сумерек, начинается кульминационный момент нестинарского сакрального комплекса. Нестинары или позднее одна единственная нестинарка, идет в конак Святого Константина и Елены вместе с эпитропом. Там они начинают вдыхать часто дым ладана, молиться перед иконами обоих святых. Уже в темноте перед небольшим зданием собирается все село, приходят и музыканты - обязательно волынщик и барабанщик, которые начинают играть специальную мелодию.

Уже в состоянии одержимости, нестинары определяют точно, когда шествие тронется, при этом соблюдается строгая последовательность: впереди идет эпитроп и три мальчика с иконами. Обязательным требованием в прошлом было к тому, чтобы икононосцами были не обрученные молодые люди. Непосредственно после них идут нестинары. За ними следуют музыканты и замыкают шествие остальные участники обрядного шествия.

Разостланные в круг угли, деревня Былгари. После прибытия к огню и оформления шествия в виде кордона около углей, разостланных предварительно в форме правильного круга, нестинарская одержимость достигает своей кульминации. 

С криками нестинары входят в огонь, при этом обязательно первый раз пересекают угли крест накрест и только после этого начинают беспорядочное движение по кругу.

Нестинарское хождение по углям очень особенно, его называют еще "плещене" или "типане" - мелкий, умеренно быстрый ровный шаг всей ступней.

При особенно сильной одержимости нестинары хватают иконы святых, заходят с ними в огонь, делают пророчества или...
.... берут угли руками и посыпают ими головы. 
После окончания нестинарских танцев в огне около него начинается виться танец Константиново хоро, в котором принимают участие вся деревня, для здоровья.

Нестинары постепенно выходят из состояния одержимости и возвращаются в конак вместе с эпитропом, где устраивается специальная трапеза, приготовленная для них еще днем, в которую входит обязательно и курбан.

На следующий день праздник Св. Елены. В прошлом осуществлялся ритуальный обход всей деревни (прекращено в 60-е годы нашего века) с хвостатыми кунизмами. Иконы вносились в каждый дом с исключение тех, в которых недавно был мертвый или лехуса - роженица. Вся семья целовала иконы а над спящими детьми или младенцами их потряхивали - для пожелания здоровья и с просьбой благославления. Икононсцев угощали, чаще всего ракией или вином. В нескольких местах иконы оставляли, чтобы они отдохнули. Вечером опять разжигался огонь и снова совершалось огненное чудотворство нестинаров.

Одержимость и дар пророчества
Способность к контакту со святым-покровителем, с другими святыми, с предками в состоянии транса и во сне - это главная особенная черта нестинарства. Ее крайнее выражение, танец на углях это присущий, но не обязательный компонент обычая и панагиров в нестинарских селах. Способность пророчествовать в унесенном состоянии (одержимость) направлена на судьбу деревни, города, страны, человека.

По причине богоугодной жизни и своего дара предсказания нестинары и в прошлом и сейчас уважаются людьми. Жители деревень обращались к ним круглый год за помощью и советом. Некоторые были известными гадательницами - они ворожили против сглаза и головной боли, гадали на фасоли. Так, они гадали н в день Св. Атанаса зимнего (или в день св. Ефтима). Нестинарские наставления внушали, что больной или человек с несчастьем можеут надеется на помощь, если отдаст или подарит что-нибудь свое.

Первое вхождение в огонь в принципе предваряется неопределенным периодом видений, снов и физического страдания, которое проходит постепенно при вхождении в огонь. Носится предание, что в прошлом Св.Константин приснился одной больной женщине и сказал ей: "Если ты потанцуешь в огне, ты выздоровеешь". Сначала она только давала предсказания, а на следующий год начала танцевать в огне.
Состояние одержимости это-- состояние боли и страдания, нестинары краснеют, кричат изо всех сил тонким голосом "ихы-ихы" или "вых-вых" и хлопают в ладони. На углях у них вид полумертвых.
Специфичный симптом одержимости это падение температуры тела. Нестинары бледнеют, холодеют и их обливает холодным потом. "Час освобождения" у нестинаров наступает вместе со стабилизацией их психофизического состояния и температуры тела.

"Болезнь" начинается с приближением панагира Св. Канстантина и Елены. "Одержимые" нестинары танцуют и без огня.

В состоянии транса или вне его, нестинары всегда вещают от имени какого-либо святого. Они получают силу от Св. Илии, Св. Ивана, Св. Ефтима, Св. Троицы, Св. Богородицы, Св. Атанаса, Св. Димитра. По словам нестинарки Златы Стамовой самая большая сила идет от Св. Константина. Другие были слабее.

Дни святых, состояние возбуждения провоцируется и звуками волынки и барабанов, интенсивностью и продолжительностью музыки. Одержимость находит выражение в быстрых движениях - в прохождении, беге по дороге, ускорении музыкального темпа и частоты ритма ударных инструментов по знаку самих нестинаров.

В этом обряде, само "унесенное состояние", некоторые характеристики музыкальной образности, закрытые глаза являются формой проникновения и пребывания на ничьей земле, формой общения со святым.

Хождение по углям
Самым впечатляющим и важным умением нестинаров считается их способность ходить по углям не обгорая. Медики установили, что кожа на ступнях большинства нестинаров нежная, без утолщений и не смотря на разницу в продолжительности танцев в огне (не менее 10 минут), они не получают никаких даже небольших следов ожога. Доказано, то утолщения не имеют большого значения, так как при танцах в углях нестинары часто зарывают ноги по щиколотку в угли и угли засыпают и верхнюю часть ступни.

Некоторые ученые объясняют это явление психологией, но не все является психологией. Известный болгарский врач доктор Гарвалов утверждает, что грубая кожа на ногах это роговое покрытие, которое сгорает быстрее обыкновенной кожи. Кроме того такая грубая кожа имеется только на пятке или на передней части ступни и не появляется в других местах, на своде ступни и между пальцев.

Другой интересный факт это то, что упавшие с нестинаров предметы - платки и прикоснувшаяся с углем одежда не загораются. О таких случаях помнят все еще живые свидетели ритуалов прошлого поколения нестинаров деревнях Былгари и Ново Панчарево. Свидетели утверждают, что были случаи, когда нестинары садились в огонь, одетые в обычную одежду, а иногда и ложились.

Многие ученые категорично утверждают, что при температуре более 70&degС белок человека денатурирует, а температура углей достигает минимум 400&degС. Кроме того, они считают, что особенное психическое состояние, в которое впадают нестинары, может объяснить нечувствительность к боли, но не факт, что ожог вообще не наступает.

Но это не вызывает удивления ни у самих нестинаров и у сопричастных к нестинарам жителей деревень. Они воспринимают феноменальность чуда, но для них это естественно с точки зрения фольклорного мышления проявления дара. Сами нестинары тоже не могут дать объяснение своей способности, но также воспринимают это как дар. Они убеждены, что их сила идет от их сильной веры и упования на покровительство святых.

интервью с нестинаром Ивайлом Аянским, 19 августа 2001

Саундтрек (Streaming Audio for Windows Media Player)


В. Представьтесь, пожалуйста, в нескольких словах.

О. Меня зовут Ивайло Аянски. Я родом из Смоляна. Я являюсь носителем традиционной болгарской культуры, так как меня вырастила моя бабушка, целительница в седьмом или восьмом поколении. По образованию и роду занятий я этнолог и являюсь носителем нестинарской обрядности и нестинарского дара. Немногие люди знают, что нестинарство это дар - оно выбирает человека, а не человек его. Человек рождается таким. Один день дверь в нем, ведущая в замок, открывается и человек входит туда. Ему кажется, что все ему знакомо, хотя он никогда и не был там. Почему? Потому что нестинарство это одна из тех обрядовых систем, корни которой уходят глубоко к самим истокам возникновения представления человека о земном и священном. Начиная с древнего нестинара в виде жреца, являющимся посредником между миром потустороннего - богом и миром живых, и кончая современным психоаналитиком общество всегда имело потребность в своих посредниках. Нам повезло, что по нашим землям сохранена такая целостная обрядная система со своим философским и смысловым значением, сохранившаяся с такой древности до наших дней.

В. Нестинарство связано ли с Вашим пророческим даром ?

О. Категорично да. К сожалению, не известно, что внешняя визия - потребность в чуде, это танцы в огне. Другая потребность, это когда нестинар доходит до особенного измерения, откуда он черпает информацию о прошлом и настоящем. Огонь находится где-то между землей и небом, это дверь, огонь является сущностью, преобразующей тело и живая материя не реагирует обычным образом на температурные изменения. От туда уже нестинарский транс "одержимость" - знаменитая одержимость и вводит в этот информационный блок, где нестинары черпают эти визии. К сожалению, нет сохранившихся записей, но в памяти местного населения и в некоторых исследованиях Михаила Арнаудова имеются сведения о знаменитых предсказаниях нескольких нестинарок - бабушки Добры, бабушки Златы Даскаловой - о том, что суждено пережить Болгарскому государству во время Бориса ІІІ, о том, что случится позднее - наступлении системы коммунизма и другие вещи, которые являются фактом и не подлежат другому виду интерпретации.
В. Не могли бы Вы описать, как Вы себя чувствуете, какое у Вас состояние в момент танца. Так как это самое сильное внешнее проявление целого комплекса.

О. Я Вас немного разочарую, но точно во время танца у тебя нет чувства реальности, у тебя чувство полета. Состояние, при котором наступают изменения в физическом теле человека, обгоняет танец, это одержимость в конаке, одержимость по дороге к огню, когда тебя начинает трясти, перед глазами у тебя все мутнеет, ты губишь ориентацию кто рядом с тобой, прекращаются звуковые восприятия. Единственный звук, который ты слышишь это звук барабана и волынки и потом уже другой мир и другая сила управляют человеческим телом. Нет ясного сознательного процесса или вероятнее всего следует говорить о контакте на уровне подсознания, в котором сознание не имеет ничего общего.

В. Сколько настоящих нестинаров Вы знаете на сегодняшний день?

О. Для меня такой бесспорно является Веселина Илиева, носительница именно традиционной культуры Странджы и искусства нестинарства в том виде, который я люблю и уважаю. Про другие вещи Вы знаете, про музыку, про искусство человек говорит про хороших и других. Остальным мне не хочется давать характеристику. Они умеют пройтись по углям, умеют и танцевать по огню, но это в ни в коем случае не наполняет нестинарского смыслового значения обряда. Это некая форма аттракциона.

В. Всегда ли это связано с коммерсиализацией?

О. Человек может судить только из собственного опыта. По крайней мере, те которых я видел по ресторанам на нашем Черномории - да.

В. Существует ли техника хождения?

О. Категорично нет. То, о чем я упомянул только что - что, когда человек не в себе, нельзя говорить о технике. Когда Веселина топит ноги по голень в углях, а я в моих трансах (это я смотрел очень внимательно на видеозаписи) разрываю жар ногами, сажусь в угли и сыплю их на лицо - ну о какой технике можно говорить? В этот момент человек не в себе.

В. Что Вы думаете о будущем этого комплекса? Мне ясно, что это один абсолютно уникальный феномен.

О. Нестинарство будет существовать, но нам необходимо искать то нестинарство, которое сохранено и описано господами Арнаудовым и кругом специалистов того времени. Потому что нестинарство развивается, как развивается и общество. Оно неминуемо введет некоторые новые элементы, но как смысловая целостность и логическая точность..."

Отредактировано Olga Gavva (2007-04-02 10:30:23)

0

84

А у меня после диспансеризации вопрос возник. Если, допустим девушка\женщина ходит босиком круглый год, на здоровье не жалуется, и тут неожиданно беременеет. Или не беременеет, но суть не в том, а в том, чот надо похожить по врача, в том числе и посетить гинеколога. Там что делать? Грязные пятки смело выкладывать на опоры, пускай врачу будет хорошо?-) Интересно, как хозяйка этого форума решает данную проблему?

Слушай, мужик, я не понял, как  ты попал на гинекологическое кресло...
Доигрался???!!! :D

Сам ты мужик. Я тут уже была, тока не помню, пожд каким ником.

Отредактировано ppk (2009-06-18 22:30:05)

0

85

Вы, гость, как я понимаю из Вашего вопроса, женщина недавно, поэтому я хочу Вам пояснить, что любая посетительница кабинета гинеколога--даже та, ноги которой будут защищены от грязи ботфортами из кожи носорога, обязывается врачебной этикой ложиться на кресло этого специалиста в чистых, специально для этой цели принесенных из дома носках. Требование это, по-видимому, учитывает тот факт, что не всякие надежно обутые ноги являются при этом чистыми и приятными для обоняния врача.Чтобы поддержать исполнение этого правила посетительницами им часто даже выдаются казенные шлепки на эти носки. Советую и Вам решать так эту проблему: я всегда спокойно прихожу к этому специалисту босиком, потому что для осмотра на кресле следую общему правилу надевать эти специально взятые с собою носки.

0

86

обязывается врачебной этикой ложиться на кресло этого специалиста в чистых, специально для этой цели принесенных из дома носках.

В декабре прошлого года, на работе, внезапно плохо себя почувстововал. Отпросился у начальства. Через 2 часа был... на операционном столе... Так это... попросили раздеться в предбаннике перед операционной... и никаких носков... вообще ничего... :D

Отредактировано ppk (2009-06-18 22:30:10)

0

87

Прошу прощения, что я хочу провести некоторую разницу между гинекологией и вообще хирургией, но она существует в действительности, и гинеколог может потребовать большего внимания к своим сенсорным чувствам у кресла, чем хирург рядом с "авральным" пациентом на операционном столе. Или Вы попали именно на гинекологическую операцию?

0

88

Или Вы попали именно на гинекологическую операцию?

Уважаемая, такую иронию считаю неуместной.

Сам уже не рад, что написал... Поза была очень похожей :D. Почему и вспомнил. На спине, ноги согнуты в коленях и зафиксированы на двух стойках, по краям стола. Разрез делался рядом с...

Отредактировано ppk (2009-06-18 22:30:16)

0

89

Дело не в иронии, а в том, что связь между обсуждением хирургических операций вообще и требованиями гинекологов к босоногим пациенткам может быть очень зыбкой. Без улыбки эту пропасть мне и не преодолеть, и Вы сами тоже почувствовали, что нелишне добавить смайлик...
Какой вид оперативного вмешательства или врачебного наблюдения и у какого пола обсуждал человек "Гость" я просто не поняла. Жаль, что он Вам не ответил и не прояснил  этих вопросов.

0

90

http://img.timeinc.net/golfonline/image … oot299.jpg

0


Вы здесь » dirtysoles » Общество грязных подошв » Тернистый путь босоногих людей