Как студенты московского киноколледжа выезжают бродячим театром в Кадников
В июле прошёл уже ставший традиционным летний выезд бродячего театра от московского киноколледжа №40. На протяжении 10 лет студенты приезжают в маленький город Кадников под Вологдой к воспитанникам местных детских домов и интернатов. В этом году, помимо спектаклей и творческих мастерских, они устроили в городе цирковое шествие, посмотреть которое приехали даже жители из соседних деревень. Средства на проект собирают с помощью краудфандинга [в переводе на русский - пускают шапку по кругу, кто сколько положит; сейчас это делается через Интернет и мобильные сообщения] - и сейчас продолжается сбор на planeta.ru, чтобы погасить долг перед компанией, предоставившей бродячему театру автобусы.
Как преподаватели и студенты киноколледжа устраивают концерты для детей, оставшихся без попечения родителей, преодолевают недоверие жителей и меняют жизнь города, узнали «Такие дела».
ОЛЬГА ЛИМПАН, организатор выезда
Студенты киношколы (сейчас - киноколледж. - Примечание ТД) с 1991 года ездили по всей России в детские дома, интернаты, дома престарелых. Педагоги школы понимали, как это необходимо для ребят, которые занимаются искусством, потому что эта сфера требует очень глубокого сочувствия, эмпатии и проникновения в разные судьбы.
Формат был таков: мы искали места, в которых находились люди в сложной социальной ситуации, и показывали им представление, а потом делали что-то совместно со зрителями - в зависимости от их возраста и состояния здоровья. Например, с детьми мы делали спектакли, которые затем показывали в интернатах для больных малышей. Так дети могли почувствовать, что тоже могут что-то сделать для других, а наши студенты были проводниками между ними.
Задача в том, чтобы каждому уделить внимание, чтобы каждый ощутил собственную важность и нужность, и именно искусство позволяет этого достичь с помощью разных форм. Например, у нас была экспедиция, где мы работали с людьми в колясках, которые не могли ни слышать, ни говорить. Мы делили всех на пары: человек в коляске в костюме и с реквизитом играл персонажа, а наш студент - его душу. Они вдвоём передвигались и играли свои роли.
В одном детском доме, куда мы собирались приехать, был карантин, и мы стали искать другое место. Нам посоветовали город Кадников в Вологодской области - там есть очень много социальных учреждений: два детских дома, два интерната, дом престарелых. Ещё во времена блокады в этот город свозили детей. Мы просто взяли и поехали - практически наугад.
Во многих местах мы сталкивались с сопротивлением: когда мы приезжаем в детские дома, то вносим что-то другое в детскую жизнь, и администрации не всегда этому рады. Но в Кадникове всё иначе. Это было невероятно - в первом детском доме, с которым мы подружились, нас приняли полностью. Воспитанники этого детдома даже стали ездить к нам в Москву - мы на неделю брали детей в семьи.
Теперь мы приезжаем в Кадников дважды в год. Сначала работа идет с социальными учреждениями: показываем представления, учим, проводим мастер-классы, на которых играем, рисуем и поём. Студенты сами выбирают репертуар - в зависимости как от собственных желаний, так и от возраста наших зрителей. Выбирается материал, который одновременно вдохновляет учащихся на творчество и подходит для программы, для разных групп детей. Например, в этом году мы показывали сказку про собачку Соню и взрослую постановку по мотивам сборника Хулио Кортасара «Конец игры».
Первое время люди просто не верили, что можно что-то поменять, но мы постепенно искали способы доказать обратное и привлечь внимание. Мы позвали горожан восстанавливать парк Победы: красить детскую площадку, организовывать общий праздник. Теперь у нас даже есть общая традиция - вечерний костёр. На него могут прийти все жители города и петь с нами песни.
Сейчас мы разбили палаточный лагерь в парке Дружбы, в этом году приехали 79 человек. Раньше это был просто заброшенный сквер на окраине города, мы этот парк оборудовали - построили здесь сцену, качели, горку, проводим здесь различные представления.
В этом году мы также привлекли к проекту наших партнеров, компанию Move to Circus, которой руководят замечательные люди - супруги, сделавшие в Израиле центр развития для детей с помощью цирка. Они приехали с цирком в Россию на неделю - и сразу в Кадников. У детей, конечно, большой праздник - к ним приехал цирк! Им показывают жонглирование, акробатику, потом учат этому. Было совместное представление, где мы показывали результаты этих мастер-классов.
Это невероятно трогательно: дети схватывают всё новое с невероятной страстью. Теперь мы хотим сделать приезд цирка регулярным.
АЙЛАНА КУУЛАР, студентка киноколледжа
Я уже седьмой год учусь в киноколледже и за это время побывала более чем на десяти выездах в Кадников. Для меня, как и для остальных, это добровольная часть образования. Подобные программы очень важны для актёров и искусства - мы учимся понимать людей.
Мы всей мастерской за несколько месяцев до очередного выезда начинаем подготовку: ищем деньги и спонсоров, думаем над программой, собираем реквизит. На летних выездах мы подключаем к процессу и детей из детских домов и интернатов. Зимой у нас такой возможности нет, потому что мы приезжаем только на один день с новогодней программой.
Программа выезда обычно меняется каждый год в зависимости от того, что нужно в Кадникове. В этом году очень просили разукрасить стены в интернате и социальном приюте - и это совпало с желанием студентки, которая специально приехала, чтобы красить и рисовать. Есть и наши пожелания того, что мы хотим сделать. Например, в прошлом году мы впервые выехали в соседние деревни с нашим бродячим театром, провели в них выступления и небольшие благотворительные базарчики (мы собираем в Москве одежду, игрушки и книжки).
Во время выездов происходит очень много знакомств, очень много взаимодействия между студентами и воспитанниками социальных учреждений. Причём эти знакомства происходят буквально за несколько минут: просто смотрите друг на друга, чуть-чуть общаетесь - и всё, это надолго. С некоторыми людьми студенты общаются в течение года - переписываются и созваниваются. Например, так произошло с ребятами из детского дома №4. Часто студенты ездят на выезды для того, чтобы встретиться с людьми, с которыми у них образовалась связь. Лично я часто езжу в психоневрологический интернат «Сосновая роща» для взрослых людей с особенностями развития - просто чтобы увидеть тех, кого знаю уже несколько лет.