Вот после ТАКОГО и формируется у целых народов комплекс "босиком нельзя".
Свидетельства очевидцев.
===============
http://www.judaica.kiev.ua/eg9/eg938.htm
КАК Я ВЫЖИЛА
РАССКАЗ МАРИИ НАУМОВНЫ ВИННИК,
УРОЖЕНКИ МЕСТЕЧКА ТЕПЛИК ВИННИЦКОЙ ОБЛАСТИ
бежать из лагеря было невозможно, и мы с моей подружкой решили бежать с работы, хоть это тоже казалось почти недостижимым: уже наступила осень, хлеба скосили, место голое, а лес — довольно далеко. Но однажды нас включили в небольшую бригаду, работавшую как раз возле леса. Мы присматривались несколько дней и установили, что в субботу немцы уезжают в Гайсин, остаются только литовцы и полицаи. Поэтому бежать решили только в субботу.
В одну из них, когда литовец и полицай уехали на велосипедах за едой, а охранять нас остался единственный полицай, мы улучили момент и нырнули в кусты. Погнаться за нами, оставив всех, полицай не мог. Он стал стрелять. Ему, наверное, сказали о нашем побеге, ведь нам всё время внушали: если кто-то убежит, расстреляют всех, поэтому все боялись и следили друг за другом.
Мы бежали, не видя дороги, мчались несколько часов, не раз перебредали через ручей. Это нас выручило, когда нас стали искать: мы слышали отдалённый лай собаки, но она нас не нашла.
Когда стало темнеть, мы нашли какую-то канаву, накрылись ветками и так долежали до глубокой ночи, потом стали в темноте бродить по лесу. Мы были босые, и я нащупала ногой след колеса, колею. Мы пошли по ней, и она нас привела почти к нашему лагерю. Но это нас и спасло: ведь нас искали совсем в другом месте. Потом мы узнали, что всю нашу бригаду страшно избивали, а упустившего нас полицая увезли куда-то, и никто его больше не видел.
…
я встретила на улице одного земляка, предложившего мне поучиться на курсах медсестёр, чтобы потом уйти в партизанский отряд. Курсы в своём селе организовала фельдшер Маня Билляр, приходила туда преподавать и врач из села Устье. Нас учили оказывать первую помощь, накладывать жгут, вводить противостолбнячную сыворотку, перевязывать раны. Училось на этих курсах 10–12 девушек из гетто, я — самая молодая из них: мне исполнилось 15 лет. После обучения часть девушек действительно ушла в партизанский отряд, среди них две двоюродные сестры — Люба и Ева. Люба погибла перед самым приходом наших: её ранило, и она, боясь попасть в руки фашистов, застрелилась. Я же не смогла пойти в отряд по двум причинам: во-первых, тяжело болел отец, а во-вторых, я была совершенно разута: летом ходила босиком, а зимой привязывала к ногам всякую рвань. А Маню Билляр расстреляли потом вместе с другими бершадскими жителями, имевшими связь с партизанами.
…
через три дня все, кто остался в живых, всего человек 6–8, собрались и пошли в свой Теплик. Шли около двух суток, останавливались в сёлах, где нас уже пускали в хаты, кормили, хоть и смотрели на нас как на выходцев с того света.
Так мы добрались до Теплика, зашли в крайние дома, обитатели которых тоже думали, что ни один еврей не уцелел. Но нам помогали чем могли. Мне даже нашли старые галоши, а то я шла по мартовской грязи босиком.
===============
http://www.memorial.krsk.ru/memuar/Vorobiev/2.htm
Весной 45 года я увидел страшную картину. На поля ходили полоть женщины и дети. Так вот, я как-то пошел нарвать и поесть щавеля, рядом после прополки ходила и собирала в подол щавель колхозница. На ней была одета какая-то старая рваная кофта, юбка из мешковины, неоднократно залатанная, руки и ноги грязные, была она по тем временам, как и я, босая. Мне почему-то она напоминала какую-то дикарку, доисторическую женщину
http://www.stengazeta.net/article.html?article=2566
Минина Галина Николаевна:
«В годы войны промтовары, как и продукты тоже выдавали по карточкам. На год выдавалась одна пара некрашеных белых чулок.
У папы была кожаная полевая сумка, из которой я вырезала по ноге подошву, проткнула шилом дырочки и продела через них верёвочки, в них я ходила как в туфельках. У других девчонок были картонные подошвы.
Летом в основном ходили босиком. Зимой мы сумели выменять папин кожный чемодан на валенки.
Стоянкина Клавдия Михайловна:
«Помню, как ранней весной я ходила в школу босиком, без ботинок и чулок, одна из всего класса.
Однажды мне в школе в классе выдали новенькие галоши и пригласили маму получить их и расписаться за них. А она через некоторое время пошла на базар и продала их на хлеб или картошку. Сколько было пролито слёз!
И я снова по лужам шла босой в школу и из школы
http://216.239.59.104/search?q=cache:VRjXh...u&ct=clnk&cd=77
Валентина Олимпиевна, 1930 г.р., Минск
Как я ходила в школу? Ну, что были всегда голодные, это уже все говорили. Но было интересно. Я была в школе единственная отличница и единственная девочка, которая с апреля по сентябрь включительно ходила разутая, и еще в начале октября. Я только в октябре обувала эти бурки...