В ходе какой-то из дискуссий московских барефутеров прозвучала в одном из постов фраза, интересная своим недовольством тем, что, мол, постоянно мы вынуждены пользоваться словом "грязные"--подошвы, их общество и т.д. Типа---получается неполиткорректно. Я задумалась над этой политкорректностью и постаралась посмотреть на нее в разрезе старинных, основополагающих деталей, надежно отфильтровавшихся в русских устоях жизни, обычаях ... По этим деталям сразу стало заметно сильное расположение носителей традиционной народной системы ценностей России к реалиям босоногого стиля жизни. Они с такой же охотой стремились обходиться во многих случаях без обуви, как это я уже замечала в укладе древней крестьянской культуры, которую нам сохранил народ Эстонии, о чем я уже писала...
К примеру, район по берегам реки Пирита и в одноименом городке во второй половине--конце 19-го века, по-прежнему, можно было выделить обычаем у местных женщин ходить босыми. Вообще, сама эта традиция--быть босиком--у прибалтийких девушек очеь древняя и устоявшаяся. Она даже создала особый вид женской одежды в Эстонии и Латвии--женские ноговицы. Эти ноговицы оказаются в Прибалтике очень функциональным и мудрым видоизменением одной из самых архаических деталей древнего женского народного костюма--онуч. Появление ноговиц связано как раз с обычаем у прибалтийских девушек и женщин ходить босыми не только во дворе в погожую погоду, но и в лесу, где водятся змеи, по колкой поверхости лугов на покосе и по грязи и слякоти межсезонья, когда от травы или осенних луж намокает подол шерстяной юбки и натирает кожу босых ног на подъеме. Наголенники как раз и защищают их--от щиколтки до колен--оставляя ступню открытой. Кроме матерчатых наголенников, существовали также вязаные (дольше всего, почти до1930-х годов, их носили женщины на эстонском острове Муху).
Таким образом, по районам, где на этнографических картах зафиксировано массовое присутствие наголенников, можно уверенно судить и о том, что там сложился настоящий босоногий образ жизни, и вызвавший появление такого специфического предмета в прибалтийской женской одежде. В Эстонии эти районы довольно многочисленны...
Точно также нашлись устоявшиеся элементы и женского традиционного русского костюма, обязанные своим существованием именно привычке постоянно ходить босиком--даже там, где казалось бы условия работы не позволяют чувствовать босому человеку себя комфортно, требуют наличия обуви--на покосе, жатве, работах в лесу по заготовке дров...Особенно выделились этими деталями костюма те русские местности, где они получили особые, устоявшиеся в местном укладе босоногой жизни названия. Так специалисты выделяют "колоши"-- ноговицы в виде белой холщовой ткани, которой русские женщины обвертывали голени, отправляясь босиком на жатву. Это делалось для того, чтобы защитить ноги от царапин сорниками и срезанными колосьями. Понятие "колошей" долго бытовало в Смоленской, Новгородской, Псковской губерниях-- вплоть до окончания традиции босоногости местных крестьянок усилиями советской власти в конце 20-х годов для демонстрации улучшений, принесенных русскому народу новым государственным строем. Смоленскую область как ареал привычки к босоногой жизни нужно отметить особо, поскольку там бытовали еще и особые "ноговики"--белые холщовые женские чулки без ступни, закрывавшие босые ноги крестьянкам от колена до щиколотки. Хотя, конечно, опытный специалист по костюму признает во всех этих предметах одежды видоизменения популярных у всех русских людей еще с глубокой древности онучей: оберток для ног и в женском, и в мужском традиционном костюме россиян. Они изготавливались из грубого белого холста, черного, белого и коричневого сукна домашней выработки. Онучами всегда обматывалась голень: мужчиныделали обмотку чуть ниже колен, женщины чуть выше середины икры.и перевязывались шерстяными оборами. Оборы перекрещивались на ноге или укладывались горизонтальными рядами и завязывались на голени. Это делалось для того, чтобы тяжелый край юбки или поневы не оббивал, намокнув от травы или грязи, женские икры, а также для того, чтобы на сенокосе, жатве, когда женщины работали в одних тонких рубахах или тонкой юбке поверх рубахи,острое жнивье не поранило голени. Подошвы у русских женщин на этих работах было принято, несмотря на наше стремление к политкорректности, специально обмазывать жирным черноземом с навозом, чтобы он впитался в кожу, а в богатых семьях и дегтем, потому что отмечалось, что это придает коже ног большую крепкость и надежно защищает от травм...Вот почему у русских девушек когда-то было не принято стесняться грязных подошв.
Этнографы отмечали и то, что в русской земледельческой культуре было устоявшееся объяснение тому, что в поле надо работать босиком:
"...Когда появлялись всходы пшеницы, ржи, ячменя, овса, наша большая семья спешила на прополку. Чтоб не утоптать землю, снимали обувь и заходили на поле босыми. После прополки не оставалось ни одного сорняка, никакой химии не применяли..."