Какое интересное совпадение! Я тоже именно летом 1994 года впервые осознал для себя, что ходить босиком можно всюду, а не только на пляжах и в лесопарках. Точную дату "перехода" назвать не смогу, что-то с мая-июня, а окончательно - в конце июля, после конного похода по Саянам.
Я могу сказать, что есть и еще одно интересное совпадение в датах наших "босоногих календарей". Мое решение тоже сложилось в сильной связи со служебным общением с животными. Вы участвовали в конном походе, а я тем летом подрядилась на два месяца работать в нашем станичном колхозе дояркой. Каждая доярка из бригад при нашем коровнике брала по две недели отпуска -в бригаде их работало четыре человека, поэтому на лето всегда принимали в каждую бригаду на работу девочку со стороны "на подхват". Обычно это были дочки самих доярок, но в тот год после университета мама смогла через блат в станичной бухгалтерии пропихнуть подработать в коровнике меня. Мама считала это очень хорошим предприятием, потому что работа даже девочки-ученицы доярки оплачивалась процентов на 35 выше, чем оклад, который получала в колхозной бухгалтерии сама мама. Так я стала первой дояркой в своей интеллигентной по меркам станицы семье.
Я до сих пор по своему личному опыту считаю работу доярки очень энергозатратным трудом. Вставать нужно было сразу после 4 утра - идти на утреннюю дойку. Освобождаешься после нее к 9 часам с минутами, а через четыре часа надо идти на дневную... После третей дойки (вечерней) - нужно скорее ужинать и ложиться спать, иначе на следующий день в четыре часа утра уже не встанешь. Я еще очень много времени тратила на купание после первой и утренней доек, потому что меня очень напрягало постоянное соседство с коровами, которые сами всегда норовят измазаться в своем навозе, а двигаются в коровнике совершенно непредсказуемо, как малахольные. Поверьте - для человека с хорошим обонянием и брезгливого- это постоянный сильный стресс, плюс потеря времени на то, чтобы нагреть воды колонкой после того, как мама помыла посуду после завтрака и ужина. Да и сама мама не скрывала, что ее напрягает садиться за стол с дочкой, которую корова только что погладила слипшимся от навоза хвостом, прежде, чем все на будет отмыто по три раза в горячей воде. Это сейчас я знаю, что запах навоза сильнее гасится, если отмываешь грязное место в холодной воде - тогда ни я, ни, почему-то, и мама этого не знали. Я сейчас понимаю, что так накапливала с каждой новой дойкой серьезный невроз и неизвестно, чем бы это кончилось, но к нам приехали отдыхать из Оренбургской области родственники мамы... Я с ними из-за своей работы на ферме не знала в будни что и делать - я приходила с утренней дойки, а они только вставали завтракать: мне нужно было отмываться, быстро завтракать и ложиться спать, а я должна была как-то их кормить, мыть за ними посуду, потом как-то развлекать в рамках светской жизни станицы. Получалось, что я стала спать еще в два раза меньше... Моя мама - человек тонкий и щепетильный: она стала замечать, что я от такого недосыпа просто впала в прострацию, а перед родичами ей было неудобно за мое вынужденное невнимание к ним; да и зато, что мной невольно так выставлялось из-за этих тщательных омовений - на какой грязной колхозной работе я оказалась. Мама решила разрешить это тем, что смогла взять на работе отпуск и путевку на несколько человек в санаторий на берегу Черного моря и увезла скучающих со мною родственников туда. Я осталась на хозяйстве и работе более чем на месяц одна. Но на меня легла теперь еще забота о наших домашних поросятах, гусях с курами и об огороде.
И тут на меня произвела поражающий эффект какая-то передача про племена Кении или Танзании -я воочию увидела, как чернокожие доярки свободно ходят по навозу в своих загонах для скота босиком, без резиновых сапог, при этом я четко уловила -насколько привлекательно и естественно выглядели их коричневые босые ноги и насколько зачуханно - распаренные и белые, многократно отмытые от грязных носок в сапогах мои обутые ноги. Несправедливым было, что босоногие грязнули выигрывали внешне передо мной обутой цивилизованной девушкой. Я вдруг впервые оценила и выгоды загара перед белой европейской кожей - в общем, все это свалилось на мое эстетическое чувство вместе. Одновременно я поняла, что африканские пастушки правильно понимают, что коровам невдомек: что мы считаем получаемое от них молоко чистым продуктом, а навоз - грязным. Коровам все едино, что они производят и наплевать - чем из этого люди предпочитают пользоваться. Весь мой цивилизованный, тщательно отмытый мир обрушился из-за этих навозных коров, и я поняла -насколько неадекватно себя веду, в отличие от кениек. Я посчитала, что не должна уклоняться от этого катарсиса и в какой-то день решила выбить клин клином, а ради этого стала ходить на дойки босиком. Мне, белой девушке, наконец-то, стала доступна та первобытная красота пастушеской босоногой жизни, которой щеголяли на телеэкране негритянки. Я, конечно, не ожидала, что такая степень "самоосквернения" окажется по впечатлениям вполне комфортной, даже станет хоть чем-то меня развлекать на работе, и дойки пойдут по ощущениям гораздо быстрее. Мне стало интересно вникать в разницу своих ощущений, например, от старого и свежего навоза. В тоже время оказалось, что моя самооценка ничуть не падает от того, что я тружусь с перепачканными этой вонючей субстанцией босыми ступнями, а мои напарницы в резиновых калошах. Конечно, кто-то из них удивился настолько, чтобы высказать мне свое неодобрение, но я нашлась ответить им мол, что "видите: у меня так теперь быстрее работать получается", а с этим они согласились, да только скорость моей работы их, в сущности, и интересовали. Одна доярка в годах, выйдя с отпуска, даже подошла ко мне и сказала буквально:
-Тебе нравится босиком в хлеву работать? Я застала, когда так еще многие выходили доить. Только мой тебе совет - чтобы заразы какой-нибудь не занести - постой перед уходом с дойки в коровьих лужах, а чтобы запаха не было - вечером ноги ополаскивай не водой, а сцеженным кислым молоком... Это она имела в виду молоко от тех коров, у которых какие-то болезни вымени, поэтому их нельзя сразу подключать к аппаратам машинного доения, потому что закисшее в вымени первое молоко испортит весь удой. Таких коров вначале тщательно раздаивают вручную, а за это дояркам отдают это плохое кислое молоко домой - все равно его выливают. в бидоны на сдачу не берут...
Отредактировано Olga Gavva (2014-04-07 00:59:43)