Olga Gavva : Иван Грозный в качестве всевластного государя земли Русской прожил долгую жизнь.
Да, но не всё это время было непрерывной резнёй.
Масштабные репрессии начались с введением Опричнины в 1565 г.
С отменой Опричнины в 1572 г. репрессии полностью не прекратились, но размах был уже далеко не тот.
Мы затронули тему Ивана Грозного в конкретной исторической ситуации, сравнивая число жертв его политики с жертвами Варфоломеевской ночи. Я и не хотела сказать, что Иван Грозный тратил все свое время на убийства и муки своих подданых: он ещё молился, учился, любился, пил и гулял. В принципе, все то же, что и он делали и последние короли династии Валуа. Но Варфоломеевская ночь у них в истории была одна, походов на Руан или другие города северо-запада с казнью каждого десятого их жителя за намерение придаться англичанам не было вовсе. А основная часть дворян погибла не на плахе или насаженными на колы, а в сражении религиозных войн, ведшихся по всем правилам тогдашнего военного искусства. Подчеркну, что в оценке Ивана Грозного я намеренно не упоминала о военных потерях его войск на западных границах и в Прибалтике, которые были настолько всеобъемлющи, что нечаянно поглотили его самого ценного слугу - Малюту Скуратова.
]Причём поначалу казнённых были единицы (хотя всё это были знатные и влиятельные люди). Основную массу попавших в опалу в первый год опричнины бояр и дворян ссылали в недавно завоёванное Поволжье, где давали им поместья и даже должности. Их земли в центральных районах отбирались в казну.
С точки зрения Ивана Грозного те люди, которые не были им казнены, имели, безусловно, меньшие вины и, поэтому, он не имел намерений уморить их, скажем, голодом, лишив всяких средств к существованию. Солдатам штрафных частей при Иосифе Джугашвили тоже выдавали паек, поскольку собирались требовать от них беззаветных усилий по защите Родины. Переселенные на восток "бояре-княжата" тоже должны были защищать с востока российские рубежи, а поместья между ними на востоке вынуждены были распределять, чтобы хоть как-то обеспечивать их существование. Заметьте, их обеспечивали не денежным содержанием из центра, а вынуждали кормиться с вотчины на местах. Причем, эти новые вотчины, конечно, были менее удобны для выкачивания из них прибавочного продукта, чем на обжитых прежних местах. Не будем выдавать нужду за добродетель.
Olga Gavva : Подобные Варфоломеевские ночи Иван Грозный устраивал чуть ли не каждую неделю.
Это преувеличение.
Я имею в виду практиковавшиеся Иваном Грозным ещё с юности выезды по ночам, скажем, за девками в посадские кварталы или боярские усадьбы. Поскольку над девками тешился не только сам царь, но и немалые по числу опричники, а некоторые немецкие и датские современники упоминали "о ужасающем виде полового органа" захваченных на утро, то я думаю, что жертв утром ожидали не клиники реабилитации в Московском Кремле, а тихая могилка. Неизвестно даже место захоронения двух законных жен Грозного, что уж говорить о количестве и персоналиях поселянок, которыми он тешился может и чаще, чем раз в неделю.
Сравнима с Варфаломеевской Ночью была упомянутая вами резня в Новгороде в январе 1570 г., когда за 2 недели было вырезано от полутора до трёх тысяч человек, т.е. примерно каждый десятый житель города. Ещё около 1500 было казнено во время Новгородского похода Малютой Скуратовым в Твери, Торжке и других городах – в основном высланных из родных мест псковичей, новгородцев и полочан. Это по Синодику Опальных, то есть те люди, за гибель которых царь признал свою ответственность. Возможно, жертв было больше, но во всяком случае не на порядок.
Знакомство с текстами синодиков приводит к мысли, что Иван Грозный, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, желал отчитаться перед Всевышним за все жертвы своего правления, а монахи не успевали, да и не могли поименно восстановить вереницы казненных. Поэтому в синодиках встречается упоминание в закономерном для тех веков социального неравенства стиле. То есть имя некоего "лутчега" дворянина и с ним столько-то непоименованных душ (каких-то Степашек, Ивашек, которых "отделали" вместе с их хозяином, конечно, не зафиксировав их имен и численность). Тогда в битвах и то считали свои потери только количеством дворян, а "худым ратникам" "несть числа". Если бы тогда проводились всероссийские переписи хотя бы среди боевых холопов, которые защищали своего господина от опричников, то и тогда число бы погибших выросло на порядки и достигло бы отметки в 40-45 тысяч.
Подчеркну, что царь Иван разумно брал в свои синодики только те души на учет, гибель которых состоялась по его приказам. Самодеятельные походы опричников в земщину, сопровождавшиеся грабежом и убийствами земских холопов, не попали ни в какие синодики, но заметно обезлюдили население тех уездов, которые остались в земщине. Оскудение дворянских поместий опричников по понятным причинам стало притчей во языцах. И именно кризис земского дворянства отмечен во всех переписях, поневоле проводившихся при осмотрах и наделениях наделами служилого дворянства перед многочисленными войнами 16 века.
Olga Gavva : по подсчетам историка С.Б. Веселовского на одного уничтоженного при разгромах московских подворий боярина приходилось 3-4 убитых его дворовых человека, а при разорении поместий служилых богатых провинциальных дворян на каждого убитого члена их семьи опричники убивали около 10 крепостных крестьян...
Они тоже вошли в Синодик Опальных. Там не только представители знати, но и простые смертные. Подсчёты как раз и велись по Синодику.
Ничего подобного, никуда они не вошли. Синодик фиксирует в первую очередь официально осужденных и казненных. А разгромы подворий, и дававшие наибольшее количество жертв, служили опричникам как бы спортом. Это подобно инициативным действиям хунвэбинов. Люди из синодиков - это жертвы типа маршала Пэн Дэ-хуая, с которым проводился официальный митинг борьбы, где его всенародно истязали и в конце концов замучили. Такие значительные люди и остались в синодиках, а низовые секретари районных парторганизаций, замученные хунвэбинами, также как холопы, попавшие под горячую руку царя и его опричников, нигде не отражены.
Olga Gavva : ...то понятно, что лишь семь лет правления Иоанна Грозного обошлись не менее чем в 40-45 тысяч смертей
Иван IV и так был тираном, выдающимся даже для тех времён.
Не надо приписывать к числу его жертв нули.
Мы с вами говорим не про молдавского господаря Иона Водэ Лютого, число подданых которого не давало ему достичь искомых нулей. Иван Грозный вовсю пользовался многолюдностью своего государства.
Крепостное право было установлено уже после смерти Ивана Грозного, при его сыне Фёдоре.
При Грозном крестьяне были ещё свободны и – по документам того времени – более-менее зажиточны.
Хотя длительная и безуспешная Ливонская война привела к увеличению повинностей и больно ударила и их по карману.
Хорошо, согласна - моя ошибка. Давайте заменим этот термин другим - "черносошные". От этого трое убитых крестьян все равно не станут равняться двум.
Он прекрасно вписывается в плеяду таких деятелей, как английский король Генрих VIII, испанский Филипп II, польский Стефан Баторий …
Указанные государи за исключением, пожалуй, английского короля Генриха VIII мало похожи на образцы турецкого "зулюма", их скорее нужно заменить валашскими господарями Ионом Лютым и Владом Дракулой, а также шведским современником Ивана Грозного безумным садистом королем Юханом. А Стефана Батория я бы не стала ставить рядом даже и с Филиппом II. Баторий напряженно соблюдал все демократические установления Речи Посполитой, какими бы неудобными они бы ему не казались. Да и в отличии от упрямого католика Филиппа кажется не сжег ни одного еретика или ведьмы. Понятно, что насаженные им на кол турки и татары не в счет.
Отредактировано Olga Gavva (2011-08-22 23:20:32)