Бернар Палисси (1510-89). Родившись в бедной семье, самоучка, он хвастался, что не говорит ни на греческом, ни на латыни. Простой горшечник, гончар, гугенот, он стал изобреталелем, художником, физиком, химиком, агрономом, одним из основателей современной геологии и палеонтологии. Он известен тем, что всю свою жизнь боролся за то, чтобы не подражать китайскому фарфору, основатель Французской майолики. Палисси занимался фаянсом, эмалями, глазурью, выпустив в свет трактат "О гочарном искусстве, его пользе, об эмалях и огне" (1580). Он изучил и опубликовал немало призводственных тайн и секретов, но оставил и свои: целый ряд рецептов его глазурей не раскрыты и по сей день. Бернар Палисси прожил долгую трудовую жизнь, а в конце её был брошен в застенки Бастилии, как гугенот. Там он и умер. Существует версия, что его казнили.
Все блюда Палисси овальной формы, на них изображаются различные виды раковин, пресмыкающиеся, растения, чаще всего древовидные папоротники, окружённые водой. Вода - стихия, где, по мнению Палисси, появились основные формы жизни. Интересен выбор животных на блюдах "сельских глин". Это ископаемые раковины, рыбы, пресмыкающиеся, ракообразные, то есть самые древние существа на Земле. А сам метод, который применял Палисси, возможно, свидетельствует о своеобразной "магии". Известно, что в натурфилософии Возрождения наука неотделима от магии, представления о "симпатии и антипатии" вещей - от научных открытий. При этом вспоминаются два следующих утверждения Палисси: "Все глины возникли из скал", "Все земли могут стать глинами". Таким образом, "сельские глины" — это не просто "глины", а понятие, несущее философский смысл.
Палисси - автор двух больших книг-трактатов. Первая, напечатанная в 1563 году, называлась так: "Действительное средство, благодаря которому все жители Франции могут увеличить свое состояние, а также те, которые не имеют никаких научных познаний, смогут научиться философии, необходимой всем обитателям Земли. А также книга эта содержит рисунок сада, представляющего столь же приятное, как и полезное изобретение. А также рисунок и план защищённого и совершенно неприступного города".
Образцом для такого города служила раковина или, точнее, пурпурный моллюск. От торговой площади и дома губернатора, находящихся в центре города, спиралями вьются улицы, причем последняя спираль образует внешнюю стену города. Вторая книга, опубликованная в 1580 году, называлась "Чудесные рассуждения о природе вод и источников естественных и искусственных, о металлах, солях, камнях, землях, об огне и эмали, со многими другими тайнами предметов, встречающихся в природе. С прибавлением трактата об удобрении земли, все представленное в виде разговоров, которые ведутся Теоретиком и Практиком". Уже одни лишь названия трактатов Палисси показывают широкий круг его занятий и интересов, соединение в его деятельности научного и творческого подхода.
Творчество Палисси-керамиста можно разделить на два больших периода. Первый период — "сельские глины", как мастер называл свои изделия, созданные во время пребывания в Сенте. "Сельские глины" - фаянсовые большие, неглубокие, всегда овальной формы блюда с широкими прямыми краями, они украшены мотивами живой природы.
Второй период - "парижский", когда Палисси работал в Тюильри. В это время Палисси впервые применил формовку в гипсе для выпуска массовой однотипной продукции. К этому периоду относятся многочисленные композиции на библейские и мифологические темы, часто представляющие свободные копии с фресок.
Произведения Бернара Палисси пользовались большим успехом не только в его время, но и в последующих веках. Недаром герой романа Бальзака "Шагреневая кожа" замечает в лавке древности в первую очередь изразцовую печь, "настоящее чудо искусства, порождённое гением Бернара Палисси". А под "лавкой древностей" Бальзак, как известно, подразумевал шедевры мирового искусства.
1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7 , 8
Так как здесь босые ноги - в объёме, то я и поместил это сообщение в "скульптурную" тему.