Посмотрел по вашей наводке первую часть. А знаете, весьма неплохо, по крайней мере гораздо лучше, чем большинство современных поделок на военную тему. Правда само существование столь хорошо инженерно оборудовали позиции (галереи, блиндажи) летом 1941-ого является беллетристикой в чистом виде. Как известно, до осени 41-ого существовала другая организация инженерных сооружений с так называемыми ячейками - отдельными окопами для каждого солдата. Ну ладно, хватит занудствовать, ведь без блиндажа не было бы и кино, так что простим.
Ох, зря вы ppk это сказали... Сейчас набегут профессиональные историки и в ветке начнётся такой срач, какой не снился и "Босоногим цыганкам"!
Траншея, в понятии Красной Армии образца 1941-го года, - это укрытый ход сообщения, уводящий в тыл или идущий вдоль фронта между стрелковыми ячейками (неважно для отдельного бойца или для всего отделения) . В фильме ход сообщения ведет именно в тыл, к блиндажам, где заметны груды ящиков с боеприпасами, а в одной сцене подчеркнуто демонстрируется больше десятка бочек с ГСМ. В тоже время ни на одном участке траншеи в фильме не видно банкетов для стрелков, площадок для пулеметов или бойниц в брустверах для стрелков - то есть подчеркнуто значение траншеи именно как хода сообщения, отодвинутого от передней линии фронта. Боевые позиции по фильму мыслятся где-то впереди, далеко от траншеи, именно туда главный герой капитан Хлебников тянет линию связи и получает ранение. В общем, пытаюсь сказать, что мысль о том, что в Красной Армии перед войной не было траншей и блиндажей, мягко говоря, странная. Действительно, считалось, что Красная Армия победит и без всяких сооружений оборонительного типа, но это не значит, что такие сооружения не строились в тылу. В фильме как раз и показана, грубо говоря, вторая линия обороны (в целом все это выглядит несколько сложнее).
Что касается степени оборудованности красноармейских позиций фортификационными сооружениями: в фильме "Живые и Мертвые" в сцене, где действие (как и в фильме "Блиндаж") происходит в июле 1941-го года в Белоруссии, командир стрелкового полка, обороняющего предполье Могилева с гордостью упоминает, что участок обороны его полка включает более 20 км траншей. Этот факт документален, потому что автор романа "Живые и мертвые" Симонов, действительно, посещал оборонительную линию Могилева. И образ Серпилина и его полка создан на основе действительного изучения Симоновым оборонительных позиций на участке полковника Кутепова, который являлся командиром полка 172-й стрелковой дивизии, защищавшей Могилев.
Взгляды Красной Армии на важность создания траншей в качестве ходов сообщения может подчеркнуть такой факт: в книге "Наставления по саперному делу" от 1922 г. подготовке стрелковых ячеек для одиночного бойца отделения посвящено 4 страницы, а созданию траншей - 13 страниц.
Про блиндажи. Блиндажи в фильме - это эрзац-постройки в лучшем случае в два-три наката, слабо заглубленные, что указывает на временный характер поспешно занятой обороны. Могли бы и лучше постараться! Создатели ,видимо, боялись той же мысли: что в Красной Армии не умеют сооружать блиндажи, поэтому лучше сделать тяп-ляп для достоверности.
Единственные провалы в фильме - это присутствие на некоторых немецких солдатах касок образца 1942 года с незавальцованными краями, поступившими в первую линию немецкой армии только в 1943 году.
Надеюсь, что мои скромные замечания ППК не будет расценивать как срач.
Отредактировано Olga Gavva (2012-08-25 14:58:51)