Очень мне понравился советский фильм с молодой Натальей Андрейченко "Свадебная ночь" (1980) по повести Ивана Шамякина "Брачная ночь". Случайно наткнулась на этот фильм по телевидению и не смогла оторваться. Замечательный тематический босоногий фильм!
Вот нашла краткое описание фильма:
"Лето 1942 года. Партизанская связная Валя Мережко направляется в город на связь с подпольщиками. Ее связным оказывается Степан - они полюбили друг друга еще до войны. Лето 1943 года. В партизанский отряд для выполнения особо важного задания прибывает с большой земли красивая разведчица Маша. Валя через Степана связывает Машу с подпольщиками. Временами ей кажется, что Степан может полюбить Машу...."
Конечно, фильм воспринимается особенно интересным в отношении босоногих сцен в основном из-за того, что повесть вся проникнута хождением босиком как одной из важных деталей существования главной героини. На основаниии именно этой детали она сравнивает красоту своей соперницы и свою привлекательность. Оценивает обувь с совершенно неожиданной для современного читателя точки зрения - в сюжете повести обувь современного городского фасона - огромная редкость в партизанском отряде, но крайне необходимая вещь у партизанских связных, чтобы их в городах не опознали полицаи, поэтому главная героиня привычно проделывает многокилометровый путь по лесам босиком, а модную обувь бережет для посещания явок непосредственно в городе.
В фильме никаким голосом за кадром эти мысли главной героини не переданы, и никто не объясняет зрителю почему большую часть пути в город Ирина Корытникова в роли Вали проделывает с ботинками, перекинутыми через плечо. Конечно, это недостаток фильма. Но, огромный плюс фильма в том, что режиссер и оператор внимательно читали литературный источник сценария и подспудно очень уважительно считаются с темой босых ног и оккупации. К примеру существуют такие замечательные сцены, которых нет и не могло быть в повести. Вот вполне обутая по-городскому героиня приходит на явку на рынок в оккупированный фашистами городок. Я не знаю точно, кто изображал массовку в этой сцене, но сразу же камера ведет главную героиню между двух молодых босоногих девушек в тяжелой теплой осенней одежде. Они стоят буквально в октябрьской луже, о чем-то интересно беседуют, потом смеются и непринужденно расходятся как бы каждая по своим делам. Я по своему личному опыту скажу, что чтобы сыграть такую сцену так естественно, при том, что для камеры эти девушки - самый дальний план, нужно и особое актерское мастерство и воля режиссера, который видит этих героинь массовки только босиком, несмотря на все противодействие погоды, стереотипов и исполнителей.
К сожалению, мы, наверное, никогда не узнаем: кому была дорога эта деталь съемочного процесса, но ее возникновение можно объяснить только особым тоном повести. Обычно, сталкиваешься с другими моментами: из двух босоногих героинь "Тихого Дона" в сцене грозы и Герасимову, и Бондарчуку удавалось уговорить следовать букве и духу Шолохова только исполнительниц роли матери Мелихова - актрисе всегда пожилой по возрасту, а более молодые исполнительницы роли Натальи выговаривали себе право отыгрывать сцену под дождем обязательно в обуви. Получается, какой бы суровостью не славился Герасимов, мнение Зинаиды Кириенко о том, что босиком в фильме она играть не будет, осталось последним словом.
В общем, обязательно читайте повесть "Брачная ночь" и ,может быть, кто-нибудь сможет найти этот потрясающий фильм?
Отредактировано Olga Gavva (2010-04-24 01:13:21)