Палыч написал(а):Никак не могу понять, какое Вам дело до Библии, если Вы неверующий? Почему Вы не оставите в покое нас, верующих, с нашими тараканами?
Как правильно сказал товарищ wolsung, вас никто и не трогает, пока вы не пытаетесь своими тараканами у нас в головах заменить наших.
Если бы верующие не вмешивались в светскую общественную жизнь, и главное, не навязывали своё видение нравственности, не оскорбляли людей иных взглядов, то кто бы что сказал? Пока вера есть сугубо личное дело человека, никто не смеет вмешиваться. Но когда вера превращается в орудие насилия и декларирует монополию на нравственность, это уже совсем другое дело.
Кто-то пойдёт на богослужение в церковь, а кто-то - на новосибирского "Тангейзера". Кто-то будет любоваться на иконы, а кто-то - на карикатуры из "Шарли Эбдо" и на скульптуры, выставленные в Манеже. Но кто, как не ваши церковные активисты, пытаются запретить всё неугодное им?
Градус религиозного пыла колеблется в зависимости от страны и эпохи, но можно смело утверждать, что религия никогда не довольствуется, да и не может довольствоваться своими замечательными догмами и грандиозными обещаниями. Природа религии вынуждает её вмешиваться в жизни неверующих, еретиков и последователей других вероучений. Она может разглагольствовать о блаженстве в мире ином, но хочет власти в мире этом. Здесь нет ничего удивительного. Религию, как мы помним, придумали люди. Недостаток уверенности в собственной пропаганде она компенсирует нетерпимостью к конкурентам.
Палыч написал(а):Это всё равно, что преподавать физику, химию или математику с позиций богословия.
А в нынешние школьные учебники по биологии уже пытаются внедрить идеи креационизма - будто бы всё создано богом.
Палыч написал(а):Вы сами придумали такую цепочку: атеизм - мифология — религия?
Точнее сказать, так: на заре человечества был не атеизм, как осознанный отказ от веры в сверхъестественное, а отсутствие веры, потому что первые люди ещё не задавались такими вопросами.
Некоторые явления жизни можно назвать непроявленными. Поясним на примере. Пока не было курения, люди не знали, что они некурящие. Иначе говоря, курение как действие, с различными атрибутами есть. А некурения, как действия, нет. Поэтому и прямого слова нет. Иначе говоря, явление некурения непроявленное. Поскольку люди не курили по незнанию, а не исходя из нравственных принципов и разумного начала, то в их некурении не было ни силы, ни нравственности.
Аналогично с пьянством. Пока люди не пили, они не знали, что они непьющие. Если непьющий - слабая позиция, поскольку можно не пить по незнанию, к примеру, или по строгим медицинским показаниям, то прямое слово трезвенник - сильная позиция, поскольку это уже осознанный выбор. Поэтому быть трезвенником - это нравственно.
Пока не было веры в бога, люди не знали, что они неверующие. И опять, неверующий - слабая позиция, например, кто-то не верит по незнанию в какого-нибудь бога. А вот атеист - сильная позиция, ибо это тоже осознаный выбор: отказ от веры в сверхъестественное.
Таким образом, люди рождаются непьющими, некурящими, неверующими. А поскольку всё это слабая позиция (они же не отказываются сознательно от всей этой гадости, а просто не знают, что она существует!), то достаточно примера взрослых, чтобы ребёнок воспринял курение, пьянство и веру в бога, как норму жизни. И опять остался на слабой позиции, но уже отрицательного знака. А так как в глубине души большинство людей понимают глупость подобного поведения, то единственное, что хоть как-то оправдывает их перед собой, так это то, что многие так делают. И потому активно некурящие, активно непьющие и активно неверящие воспринимаются как нечто раздражающее, непонятное, подозрительное и вызывающее неприятие вплоть до ненависти. Быть на сильной позиции трудно. Это означает, кроме всего прочего, сопротивление своему окружению. Гораздо проще сдаться, что многие и делают.
Что ещё мы не знаем о себе, в силу того, что не знаем некоторого действия...
Палыч написал(а):По Вашим постам не скажешь, что в Вашем сознании религиозное мировоззрение «продолжает доминировать».
Искреннее спасибо за комплимент. Как я говорю в таких случаях, "я уж стараюсь!", в смысле: чтобы религиозное мировоззрение у меня не доминировало. И, судя по Вашей оценке, хоть что-то у меня получается.
Палыч написал(а):утверждение в нашей стране власти коммунистов стало возможным именно потому, что народ до этого отошёл от религии. А иначе как объяснить, что крещёные люди сами разрушали свои храмы и расстреливали духовенство?
А почему, спрашивается, отошёл? А потому что её навязывали силой.
Российская Империя, которой сегодня поют осанну российский правящий класс буржуазии и его идеологи - буржуазные пропагандисты, изо всех сил поддерживала РПЦ, которая фактически являлась её институтом, подразделением, частью разветвлённой и достаточно совершенной структуры угнетения. РПЦ и кормилась за счёт российского государства, и награждалось им «за верную службу Царю и Отечеству» огромными земельными наделами с тысячами живущих на них крестьян, которые теперь должны были гнуть спину уже не на помещиков или «Самодержца Всея Руси», а на служителей церкви.
Всякое сопротивление гнёту, как церковному, так и помещичьему, подавлялось в царской России со страшной жестокостью. Причём тяжелее всего, как и сейчас, был гнёт духовный, который связывал трудовой народ по рукам и ногам, запутывая его сознание. Религия - идеология, выгодная угнетателям, которую должны были исповедовать угнетённые массы, насаждалась и закреплялась в российском обществе всеми возможными способами. Тех, кто не желал уверовать добром, заставляли это делать силой.
Атеистическое мировосприятие в считалось преступлением, за которое неминуемо следовало жестокое наказание. Очень строго наказывались по законам Российской Империи даже незначительные проступки, касающиеся православной веры или соблюдения её обрядов. Та самая пресловутая "духовность" прививалась русскому народу штыками и тюрьмами. Причём наказаниям подвергались все низшие классы российского общества, кроме правящего, а не только крестьянство.
Есть один прелюбопытный документ - "Уложение наказаний уголовных и исправительных", действовавшее со времён Петра I и до 1905 года включительно. После 1905 года значительная часть статей его была отменена, но некоторые сохраняли свою актуальность даже при Временном правительстве, которое тоже считало церковь важным политическим инструментом и не собиралось с ней расставаться, понимая её полезность новому господствующему классу буржуазии. И только Советская власть, отделившая церковь от государства, наконец, окончательно избавила русский народ от всех статей данного Уложения.
Смотрим раздел "О преступлениях против веры".
Статья 182. Богохульство в церкви - ссылка и каторжные работы до 20 лет, телесные наказания, клеймение; в ином публичном месте - ссылка и каторга до 8 лет, телесные наказания, клеймение.
Умели тогда защищать чувства верующих! Куда там Пусси Риот! Радуйтесь, граждане современной России, что вам пока не приходится "хрустеть французской булкой". Но имейте в виду, что такими темпами мы именно к этому и придём. Так что мотайте себе на ус, пока не поздно...
Интересно, а что грозило тем, кто делал подобное «не публично»? А вот что:
Статья 183. Непубличное богохульство - ссылка в Сибирь и телесные наказания.
Тоже неслабо, прямо скажем. Причём "непубличное богохульство" можно, как вы сами понимаете, расценивать, как душе будет угодно. Например, таким преступлением может быть шёпот в клозете. А что? Подходит в полной мере: и непублично, и богохульство.
А вот что грозило рискнувшим критиковать христианство:
Статья 186. Богохульство, поношение, порицание, критика Христианства без умысла - заключение в смирительном доме до 2 лет, заключение в тюрьме до 2 лет.
Статья 187. Печатная и письменная критика Христианства - ссылка в Сибирь, телесные наказания.
Статья 188. Насмешки над Христианством, умышленно - заключение года, неумышленно - до 3 месяцев.
Статья 189. Изготовление, распространение предметов веры в непристойной форме - по умыслу - наказание согласно ст. 183; без умысла - заключение до 6 месяцев или арест до 3 недель.
По большому счёту, пропаганда научного знания сама по себе есть критика религии, в том числе и вероучения, а значит, за распространение научных знаний вполне могли сослать в Сибирь.
Интересен также вопрос о свободе вероисповедания. Понятно, что не верить было запрещено. Но может быть можно было самому выбирать, в кого верить?
Как бы не так! Вот что грозило человеку, который вдруг надумал перейти из православия в другую веру:
Статья 190. Отвлечение от веры: ненасильственное - ссылка до 10 лет, телесные наказания, клеймение; насильственное - ссылка до 15 лет, телесные наказания, клеймение.
Статья 191. Отступление от веры - лишения прав на время отступления от веры.
Статья 192. Если один из родителей не христианской веры воспитывает детей не в Православной вере - расторжение брака, ссылка в Сибирь.
Статья 195. Совращение из Православия в иное вероисповедание - ссылка, телесные наказания, исправительные работы до 2 лет. При насильственном принуждении - ссылка в Сибирь, телесные наказания.
Статья 196. Вероотступничество - запрет на контакты с детьми, до возвращения в веру.
Вот тебе и "веротерпимость" и "уважение чужих взглядов"! За всё - одна Сибирь. А если сильно нарываетесь, то и клеймо на лоб поставят.
Но, может быть, хоть более-менее терпимо относились к разновидностям христианства - к католицизму и лютеранству?
Как выясняется, не слишком. Правда, иностранцам разрешалось отправлять их культ, однако пропаганда его в России была запрещена.
Статья 197. Не Православная проповедь - заключение в смирительном доме до 2 лет. За повторное нарушение - заключение до 6 лет. В третий раз - ссылка, заключение до 2 лет, телесные наказания, исправительные работы до 4 лет. Соблазнённые проповедями - заключаются в смирительном доме до года.
Заметьте, где именно впервые применяются психлечебницы в качестве наказания. Совсем не в СССР, как утверждают буржуазные пропагандисты, а как раз в царской России - «заключение в смирительном доме».
Не менее "весело" обстояло в царской России дело и с воспитанием детей. РПЦ строго бдила за тем, чтобы каждый рождённый в России человек попадал именно к ней:
Статья 198. Уклонение от крещения и воспитания детей в Православной вере - заключение до 2 лет.
Статья 220. Не привод детей в церковь - духовное и гражданское внушение.
Ну, "внушение", не так страшно. При условии, что вы не сектанты. Вот этим доставалось по полной, за всех сразу:
Статья 206. Раскольничество - ссылка.
Статья 207. Сектантство - ссылка.
Статья 210. Насильственное распространение ереси и раскола - каторжные работы до 15 лет, телесные наказания, клеймение.
Только чуть засомневался в истинности того варианта православия, что вешает поп в местной церкви, - дуй на каторгу.
Не менее строго и по отношению к святыням их оскорбление приравнивалось по степени тяжести к сектантству:
Статья 223. Оскорбление святынь - каторжные работы до 15 лет или пожизненные, телесные наказания, клеймение.
Но была и другая формулировка, с не в пример более лёгким наказанием:
Статья 226. Неуважение к святыне - заключение в смирительном доме до 3 лет или тюремное заключение до года.
Разобраться же где "оскорбление", а где "неуважение", могли, понятное дело, только сами священнослужители РПЦ (в зависимости от того, насколько им "позолотят ручку").
Кстати, наказывалось ли как-то грубость или неуважение паствы к самим священнослужителям? А как же!
Статья 227. Оскорбление священнослужителя - заключение в смирительном доме до года или тюремное заключение до 6 месяцев.
Статья 228. Неумышленное неуважение к святыне и оскорбление священнослужителя - арест до 3 месяцев.
Статья 229. Оскорбление Православного священнослужителя иноверцем - заключение в тюрьме до года, повторно - до 2 лет.
Н-да, не слабо. Видимо, распространители духовного опиума в Российской империи ценились на вес золота, раз их так оберегали.
Что мы видим из всего изложенного выше?
Что относились в Российской Империи к трудовому народу как к скоту. Собственно, высшее сословие - все эти помещики и аристократы, так и воспринимали народ российский - как рабочую скотину, которая только и существует для того, чтобы работать, обеспечивая их безбедное существование. У трудящихся масс царской России не было никаких прав и никакой возможности изменить свою жизнь - получить образование или повысить свой культурный или материальный уровень. Их удел - родившись рабом, таковым оставаться на всю жизнь. И в первых рядах их духовных притеснителей шли священники РПЦ, верные хранители престола и привилегий господствующего класса помещиков и аристократов.
Поэтому ничего удивительного, что народ стал громить церкви и уничтожать поповское сословие. Как написано в романе О.Генри "Короли и капуста" (Глава 16. Rouge et noir), "толпа сначала обзаводится новым кумиром и лишь тогда свергает старый". Вот этим-то новым кумиром и стали Ленин, Сталин и их соратники.
И всё же стоит благодарить коммунистов за то, что они удалили из мозга нашего человека традиционную религию.
Да, они ввели свою религию, коммунистическую, с Капиталом вместо Ветхого завета, и трудами Ленина вместо Нового.
С Марксом, Энгельсом (зачем-то!) и Лениным вместо святой троицы и Сталиным вместо Царя-батюшки, гаранта веры. С майскими и ноябрьскими демонстрациями вместо крестных ходов и плакатами вместо хоругвей и икон.
Если кто помнит - ещё был моральный кодекс строителя коммунизма - что-то вроде 10 заповедей.
Но всё это было настолько похоже на фарс, что само отвалилось при удобном случае.
Мне, например, хватило одной книги "1984" Оруэлла и понятие "Двоемыслия".
А ведь оно реально было! Кто помнит, не даст соврать.
Но старое-то уже не вернёшь.
Кто сейчас реально будет верить в "непорочное зачатие", в хождение по воде и, тем более, в сотворение мира за 6000 лет до РХ. Только Двоемыслие может помочь.
Отключи мозг и повторяй как попугай, пока сам в это не поверишь...
А ведь в результате сознание у нас свободнее, чем у тех, кто не пережил кризиса идеологии.
Палыч написал(а):Ага, в пирамиду МММ влезли исключительно верующие.
Именно верующие, кто же ещё? Верующие в нового бога, имя которому - Сергей Мавроди. Не задумывающиеся над элементарным вопросом: а откуда он возьмёт столько денег, чтобы оплатить все свои обязательства по акциям?
Палыч написал(а):Что такое религия?
Согласно Википедии: Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Или ещё, с атеистического сайта: Религия – совокупность неких правил, по которым строятся отношения верующего со своим богом. Религии, множество религий, существуют для разделения людей, чтобы посеять отчуждение между людьми, для натравливания одних на других. И всегда именно так они и использовались. Используются и поныне. А верующему человеку религия не нужна вообще – с богом, в которого он верит, можно общаться и без всяких правил, и без посредников.
Палыч написал(а):Вы сами ввязываетесь в дискуссию о богах. Какой смысл Вы вкладываете в эти термины?
Нечто, будто бы существующее (так, во всяком случае, говорят религии), что может нарушать законы природы и вмешивается в повседневное течение жизни. Потому что, по словам журналиста Амброза Бирса, "Молитва - это просьба изменить законы Вселенной ради одного, явно недостойного, просителя".
Как следует из Библии, бог обладает способностью трансформировать материю. Например, делать из человеческого тела, состоящего из воды на ~70%, кусок соли. Не важно, какая именно это была соль, хлорид натрия (поваренная соль) или же сульфат магния (горькая, или английская соль). Важно то, что химический состав материи мгновенно меняется согласно намерению бога.
"Жена же Лотова оглянулась позади его и стала соляным столпом". (Бытие, глава 19, стих 26)
Впрочем, бог способен не только на синтез соли из воды. Оказывается, из воды можно приготовить этанол плюс сахара плюс красители, содержащиеся в продуктах брожения винограда. Плюс ещё остальные компоненты вина.
"Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда [это вино], знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовёт жениха и говорит ему: всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою". (Евангелие от Иоанна, глава 2, стихи 9-11)
Творец не видит преград не только в законах химии, но и механики. И закон тяготения ему не писан.
"В четвёртую же стражу ночи пошёл к ним Иисус, идя по морю. (Матфей, глава 14, стих 25)
Но Всевышний с успехом покушается не только на законы физики и химии, но и биологии с медициной. Оказывается, роль антидота при укусах змей может играть... взгляд на кусок меди!
"И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив". (Числа, глава 21, стих 9)
Список чудес Библии огромен. Думаю, перечислять их дальше уже не имеет смысла, вывод совершенно ясен: творец в состоянии нарушать законы мироздания. Именно таким он декларирован в священном писании.
А теперь представьте себе две вселенных. В одной из них есть всемогущий сознательный творец, который может по собственной воле нарушать и нарушает законы физики, химии, биологии и чего ещё. А в другой такого творца нет. Очевидно, что первая вселенная кардинально отличалась бы от второй. Тем, что в ней происходили бы всякие наблюдаемые чудеса.
Если бы такой творец был бы в нашей вселенной, то он наверняка бы выкинул что-нибудь в своём духе, изжарив бы заживо атеистов, изменив гравитацию пару раз или же заставил бы превращаться свинец в золото безо всяких там ускорителей. Почему бы не помочь молящимся в храме нищим старухам, не превратив их объедки в холодильнике на завтра в сказочный пир! Ведь господь может! Вы видели хоть раз, чтобы закон Кулона не работал? А чтобы бутерброд летел не к земле, а сам падал наверх! Ну а гиря не тонула бы, а взлетала бы из воды? Мы ничего такого не наблюдаем! И мы с уверенностью можем сказать, что чудотворный творец, описанный в Библии, вряд ли существует в нашей Вселенной. По крайней мере, то, что мы наблюдаем, совершенно не согласуется с откровением бога о самом себе.
Палыч написал(а):Что Вы подразумеваете под грехом?
Всякое деяние (действие или бездействие), осуждаемое религией, вне зависимости от того, страдает кто-нибудь от этого деяния или нет; есть какой-нибудь вразумительный ответ на вопрос: "а что плохого в том или ином поступке?" или же просто: "запрещено и всё тут". Вот, например - это я опровергаю слова шведского министра Карла Бильдта, будто православие опаснее исламского фундаментализма, потому что пытается регламентировать семейные отношения и враждебно геям и трансгендерам. Ничего подобного - исламисты тоже регламентируют.
Ричард Докинз в книге "Бог как иллюзия" пишет, например:
В Афганистане в эпоху Талибана официальным наказанием за гомосексуализм была смертная казнь, совершаемая особо изощрённым способом: жертву погребали заживо под стеной, обрушиваемой на неё сверху. "Преступлением" в данном случае являются сугубо личные отношения между двумя совершеннолетними лицами, не причиняющими своими действиями никакого вреда никому. Налицо классические приметы религиозного абсолютизма. Нам, на моей родине, тоже не стоит слишком горячо поздравлять себя. Проявления гомосексуализма в частной жизни - невероятно, но факт! - оставались в Великобритании уголовным преступлением вплоть до 1967 года. В 1954 году Алан Тьюринг - британский математик, которого, наряду с Джоном фон Нейманом, можно считать отцом современного компьютера, - покончил с собой, подвергнувшись обвинению в гомосексуальном поведении в частной жизни. Тьюрингу не грозило погребение заживо под обрушенной на него танком стеной. Ему предложили выбор между двумя годами тюрьмы (можно только представить, как обращались бы с ним другие заключённые) и курсом гормональных уколов, равносильных химической кастрации и вызывающих рост грудей. Он сделал выбор - съел яблоко, впрыснув в него цианистый калий.
Тьюринг, внёсший важнейший вклад в расшифровку немецкого кода "Энигма", возможно, сделал для победы над нацизмом больше, чем Эйзенхауэр или Черчилль. Благодаря Тьюрингу и его коллегам, работавшим над проектом "Ультра" в Блечли-парке, генералы союзников всегда, в течение долгих военных месяцев, узнавали подробности немецких планов до того, как командование противника могло воплотить их в жизнь. После войны, когда заслуги Тьюринга перестали быть секретом, его следовало бы посвятить в рыцари и превозносить как спасителя отечества. Вместо этого безобидного, заикающегося, эксцентричного гения растоптали за совершаемое в частной жизни, никому не приносившее вреда "преступление". Несомненно, перед нами - очередное действие религиозного моралиста, которого страстно заботит, чем люди занимаются (и что думают) за закрытыми дверями.
Палыч написал(а):выдавая содержание Ветхого завета за содержание всей Библии, что является наглой ложью?
Во-первых, Ветхий завет составляет около 80% Библии. Во-вторых, что-то я не слышал, чтобы хоть одна из христианских церквей отреклась от Ветхого завета, сказав, что она не имеет с ним ничего общего. И в-третьих, лучше ли Новый завет, чем Ветхий? Там тоже очень много жестокости.
Опять же процитирую Докинза:
Отношение Иисуса к близким, признаем, не совсем отвечает современным идеалам. С собственной матерью он был порой до грубости резок и призывал учеников следовать за собой, покидая семьи: "Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником" (Лука, 4:22). Американская комедийная актриса Джулия Суини выразила в своём выступлении "Отходя от Бога" недоумение по этому поводу: "Разве секты делают не то же самое? Не заставляют отказаться от семьи, чтобы задурить вам голову?"
Джулия Суини также абсолютно права, упоминая буддизм. Аналогично тому, как христианство обычно считается более "умеренной" религией по сравнению с исламом, буддизм часто называют лучшей религией из всех. Но идея о перерождении в зависимости от грехов в прошлой жизни довольно неприятна. Джулия Суини: "Во время поездки в Таиланд я встретила женщину, ухаживающую за ребёнком со страшными врождёнными увечьями. Я сказала: "Как хорошо с вашей стороны помогать этому несчастному малышу". - "Не называйте его несчастным, - ответила она. - Наверняка в прошлой жизни он совершил что-то ужасное, чтобы переродиться таким уродцем"".
Бог воплотился в человека - Иисуса, чтобы подвергнуть его пыткам и казни во искупление наследуемого со времён Адама греха. Со времён изложения этого нелицеприятного учения Павлом Иисусу возносят молитвы как искупителю всех наших грехов. Не только прошлого Адамова греха: всех, включая будущие, вне зависимости от того, совершат их в будущем люди или нет!
Беднягу Иуду Искариота обвиняют во всей этой истории довольно несправедливо, учитывая, что его "предательство" было необходимой частью космического замысла. То же можно сказать и про обвиняемых в убийстве Иисуса. Если, чтобы спасти нас всех, Иисус желал, чтобы его предали, а затем лишили жизни, не очень-то справедливо со стороны тех, кто полагает себя спасённым, все последующие века обвинять Иуду и евреев.
Я уже назвал центральный догмат христианства - искупление - жестоким, садомазохистским и отвратительным. Помимо этого, взглянув на факты объективно, свежим, не затуплённым привычкой и бесконечными повторами взглядом, его нельзя не признать просто безумным. Если бог хотел простить наши грехи, почему бы просто не простить их, без самоистязания и самоумерщвления в качестве платы за услугу - и вдобавок приговаривая многие и многие будущие поколения евреев к погромам и преследованиям за "христоубийство": может, этот потомственный грех тоже передаётся с семенем?
Еврейский исследователь Геза Вермес объясняет, что, будучи наследником древней еврейской теологической традиции, Павел был хорошо знаком с догмой о том, что без пролития крови искупления не происходит. Именно это он и говорит в своём Послании к Евреям (9:22). Прогрессивным этическим философам нелегко в наше время защищать любую теорию искупления наказанием, а уж тем более теорию "козла отпущения" - умерщвления невиновного во искупление чужих грехов. Да и в любом случае поневоле напрашивается вопрос: на кого бог пытался произвести впечатление? Видимо, на себя, сам был и судьёй, и присяжными, и жертвой приговора. Более того, Адам - лицо, обвиняемое в совершении первородного греха, - вообще никогда не существовал: неприятный факт, в незнании которого ещё можно извинить Павла, но никак не всезнающего бога (или Иисуса, если верить, что он бог). Таким образом, сама основа этой гадкой теории рассыпается в прах. Ах да, мы забыли, что ветхозаветная история об Адаме и Еве конечно же не буквальная, а символическая. Символическая? То есть, чтобы произвести на себя впечатление, Иисус устроил собственные пытку и казнь в качестве искупительного наказания за символический грех, совершённый несуществующим лицом? И скажите - это не сумасшествие самого жестокого и отвратительного свойства?
Или из Кристофера Хитченса, книга "Бог - не любовь: Как религия всё отравляет":
Эволюция древнего предрассудка в конце концов породила представление о жертвенном искуплении чужих грехов, не дававшее покоя даже Клайву Льюису. Вновь перед нами отец, доказывающий свою любовь зверским убийством сына, но этот отец не пытается произвести впечатление на бога. Он сам и есть бог, и впечатление пытается произвести на людей. Спросите себя: как сочетается с моралью нижеследующее? Мне говорят, что две тысячи лет назад состоялось человеческое жертвоприношение, без моего на то согласия и в условиях столь изуверских, что, оказавшись там и имея хоть какое-нибудь влияние, я бы счёл свои долгом ему помешать. В результате этого убийства мои собственные многообразные грехи прощаются, и я вправе рассчитывать на жизнь вечную.
Забудем на минуту, насколько противоречат друг другу рассказчики этой истории. Допустим, что всё примерно так и было. Что из этого следует? Не так много хорошего, как кажется на первый взгляд. Для начала - чтобы суметь воспользоваться этим чудесным предложением - я должен взять на себя ответственность за бичевание, глумление и распятие, в которых не участвовал и которым не мог помешать. Я должен признать, что каждый раз, когда я отказываюсь от этой ответственности или грешу - словом ли, делом ли, - я делаю мучения распятого ещё невыносимей. Далее, от меня требуют поверить, что мучения были необходимы для того, чтобы искупить более давнее преступление, в котором я также не участвовал, а именно грех Адама. Бессмысленно возражать, что Адама, судя по всему, сначала наделили жгучим любопытством и мятежностью, а затем запретили их утолять: всё было решено раз и навсегда задолго до рождения Иисуса. Таким образом, моя собственная вина в данном вопросе считается "первородной" и неизбежной. При этом, однако, мне дарована свобода воли, посредством которой я могу отвергнуть предложенное искупление моих грехов. Если я воспользуюсь этой возможностью, мне предстоят вечные пытки - ужасней всех мук Голгофы и всех кар, которыми пугали первую аудиторию Десяти заповедей.
История становится ещё запутанней, когда рано или поздно понимаешь, что Иисус и желал смерти, и нуждался в ней. На Пасху в Иерусалим он пришёл именно для того, чтобы умереть, и все, кто принимал участие в убийстве, сами того не ведая, исполняли божью волю и древние пророчества. (Если оставить в стороне версию гностиков, в высшей степени странной представляется хула, свалившаяся на Иуду, которому почему-то понадобилось показать преследователям всем известного проповедника. Без Иуды не было бы ни "Страстной пятницы", ни самих "страстей".