dirtysoles

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » dirtysoles » Общество грязных подошв » Традиционно босоногие народы в прошлом


Традиционно босоногие народы в прошлом

Сообщений 61 страница 90 из 1036

61

Не могу согласиться с тезисом, что население перестает быть босоногим, как только обувь становится общедоступной.
Взять, к примеру, какой-нибудь наш южный приморский город. Летняя жара. На пляже все босиком. Почему бы не погулять без обуви по набережной, по улицам, идущим к морю, да и вообще по всему городу? В 70е--80е годы так многие и поступали. То есть босых детей и подростков в городе чуть не половина, с возрастом количество босоногих уменьшается, девушки без обуви несколько чаще, чем парни. Все эти факты не нуждаются в особом объяснении.
В наше время описанные явления не прекратили существование, но процентная статистика значительно понизилась.

Что заставляет людей разуваться или мешает им это делать?
Традиции -- сильный фактор. Он может действовать десятилетиями даже при исчезновении других мотивов. В таком городе большинство местных жителей имеют крестьянские корни. За долгие годы личные привычки и общественные обычаи постепенно теряются, а летняя обувь постепенно становится если не дешевле, то удобнее.
Но есть и другие социальные факторы. Уровень жизни и цена на обувь -- не самый важный. А что сильнее: советское запретительство или капиталистическая конкуренция и глобализация, -- мы здесь едва ли сможем обстоятельно в этом разобраться.

0

62

В городе ситуация принципиально иная, и я не представляю, как барефутеры преодолевают табу на босоногость.
На самом деле нет никакого табу, мы же не племя тумбу-юмбу. Это у них табу, а я лично ощущаю себя вполне цивилизованным человеком. И вправе делать всё, что не причиняет вреда другим. Так что, вот так и ходим :)

В городе ситуация принципиально иная, и я не представляю, как барефутеры преодолевают табу на босоногость.
На самом деле нет никакого табу, мы же не племя тумбу-юмбу. Это у них табу, а я лично ощущаю себя вполне цивилизованным человеком. И вправе делать всё, что не причиняет вреда другим. Так что, вот так и ходим :)

0

63

Вопросы поставлены серьёзные, так сходу и не ответишь. А ведь действительно, лет 10 назад босиком по городу чаще ходили чем сейчас. Что этому виной, не знаю. Возможно, предыдущее поколение было свободнее от комплексов и предрассудков?

0

64

На самом деле нет никакого табу, мы же не племя тумбу-юмбу. Это у них табу, а я лично ощущаю себя вполне цивилизованным человеком. И вправе делать всё, что не причиняет вреда другим. Так что, вот так и ходим :)

И что, ни разу не возникало проблем, связанных с босоногостью? Вас не пытались куда-либо не пустить? Не пытались издеваться над Вами? На работе Вам не давали понять, что такое поведение дискредитирует фирму и Вам надо прекратить выпендриваться, чтобы Вас не "ушли"?
Я вполне допускаю, что Вы научились не обращать внимание на недоумённые взгляды прохожих, в конце концов это не сложнее чем танцевать стриптиз перед полным залом и не стыдиться этого, но ведь остаются ещё и другие люди, от которых Вы зависите, каким бы Вы не казались себе свободным человеком.
Я уже приводил на этом форуме пример, что получилось в Волгограде при попытки прийти босиком в книжный магазин, правда зимой. Думаю, что нечто подобное рано или поздно просходит с любым городским барефутером, и он либо перестаёт ходить босиком и не любит вспоминать о таких попытках, либо перестаёт показываться без обуви там, где произошёл инцидент. Повторюсь о хиппи и магазинах, в некоторые из которых их пускали, а в некоторые - нет.

А насчёт того, что человек вправе делать всё, что не причиняет вреда другим, можно привести такой пример: ходите по улице на работу и везде в дурацком колпаке с бубенчиками. Это никому не повредит, но отношение к Вам вызовет соответствеющее.

Отредактировано Alex (2006-11-30 18:48:34)

0

65

А ведь действительно, лет 10 назад босиком по городу чаще ходили чем сейчас.

Если Вы не имеете в виду цыганок, то босиком ходили в городе 10 лет назад также часто как и теперь, то есть практически никогда. Если иметь в виду именно их, то босых цыганок (цыганят в особенности) можно встретить и сейчас. Просто их с некоторого времени их стало встречаться значительно меньше, чем было раньше. Вероятно это связано с изменением политики правительства Москвы.

0

66

А что сильнее: советское запретительство или капиталистическая конкуренция и глобализация, -- мы здесь едва ли сможем обстоятельно в этом разобраться.

Не понял.
Какая связь между босоногостью и капиталистической конкуренцией и глобализацией, а равно и с советским запретительством?

0

67

Насчет 10-и лет не помню, где-то до 90-х по Москве цыганки и их дети ходили босиком только так. И по улицам, и в метро побирались. Помню даже видел одну цыганку, кажется на Арбате, босую, с перевязанной ногой. Видно, наступила на стекляшку, порезалась, перевязала ногу, а обуваться все равно не стала.

0

68

Не понял.
Какая связь между босоногостью и капиталистической конкуренцией и глобализацией, а равно и с советским запретительством?

А я и сам не очень-то понимаю.

Просто есть некоторые наблюдения и мысли.
Советский человек привык, что всё запрещено. Но время от времени, в разных ситуациях он на это плюет...
Современный капиталистический человек стремится не отстать от преобладающих тенденций (трендов, мейнстрима и т.д.), выглядеть "на уровне", и, вообще, проявляет ряд качеств, которые на многое влияют. Но тут уже нужно мнение профессионалов: социологов, психологов и др.

0

69

Насчет 10-и лет не помню, где-то до 90-х по Москве цыганки и их дети ходили босиком только так. И по улицам, и в метро побирались. Помню даже видел одну цыганку, кажется на Арбате, босую, с перевязанной ногой. Видно, наступила на стекляшку, порезалась, перевязала ногу, а обуваться все равно не стала.

Да, цыганки стали стремительно обуваться.

В 90-е гг. в Москве появились многочисленные нищие "таджики" -- на самом деле представители этноса цыганского происхождения (мугат, люли), приехавшие из Средней Азии. Поначалу их одежда имела характерные черты (летом): мужчины в халатах и обязательно обутые, а женщины в свободных пестрых платьях и дети -- всегда босые.

0

70

Вот ещё один вопрос: почему традиционно босоногие цыганки стали интенсивно обуваться?

0

71

Мне кажется, что отказ от босоногости проходит в три этапа: сначала становится неприлично ходить босиком взрослым (женатым) мужчинам, потом женщинам, а там и детям. Детская босоногость держится намного дольше чем любая другая, причём без различия пола. Интересно почему?

0

72

Детская босоногость держится намного дольше чем любая другая, причём без различия пола. Интересно почему?

Социум не требует от детей изображать солидность - и потому, что от детей вообще многое требовать бесполезно, и чтобы подчёркивать видимость солидности взрослых.

0

73

В теме про артистов начался разговор по поводу Испании 18 века.
Чтобы не засорять ее, продолжаю здесь.

wolsung :

//Помню, меня когда-то очень удивил польский фильм про средневековую
//Испанию "Рукопись, найденная в Сарагосе": все его сцены были полны
//босоногими испанскими девушками, а я представляла себе Испанию вседа
//обутой, так сказать, "застегнутой на все пуговицы". 

Так фильм-то про СРЕДНЕВЕКОВУЮ Испанию (точнее, про 18 век). Тогда еще не все обулись  
   
Olga Gavva :

Нет, этнографически в Европе 18 век --время самого пристального внимания к обуви у трудящихся слоев населения: такого стремления обуться и выглядеть так же, как нобилитет, не будет в истории европейской культуре больше никогда, потому что в 1789 году произойдет Великая Французская революция и приведет к появлению моды на антику, в том числе и в отношении моды, так что появятся даже босоногие модницы среди английских герцогинь--с перстнями на пальцах ног-- и французская мадам Рекамье, принимавшая высоких гостей у себя во дворце всегда босая. Низы горожан были захвачены во время революции такими модами хотя бы в виде класса, который выдвигался политиками революции как законодатель, если не потребитель этих мод, а трудящиеся, утратив дворянство как обутый ориентир, перешли, вместо интереса к обуви, на улучшение за счет этих средств своего питания. Известный факт, например, что Ломброзо отмечал, сколь многие лондонские проститутки, живя в столичном мегаполисе и хорошо, по меркам простонародья, питаясь, не желали за счет ухудшения этого питания приобрести себе хотя бы единственную пару туфель и не смущались тем обстоятельством, что должны были и завлекать клиентов босиком, что сам Ломброзо посчитал неопрятным. Одновременно он подчеркивал, что те же самые проститутки были очень набожными и находили возможным тратить какие-то свои суммы на церковные пожертвования. К сожалению, Ломброзо был очень далек от этнографии и не указывал национальной принадлежности проституток: ВПОЛНЕ ВОЗМОЖНО, что отмеченные им босоногие представительницы этой древнейшей профессии были шотландками или ирландками, чью привычку ходить босиком иы уже отмечали, это же происхождение может объяснить и заметную на общеанглийском фоне набожность описанных Ломброзо женщин. 
   
wolsung :

Не соглашусь с вами.
Стремление - оно и до, и после этого было. Но не всегда реализовывалось.
Но голословно спорить не буду, попробую поднять информацию.

Ваш же пример с лондонскими проститутками говорит об обратном.
Ирландкии они там или нет - во-первых, вовсе неизвестно, во-вторых, жили в Лондоне, а не в Дублине.

Моды Французской Революции тут ни при чем.
Во-первых, это была ррреволюционная мода - типа, "отречемся от старого мира" - и продержалась она всего несколько лет.
Во-вторых, существовала она в основном в самой Франции и, может быть, во времена Директории - в завоеванных ей странах.

Вот испанский национальный костюм (из альбомов 19 века) .
Большинство народу обуто, но встречается и вот такое :

http://www.costumes.org/HISTORY/racinet … spain4.jpg
http://www.printspast.com/misc/315066.jpg
http://www.costumes.org/HISTORY/racinet/ra...tspainhouse.jpg

Взято отсюда

http://www.costumes.org/HISTORY/100pages/B...t/spain19th.htm
wwwprintspast.com/pwap1009010014.htm

Не думаю, что в первой половине 18 в босых было меньше - скорее, наоборот, больше. (действие "Рукописи" разворачивается при Филиппе 5, правившем до 1740-х годов)

Отредактировано wolsung (2006-12-08 15:07:49)

0

74

Отвлекусь от Европы 18 века

Вот ссылочку нашел
http://www.painetworks.com/cgi-bin/searchl...?find=%3Dzzmpez

Бразилия, из того же дореволюционнного альбома
http://www.printspast.com/selected_print.a...de-estampes.htm

0

75

Социум не требует от детей изображать солидность - и потому, что от детей вообще многое требовать бесполезно, и чтобы подчёркивать видимость солидности взрослых.

Полагаю, что не только из-за этого. Сейчас детей очень эффективно отучают от бегания босиком. Я думаю, что детская босоногость, практиковавшаяся в деревнях уже после обувания взрослых, это результат экономии на детской обуви, так как ребёнок растёт и ему обувь требуется менять часто, а не по мере износа, как взрослым.

0

76

Olga Gavva :

  Известный факт, например, что Ломброзо отмечал, сколь многие лондонские проститутки, живя в столичном мегаполисе и хорошо, по меркам простонародья, питаясь, не желали за счет ухудшения этого питания приобрести себе хотя бы единственную пару туфель и не смущались тем обстоятельством, что должны были и завлекать клиентов босиком, что сам Ломброзо посчитал неопрятным.

А что, в Лондоне только проститутки ходили босыми? Думаю, что среди низов общества, к которым принадлежала и большая часть клиентуры этих проституток, босоногость была распространена достаточно широко. Если бы это было не так, то "ночные бабочки" рисковали бы потерять клиентуру и точно не стали бы экономить на обуви.
Здесь возникает ещё вопрос: носили ли эти дамы обувь зимой, поскольку в Англии климат всё-таки не тропический.
По поводу питания.
Насколько я понял в Англии в начале XIX века, питаться плохо, по меркам простонародья, обозначало пеллагру и алиментарную дистрофию, то есть то, что сталинские зеки называли словами "доходить" или "доплывать". Нормально, для простонародья, было питаться впроголодь, наедаясь досыта по праздникам. Хорошо питаться, выходит, обозначало, что есть возможность наедаться досыта каждый день. В такой ситуации вряд ли кто захочет садиться на голодный паёк, ради приобретения обуви, тем более, что её отсутствие хотя и не являлось признаком престижа, но и не было неприличным, как в наши дни.

0

77

Подборка рисунков и фотографий в основном 19 века, на нескольких страницах.
На рисунках показаны жители Индии, островов Тихого океана и т.п.
На фото есть и европейцы, но это в основном дети (если не считать постановочных фото).
http://www.scienceandsociety.co.uk/results...4&F=0001&Step=1
Если кликнуть мышью на картинке – появится подборка подобных.

Например  :

Индия, первая половина 19 века
http://www.scienceandsociety.co.uk/results...?image=10419120

Арауканы (Чили)
http://www.scienceandsociety.co.uk/results...?image=10421378

Тимор и другие острова Тихого океана
http://www.scienceandsociety.co.uk/results...ag=2&imagepos=4
http://www.scienceandsociety.co.uk/results...g=2&imagepos=37

0

78

Вот небольшая подборка от середины 19 века до нашего времени.
Просто свидетельства очевидцев :)

------------------------------

Италия, 1855 год

А. П. Боголюбов
Записки моряка-художника

Соррентки слывут за красавиц, и, точно, случалось видеть девушек, лет шестнадцати, дивной красоты. Как теперь помню, раз, идя к святому колодцу с Чернышёвым, мы увидели спускавшихся с вязками сена на головах крестьянок, они были только в рубахах и босые. Полуденное солнце освещало сзади их золотые волосы и смуглые плечи, над которыми виднелась в рефлексе зелени чудная голова известной красавицы Мариуччи. Ну отчего я никогда не видал подобного ни у кого. Известный Ридель в Риме со своими искусственно фольговыми рефлексами всегда писал кукол нарядных вместо истинной деревенской итальянской красоты. Правда, после я видел итальянок Бонна, они были близки к Мариучче, но итальянские жанристы как бы не понимают своих национальных красот.

------------------------------

Аргентина, конец 19 в .
(источник : Я.К о н с т а н т и н о в с к и й. Мое пребывание в Аргентине. Верные сведения о колониях, колонистах и колониальном устройстве. Одесса, 1893)
http://www.ilaran.ru/?n=152

Эмиграция приводила переселенцев к неизбежному снижению их социального статуса. Я.Константиновский, находившийся в Аргентине в 1893 г. с целью выяснить положение еврейских колонистов, встретился с семьей Готлибов, знакомой ему еще по Кишиневу. Отец семейства, торговец табаком, занимал там видное положение в обществе. Его сыновья учились в гимназии, дочери "щеголяли в модных костюмах".

"А ныне, - восклицал автор, - что вижу? Сам Готлиб - настоящий мужик, руки в мозолях, на нем грубая холщовая рубаха и такие же штаны, башмаки на босую ногу... А дочери его - совсем загорелые крестьянки, две из них босиком, прилежно ладонями обмазывают жидкой грязью стены своей хаты, а третья месит ногами глину. Все они научились ходить за плугом и работают не хуже мужчин, копать огороды, мчаться верхом, как вихрь, на быстрых полудиких скакунах...

------------------------------

1930-е годы. Румыния.

И. Эренбург. "Люди, годы, жизнь", книга IV

Мне пришлось заночевать в румынском городе Орадя. Я с любопытством глядел на ободранных, но лихих извозчиков, которые катали расфуфыренных дам, на босых крестьян, на изысканных полицейских, а журналисты с не меньшим любопытством разглядывали меня

------------------------------

Наше время, Азорские острова
взято отсюда (впечатления о поездке с какого-то туристического сайта)
http://www.turpravda.com/article/570.html

(Это может быть не показательно, т.к. район туристический. К тому же, босые здесь только дети - 21 век, однако)

Мы еле двигаемся по узким улочкам — тротуары как раз на одного прохожего. Жара невыносимая, камни отражают солнечный жар и тепло, не спасают тополя на аллеях, а ряды кактусов на фешенебельной улице словно в насмешку подчеркивают зной. Машины невиданно старых марок, скрежеща разболтанными частями, обдают гарью. Пристраиваемся в очередь за мороженым: стоят горожанки в цветастых платках, девочки в длинных платьицах, словно маленькие дамы, хотя и босые, крестьянки во всем черном — все жаждут получить по эйфелевой башне розового мороженого.

Отредактировано wolsung (2006-12-19 13:10:01)

0

79

19 век :
= = = = = = = =
Маори, Новая Зеландия
http://www.scienceandsociety.co.uk/results...=2&imagepos=124

Тимор
http://www.scienceandsociety.co.uk/results...?image=10423469

Каролинские острова, Микронезия
http://www.scienceandsociety.co.uk/results...=2&imagepos=105

Индейцы Латинской Америки
http://www.scienceandsociety.co.uk/results...?image=10425461
http://www.scienceandsociety.co.uk/results...=2&imagepos=133

И Северной Америки (1855 г.)
Филадельфия
http://www.scienceandsociety.co.uk/results...=2&imagepos=135
Калифорния
http://www.scienceandsociety.co.uk/results...=2&imagepos=134

0

80

Вот еще несколько свидетельств очевидцев разных странах

=======================

Ацтеки, о которых уже шла речь :

КОРТЕС, ЭРНАН
Второе послание-реляция императору Карлу V

навстречу нам вышел сам владыка Моктесума и с ним сотни две сановников, все босые и одетые в платье другого вида или фасона, но тоже весьма богатое

посередине улицы шел Моктесума с двумя сановниками, один справа, другой слева, и один из них был тот самый вельможа, о ком я говорил, что он явился на переговоры в носилках, а другой — брат Моктесумы, правитель города Истапалапа, откуда я в тот день вышел, и все трое были одеты одинаково, только Моктесума был в обуви, а те двое — босые

=======================

Иран, 17 век

ФЕДОР КОТОВ
О ПУТЕШЕСТВИИ ИЗ МОСКВЫ В ПЕРСИДСКОЕ ЦАРСТВО
(1623 г.)

У аврамлян [вероятно, сирийская религиозная секта], которые были у шаха на встрече, лица смирные, у всех большие бороды, волосы черные. А жен держат по две, по три, и по пяти, и по семи, и по сколько кто захочет и сможет. Платье они носят широкое, у всех кирпичного цвета, сделанное из верблюжьей шерсти, на голове носят чалму, ходят босиком, штаны носят всего лишь до колен. На женщинах платье желтое, сделано из той же верблюжьей шерсти.

========================

Россия, начало 18 века

К. ДЕ БРУИН
ПУТЕШЕСТВИЯ В МОСКОВИЮ
http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Bruin/frametext2.htm

шьют они совсем отлично от нас: они надевают наперсток на первый палец, который, вместе с большим, употребляют для того, чтобы тянуть иглу с ниткой к себе, а не от себя, как это делается у нас. Они помогают себе в шитье и ногами, КОТОРЫЕ У НИХ ОБЫКНОВЕННО БОСЫЕ, и мастерски придерживают двумя первыми пальцами ноги материю, которую шьют точно так, как у нас, придерживают ее коленами или прикалывают ее к чему-нибудь. Впрочем, я видел в разных местах не раз и таких, которые шьют иначе.

=========================

Бразилия, 19 век
(правда, речь о рабах)

Ф. П. ЛИТКЕ
Дневник, веденный во время кругосветного плавания на шлюпе «Камчатка» (Кронштадт)

Рио-де-Жанейро, 15-26 августа 1817 г :

Из здешних негров есть и свободные; они отличаются от крепостных тем, что могут ходить обутые, крепостные же ходят босые.

0

81

http://norse.ulver.com/articles/whenbrothers.html

Дания, 15 век.

Забота о том, какое впечатление цех производит на окружающих, стремление утвердить свою принадлежность к респектабельному обществу и продемонстрировать незапятнанную репутацию проходят через множество уставов, принимавшихся на протяжении всего XV в.
Особенно важно было прилично вести себя на общих сходах и пирах, на которые приглашались бургомистры, члены городского совета, королевские чиновники, священники. Здесь и требование быть подобающим образом одетым.

Так, устав подмастерьев сапожников Роскилле, принятый около 1450 г., выдвигает следующие требования:

§ 25: Тот, кто босым приходит на общую встречу, должен штрафоваться на 1 шиллинг.

Подобные требования были и в других цеховых уставах.

То есть, в обычной жизни небогатые горожане ходили босыми достаточно часто.

0

82

http://ukrstor.com/ukrstor/kelsiev.htm

В.И.Кельсиев
Галичина и Молдавия. Путевые письма.
1868 г.

Западная Украина, входившая тогда в состав Австро-Венгрии.
Здесь автор прямо говорит, что крестьяне ходят босыми по бедности. Но тем не менее…
==================================

Перемышль (или Пшемысль, как говорят поляки) город очень и очень маленький …
Пропасть баб и мужиков разгуливает по городку.  Это народ очень бедный, большею частью босой, в белых холщевых свитах, покроем точно таких, как наши армяки.  Рубахи с прямым воротом. Бедность их видна во всем: суконные свиты – редкость, расшитных рубах я почти вовсе не видал в Перемышле.

Церковь была полна.  Народ был одет по праздничному, свиты побелее; но многие и очень многие были босиком; значит, опять таки очень бедны здешние крестьяне.

Народ босой даже в праздник.  Белая холщевая рубаха, белые холщевые порты, соломенная шляпа; редко на ком суконная свита (что-то вроде нашего армяка).  Проезжему кланяются, но, опять-таки, не так, как везде на всем свете, кланяются проезжему.  Здесь крестьянин скинет шляпу, махнет ею чуть не до земли и даже тулью повернет вниз, а бабы сложат на груди руки и низко-пренизко поклонятся в пояс.  Между тем, чиновника здесь не боятся, панщины нет – чего ж они кланяются?

Край разорен; мужик даже в праздник ходит босиком; избы все курные, а священники все-таки умеют поддерживать в нем охоту украшать церковь, заводить школы и жертвовать крейцеры (1/100 гульдена = 0,6 копейки) на народное дело.

я счел за должное прежде всего поставить моим хозяевам бутылку водки, на что немедленно и раскошелился, а себе заказал изжарить кусок мяса, который, к удивлению моему, в Акрешорах и отыскался.  Пока хозяева усиживали эту водку и пока босая их сестра, в поняве, в белой сорочке, расшитой черными, алыми и желтыми нитками, возилась около печки, в хату, мало по малу, стали набираться гуцулы с их длинными волосами, в красных штанах, смуглые, сероглазые, с жесткими чертами лица, в широких кожаных поясах, украшенных медными пуговицами.

0

83

Извините, но по-моему тема превращается в стоячее болото! Примеров массовой босоногости в прошлом я и сам могу привести массу, но к ТРАДИЦИОННОЙ БОСОНОГОСТИ это будет иметь очень мало отношения. Пока что, все приведённые примеры подтверждают мой тезис о босоногости вынужденной, которую терпели, до тех пор пока не было альтернативы. Намного интереснее было бы увидеть примеры достаточно массовой босоногости В НАШИ ДНИ, особенно босоногости осознанной, а не вынужденной. Где такое явление искать, я уже писал в начале этой темы, но повторю ещё раз: наибольший интерес в этом плане вызывают Мальдивы, где такая ТРАДИЦИЯ сложилась СЕЙЧАС и она не загибается, в отличие от большинства других "босоногих" стран. Неужели по Мальдивам нет ни у кого никаких материалов? Ещё очень интересно узнать про острова Тихого океана, особенно Самоа и Новую Гвинею.

0

84

Алекс, не могу больше молча наблюдать за такими приемами в дискусии. Что значит упрек"тема превращается в стоячее болото", который Вы так легко бросаете трудолюбивому Вельсунгу и его многочисленным постам? Тема называется "Традиционнно босоногие народы"-- и чем же Вельсунг погрешил против нее, чем, по Вашему мнению, увлек  ее в офф-топ? Вы пишите, что примеров босоногости в прошлом Вы можете привести массу и сами--приводите их, пожалуйста, я ничего не вижу плохого или неправильного, неконцептуального в таких примерах. Эти примеры--факты этнографии и, в таком качестве, не могут быть не ценны мне и моим коллегам на этом форуме. Осознанная босоногость, явления которой Вы разыскиваете на Мальдивах, выглядит частью рекламной кампании брэндов туристских компаний того же типа, что магистральные лозунги типа "Прекрасно отдохнуть босиком на Барбадосе. Нет обуви--нет проблем". С какой точки зрения для Вас такая босоногость осознана? На основании каких этнографических критериев Вы проводите резкую разницу между ТРАДИЦИОННОЙ босоногостью и ВЫНУЖДЕННОЙ ? Введите тогда, пожалуйста, для нас понятие НЕВЫНУЖДЕННОЙ босоногости; укажите--какое место она занимает в понятии босоногости вообще, --поясните, скажем, на моем примере--Вы расценивете то, что я постоянно хожу босиком, как ОСОЗНАННУЮ босоногость или нет? Являются ли русские и поляки, к которым я отношусь по крови, или казаки как моя родная этносоциальная группа, традиционно босоногими народами из-за факта моего босоногого стиля жизни?
Я читаю о Вашем интересе к Новой Гвинее, то есть к вопросу: носят ли папуасы--население этого государства--сейчас обувь. Отвечаю, что не носят, поскольку смотрела документальный фильм о визите к ним около пяти лет назад Чарльза, принца Уэльсского, и герцогини Йоркской. Папуасы все встречали их босыми, но личный состав местной администрации, конечно, был обут. Где здесь Вы находите признаки осознанной босоногости? или Вы полагаете, что у каждого папуаса достаточно велик личный бюджет, чтобы он мог выбирать между хождением босиком или покупкой стильных современных вьетнамок? Как Вы расцениваете отказ местной администрации от папуасской привычки жить босыми? Если, в данном случае, мы имеем повторение истории с босыми малороссами и белорусами из Перемышлья, ходившими босиком только из-за своей бедности, почему интерес к ним превращает наш форум в "Стоячее болото", а интерес к папуасам, наоборот, допустим? Я очень жду Вашего ответа...

Отредактировано Olga Gavva (2006-12-21 17:04:32)

0

85

Вы пишите, что примеров босоногости в прошлом Вы можете привести массу и сами--приводите их, пожалуйста, я ничего не вижу плохого или неправильного, неконцептуального в таких примерах. Эти примеры--факты этнографии и, в таком качестве, не могут быть не ценны мне и моим коллегам на этом форуме.

Ценность таких фактов более чем сомнительна. Босоногость в прошлом была распространена чрезвычайно широко, не менее чем ношение обуви сейчас. Это общеизвестный факт. В то же время в наши дни массовая босоногость явление ОЧЕНЬ РЕДКОЕ, а не массовая - просто редкое. Предполагается, что там где существует традиция босоногости, такое явление должно встречаться часто и не коррелироваться с доступностью обуви. Так у нас существует традиция ношения мужчинами брюк, а не юбок и это не связано со стоимостью последних. Даже если брюки окажутся на порядок дороже юбок, вряд ли мужчины станут носить юбки. В случае же с "традиционной босоногостью" дело обстояло иначе: как только обувь становилась доступнее, так и эта традиционность куда-то девалась. Это раз. Потом возникал неписанный запрет на босохождение. Это два. Поэтому ценны как раз материалы по босоногости В НАШЕ ВРЕМЯ.
Вообще-то россказни о "традиционной босоногости" это явление того же порядка, как заявления плохо одетой пенсионерки в магазине о том, что она покупает обрезки для кошки или собаки. Просто люди, как правило, стыдятся признаться в бедности. И только.

0

86

Осознанная босоногость, явления которой Вы разыскиваете на Мальдивах, выглядит частью рекламной кампании брэндов туристских компаний того же типа, что магистральные лозунги типа "Прекрасно отдохнуть босиком на Барбадосе. Нет обуви--нет проблем". С какой точки зрения для Вас такая босоногость осознана?

Такая босоногость осознанна с ЛЮБОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. Люди даже деньги платят за неё, причём НАМНОГО БОЛЬШИЕ чем за любую обувь. Вот так.
Что касается рекламы брендов, то других источников информации об этой стране в наше время просто нет. Из более ранних могу рекомендовать книгу Тура Хейердала "Мальдивская загадка", на момент написания которой (1960-е годы, если я не ошибаюсь) большинство местных жителей на нетуристских островах ходило босиком. Есть в этой книге и материалы по прошлому Мальдивов: когда там обуви не носили вообще. Это при том, что Мальдивы до европейцев не были  какими то оторванными от внешнего мира островками, населёнными дикими туземцами. Мальдивы в Средние века являлись перевалочной базой для купеческих судов, активно вели торговлю с арабскими странами и с теми, что находились на территории нынешней Индонезии. Уровень жизни был там очень высокий.

0

87

На основании каких этнографических критериев Вы проводите резкую разницу между ТРАДИЦИОННОЙ босоногостью и ВЫНУЖДЕННОЙ ?

Я её провожу на основании критерия доступности обуви и фактического её ношения. Осознанно ходят босиком люди, имеющие возможность не экономить на обуви, но  не носящие её.

0

88

Вы расценивете то, что я постоянно хожу босиком, как ОСОЗНАННУЮ босоногость или нет? Являются ли русские и поляки, к которым я отношусь по крови, или казаки как моя родная этносоциальная группа, традиционно босоногими народами из-за факта моего босоногого стиля жизни?

То что Вы, Ольга, постоянно ходите босиком я расцениваю как ОСОЗНАННУЮ БОСОНОГОСТЬ!
Русские и поляки, а также казаки традиционно босоногими НЕ ЯВЛЯЮТСЯ, поскольку Вы не являетесь сколько-нибудь заметной частью этих народов и социальных групп!

0

89

Если, в данном случае, мы имеем повторение истории с босыми малороссами и белорусами из Перемышлья, ходившими босиком только из-за своей бедности, почему интерес к ним превращает наш форум в "Стоячее болото", а интерес к папуасам, наоборот, допустим? Я очень жду Вашего ответа...

Имеем ли мы в случае с папуасами повторение истории с малороссами из Перемышля или нет - это как раз мне и непонятно. Это во-первых. А во-вторых, те малороссы жили уже давно, а папуасы, о которых идёт речь, СЕЙЧАС.

0

90

Теперь из Африки стоит вернуться в Россию.
Рассмотрим вопрос: зачем крестьянки носили наголенники или онучи в сочетании с босыми ногами?

Это могло служить защитой от змей, примерно так же как делали в Монголии. Ибо змея как правило кусает именно за голень.

0


Вы здесь » dirtysoles » Общество грязных подошв » Традиционно босоногие народы в прошлом