quaestor написал(а):К тому же, его научная работа не мешает ему исповедовать религию Ислам, так что наука и религия уже давно не враги друг другу!
Наука и религия всегда были и будут врагами. Научная картина не является догматической. Она как живой организм, постоянно развивается, дополняется, уточняется.
Напротив, все религии основаны на вере, постоянным призывом которой является: не сомневайтесь!
Никаких доказательств нет, реальной практической ценности нет, как нет и постоянства проявлений. Религиозная картина мира изначально догматична и попытки приспособить её под реалии сегодняшнего дня наталкиваются на противодействие даже внутри самой религии, в частности, между ортодоксами и толкователями на свой лад.
Поэтому на самом деле соединение религии и науки невозможно, поскольку базируются они на диаметрально противоположных принципах.
Принципиальное различие между атеистическим и религиозным мировоззрением заключается в том, что фундаментом первого является познание реально существующего и независимого от наших представлений мира, тогда как второе основывается на волюнтаризме интерпретаций мира в прокрустовом ложе той или иной религии. Атеизм не заключает сделки с действительностью, поскольку на ней и основывается. Он не входит в противоречие с наукой, ибо движение к объективной истине объединяет их. Но внутри религиозного мироощущения не может быть и речи о познании объективного мира. Познаётся лишь некая интерпретация и сказанное по данному поводу. Время от времени толкователи настолько забалтываются, что раздаётся клич: «Назад, к истокам!» и начинается борьба за первозданную чистоту религиозных устоев. Потом всё начинается сначала, уступая веяниям времени, и в итоге всё сводится к изощрённому искусству убеждения в исключительности выбранной религии, само собой разумеется, единственно истинной и правильной.
Говоря "нет" всему сверхъестественному, атеистическое мировоззрение отнюдь не создаёт пустоту души или какую-либо ущербность в ощущениях. Напротив, всё открыто нам. Более того, такое мироощущение создаёт никем не ограниченное пространство свободы. Свободы бытия и ответственности осознанного выбора. Не страх и не преклонение удерживают человека в нравственном поле, а осознанность действий и понимание, основанное на знании, этике, сложнейшем мире чувств. И потому в этом пространстве ничего из созданного Человеком не может быть утрачено. Гуманистические устремления людей, непрекращающаяся духовная работа человека над своей душой, всё, созданное любовью, независимо от вероисповедания, есть величайшее наследие всего человечества и принадлежит всем.
Наивная детскость ожиданий
Ни наука вообще, ни медицина в частности - не обманывают. Они обещают результаты только в области изученного достоверно. При этом область достоверно изученного постоянно увеличивается. Просто обычным людям всегда мало. Они не страдают благодарностью, особенно благодарностью вообще, просто так. Панацеи нет и не будет. Хочешь быть здоров - трудись на благо своего организма.
Вот выдержка из написанного Александром Штанько, физиком по образованию:
"У меня возникли проблемы со здоровьем, и медицина оказалась бессильна. А духовная практика (близкая к тому, что в христианстве называется покаянием) помогла мне исцелиться. И это не единственный пример чуда в моей жизни."
Эти слова - чистая беллетристика. Мы не знаем, что за проблемы были у Александра, чем они были вызваны, какое именно лечение было назначено и не можем с уверенностью утверждать, что не оно, а именно духовные практики помогли. Не всегда лечение даёт быстрый результат, итог лечения зачастую отдалён по времени. То есть о чистоте эксперимента говорить явно не приходится. Сказанное Александром тем более удивительно, потому что физик-экспериментатор просто обязан знать требования, предъявляемые к эксперименту, пусть даже случайному. Это уже вызывает недоверие к самой истории. Поскольку Александр не врач, то его слова не могут быть приняты безоговорочно. Если причины были психосоматическими, то вполне объяснимый с научной точки зрения психотерапевтический эффект духовных практик возымел своё действие. Между прочим, история с Александром очень напоминает известную басню Крылова о свинье под дубом. То, что умеют уже делать врачи, не способны сделать никакие духовные практики. Например, пришить оторванную руку, сделать пересадку органов, определить на уровне эмбрионального развития нарушения в ДНК и медикаментозным путём нивелировать их. Образованный человек забыл об этом? Или поскольку его это не коснулось напрямую, по крайней мере, пока, то можно со спокойной совестью наплевать на всю каторжную работу врачей? И в том числе на то, что врач затрачивает на своё обучение двадцать лет жизни? Как и на то, что несмотря на все тысячелетия духовных практик, именно развитие медицины так резко увеличило продолжительность жизни? Никто не собирается утверждать, что чисто материальные достижения медицины это и есть вершина труда врачей. Во всех учебниках говорится о значении ухода, о психологическом комфорте, о гуманности, клятве Гиппократа. Но и этот аспект, если быть честными, - это исключительно труд человеческой души. Ничего, простите, божественного. Только труд и знание, знание и труд.
Следующее высказывание: Учёный-атеист скажет, что это случайные совпадения. Но я тоже учёный и умею считать вероятность таких случайностей - практически они исключены.
Сказанное просто выходит за рамки разумного. Как именно производился подсчёт вероятностей? Миллиарды людей молятся и молятся искренне. Я не думаю, что духовная практика сильнее искренней молитвы. Но каков процент излечения? Разве Александр установил корреляцию между случаями излечения и силой молитвы? Между прочим, в той же теории вероятностей есть и такие события, которые называются маловероятными. И в это множество маловероятных событий может попасть любое невероятное для обычной жизни событие.
И кто подсчитал процент людей, выбравших вместо лечения психотерапевтические методы и благополучно покинувших этот мир? Уж они свидетельствовать о своём неудачном опыте духовных практик явно не смогут.
Но здравый смысл в любом случае побеждает. Когда Папа Римский заболел, он почему-то не стал просить миллионы верующих католиков напрямую помолиться за него с просьбой о его непосредственном излечении, а отправился в клинику к врачам. На операцию.
Что же касается дальнейших слов Александра: "От состояния удручённости, пессимизма, от страхов, и первого из них - страха смерти - я перешёл к очень позитивному, конструктивному отношению ко всему", то по их поводу можно сказать следующее. Психотерапевтический эффект. Изменение отношения к жизни. Работа над собой, несомненно. По объективным законам развития и преобразования человеческой психики. Ведь духовные практики не упали с неба. В них скрыт опыт тысяч людей в течение сотен лет. Почему эти знания приобрели форму духовных практик? Потому что основывались именно на интуитивно полученном объективном знании о происходящих в головном мозгу психических процессах. Именно эта объективность позволила практикам из стихийных стать как бы волюнтаристскими. В понимании волюнтаризма как идеалистического направления в философии, приписывающего божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества.
Поэтому я считаю, что Александр скорее научный работник, чем учёный в истинном понимании этого слова. Во всяком случае из сказанного им я могу сделать только такой вывод. Он не пытается найти истину. Он всего лишь пытается быть убедительным, давая свою интерпретацию случившемуся.
И то же самое с этим Миграновым. В отличие от настоящих учёных, он не ищет истину, он пытается протолкнуть свою интерпретацию случившегося.