ВЫБОР ПРОБЛЕМЫ: ФРУСТРАЦИИ ЛОКАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
Проблематика, которую может решить «управляемое шоковое воздействие» на человеческую психику, достаточно узка: здесь можно говорить только о фрустрациях, т. е. о психическое состояние, вызванном неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Оно, как правило, сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием. Иногда наблюдается психосоматическое расстройство – сна, аппетита, потоотделения, иные «видимые эффекты».
Надо отметить, что Локальный практикум, конечно, не сможет преодолеть длительно развивавшуюся и серьезную фрустрацию, перешедшую в стадию невроза – например, в случаях психогенных расстройств, когда угнетающий фактор, например, страх чего-либо, либо стыд по какому-либо поводу, становится генерализующим в поведении, провоцирует глубокую депрессию и перерастает в устойчивую фобию, характеризующуюся постоянными внешними проявлениями. Чаще всего в этом случае невроз затрагивает вегетативную систему: это касается желудочно-кишечного тракта и сердца. Невроз может проявляться частым сердцебиением, «замиранием» сердца и другими явлениями. В этом случае ЛП не поможет, необходим комплекс психотерапевтических мероприятий, включающих прием психотропных препаратов, курс фитотерапии, общеукрепляющие средства (правильный режим сна, постоянный отдых, медитация), физиотерапию.
Однако, вместе с тем, поле применения ЛП довольно широко. Да, трудно преодолим эмоциональный гомеостаз при так называемых витальных фрустрациях - то есть при крушении глобальных жизненных планов; однако такие случаи не представляются безнадежными! Фрустрации, с которыми может справиться ЛП, возникают, например, при потере близкого человека, с которым было связано будущее. Другие примеры витальных фрустраций – неожиданная измена или развод, потеря или кража значимого личностного имущества, внезапное стойкое расстройство здоровья вследствие травмы или тяжелой болезни, неожиданное увольнение с работы… В этих случаях требуется, возможно, проведение нескольких сеансов ЛП, а также последующая групповая терапия, с сеансами медитации, однако это хоть и продолжительно, сложно, но тоже возможно.
Во всех же остальных случаях, включая упомянутые выше случаи в лёгкой форме, ЛП действенен в единичной, краткой форме непрерывного двенадцати- или двадцатичетырехчасового индивидуально-ориентированного тренинга. Почему? Причиной фрустрации, а точнее, ее частным случаем, может быть любой значимый личностный кризис, сопровождающийся ощущением «потери жизненной опоры». При этом значимость кризиса оценивается клиентом в чисто субъективной стороны и поэтому сомнительна; она базируется на сложном комплексе самооценки, мотивов самореализации, различных параметров самоидентификации – но в любом случае эта система нестабильна. И в такой ситуации клиент получает эту точку опоры, в буквальном смысле – опоры на собственные силы, на землю, на modus agenda, на вербализацию достигнутого им успеха. Это даёт мощный импульс психике, толчок к позитивному развитию, что и оказывает собственно терапевтическое воздействие.
Тем более, что довольно часто «частые мелкие фрустрации» связаны с проблематикой «оценочного характера», которая закладывается еще в детском возрасте и, помимо фрустраций, обычно выливается либо в комплекс отличника, либо в застенчивость, либо в ту или иную зависимость от внешнего оценщика. Частые фрустрации закономерно вызывают и проблемы с самооценкой: и здесь ЛП работает быстро, точно и эффективно. Метод «шоковой терапии» и выведения клиента из зоны психологического комфорта позволяет моментально перестроить систему самооценки – клиенту даётся возможность совершить, условно говоря, «маленький подвиг», вербализовать его и в полной мере проанализировать с максимальной для себя пользой.
Екатерина: «Я обратилась к специалистам ШЕРП по поводу начавшейся у меня депрессии. Я перешла в десятый класс школы, и у нас сменились учителя по ряду предметов. До этого я неизменно училась на «4» и «5», была отличницей, с чем был связан мои имидж и ожидания семьи относительно меня. Однако в десятом классе у меня возникли проблемы с рядом учителей, и, как следствие, снизились оценки. Привыкнув к своему статусу отличницы. Я болезненно переживала данную ситуацию, и, в частности, то, что в глазах близких я потеряла прежний статус, т. е. я «не оправдываю их надежд» в отношении учёбы. Депрессия сначала развивалась в форме постоянной тревожности, расстройства сна, потом пошли явления, связанные с психосоматикой и расстройством памяти6 я решила пройти Локальный практикум «Босиком-НонСтоп».
Татьяна Анисимова, научный консультант ПП Ассоциации, директор тренинг-студии «ДЛЯ СЕБЯ»: «Прежде всего, следует учитывать, что реальная жизнь может быть сложнее любой наперед заданной величины. И здесь хорошо помогает так называемый вероятностный анализ: оценка тех или иных рисков после сбора информации, взвешивание всех возможностей в каждом конкретном случае, а также – сохранение гибкости мышления и вариабельности целей. В этом плане необходима предварительная работа с клиентом по заполнению ряда тестов, которые помогают точно определить его мотивации и как можно более эффективно подобрать форму терапии, форму проведения ЛП. Суть метода во всех случаях сохраняется – это по сути дела, грамотное использование «суперстресса», своего рода «психологической прививки» сознанию человека, но тренер может подбирать, ослаблять или усиливать различные дополнительные влияния сообразно с исходным психологическим состоянием клиента. Тем не менее, принцип старой русской поговорки – «клин клином вышибают», здесь определённо работает!».
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ: ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ КЛИЕНТА
Аксиомой для психолога является то, что основная проблема при психотерапевтической работе с фрустрациями – определенная «суженность сознания» у клиента. Чем сильнее фрустрация, тем больше зацикленность на упущенной возможности, не достигнутой цели или пережитой потере. Поиск новых задач, принятие их и переключение на них достаточно эффективно помогает справляться с пост-фрустрационными стрессами, разве что сложно бывает при таком стрессе сделать это самостоятельно. И психотерапевт в первую очередь может помочь клиенту «расширить поле зрения», оглянуться по сторонам, увидеть новые возможности: в том числе и для реализации «вроде бы упущенных» целей. Он не даст клиенту готовую новую цель, но может оказать всестороннее содействие в её поиске.
В этом отношении ЛП полностью выполняет поставленную задачу: он не даёт клиенту явных и прямых рекомендаций по преодолению сложившейся ситуации (чего, возможно, сделает в ходе длительной консультации практикующий психотерапевт и чего, собственно, ожидает клиент), однако погружает клиента в новую ситуацию и ставит перед ним задачу преодоления некоего барьера, «выхода из зоны комфорта». В данном случае этот выход реализуется в форме выхода человека на улицу босиком, в оптимальных погодно-климатимческих условиях, либо в экстремальных – в случае проведения ЛП с другими, более сложенными задачами.
Эта процедура, при всей её безопасности с медицинской точки зрения, тем не менее, обладает определенными характеристиками «шоковой терапии»: во-первых, клиент выступает в «инаковом» образе, существенно и явно отличаясь от всех остальных прохожих на улице, что даёт ему материал для самоанализа и новую почву для самооценки, для корреляции прежнего значения, построенного в условиях прежней, докризисной, дофрустрационной «системы координат».
Во-вторых, клиент автоматически попадает в центр пристального внимания со стороны окружающих, что модулирует все психические реакции, усиливает их и генерирует их сверхвоздействие. В-третьих, клиент находится в такой ситуации не в пассивной форме, а в форме активного вербального контакта, что даёт определённый элемент групповой психотерапии ненаправленного, фонового действия. В-четвертых, разнообразные побочные фобии и страхи клиента, например о том, что «ходить по улице босиком опасно из-за угрозы микротравм» автоматически придают необходимый тонус психике, заставляют организм вырабатывать необходимое количество адреналина им серотонина, которые в данном случае играют роль катализаторов психических реакций.
Нетрудно увидеть, что основной целью, реализуемой в ходе ЛП, является фактическое достижение клиентом прежнего, докризисного состояния, т. е. состояний до фрустрации после визуального решения задачи, поставленной коучем. Клиент «берёт барьер» действия, которое ранее было бы для него нехарактерным. Трудноосуществимым или практически невозможным и становится на иной личностный уровень: на этом уровне происходит автоматическая переоценка ценностей и причин фрустрации – многие исходные её компоненты нивелируются. Основной мотивацией в этом случае служит: «Я сделал ЭТО!», что в психотерапии является одним из важных позитивных моментов психологического прогресса.
Необходимо отметить, что нередко состояние тревоги и бессилия, вызванное фрустрацией, усиливается внутренним ощущением «Нет выхода», которое возникает у человека при крушении каких-либо планов. Его мышление при этом направлено в прошлое, и чрезвычайно сложно перенаправить взгляд в будущее. ЛП позволяет решить проблему «здесь и сейчас», не оставляя шанса для отступления, абстрагироваться от прошлого, сделать действующую фрустрацию «вчерашним днём».
Если говорить об особенностях проведения ЛП, связанных с хождением босиком, то тут они дают широкие возможности для генерализации той или иной микрофобии клиента, которая не участвует в общем комплексе изначальной фрустрации, идёт параллельно. Например, для кого-то критическим моментом может оказаться ситуация неизбежного попадания в центр общественного внимания. Людям с комплексом сверхценности собственного тела важно то соображение, что они частью своего тела – босыми ногами, прикоснутся к «городской грязи» и будут выглядеть, по их мнению, «неэстетично». Для третьей категории важно опасение «порезаться», получить микротравму ступней (чего, естественно, никогда не происходит при грамотном проведении сеанса – пр. ред.).
Для четвёртой – важен коммуникативный момент присутствия коуча (тренера), эффект синхронизации действия - «делай, как я». Отдельно можно говорить о сложном комплексе чувств, связанных с повышенной стыдливостью человека, для которого демонстрация босых ног в нехарактерной обстановке – за пределами бассейна, пляжа и т. д., является ситуацией «микроообнажения»; однако и этот мотив-ограничитель играет позитивную роль в качестве задачи, переориентирующей мотивации клиента.
Екатерина: «Конечно, определённый опыт хождения босиком в городских условиях летом у меня был. Мы часто гуляли с подругами босиком в жаркую погоду, а также я принимала участие в ряде БосоПоходов. Однако, когда я начала размышлять над условиями проведения ЛП, я поняла, что они представляют для меня определённый барьер. В этом случае я была бы босиком в городе одна, если не считать тренера, но именно в одиночку я должна бы была вступать в общение с прохожими. Вот тут я поняла, что именно это меня немного пугает, именно этот момент представляется мне самым трудным в проведении ЛП. Однако, конечно, я уже решилась на это и отступать не хотела…».
Татьяна Анисимова, научный консультант ПП Ассоциации, директор тренинг-студии «ДЛЯ СЕБЯ»: «Стремление преодолевать трудности — это нормально. Человеку кажется, что со многим в жизни можно справиться без посторонней помощи — «взять себя в руки», стерпеть, промолчать или просто уйти, можно забыть, попытаться вычеркнуть из памяти. Надо только захотеть справиться с бедой, с неприятностями. Возможно, каждая отдельно взятая обида, потрясение и скандал ничего не значат. Но вместе - капля за каплей, они накапливаются и в момент «икс» из количества переходят в качество - именно так рождается большинство неврозов. Однако в нашем случае, наличия такой фрустрации - этот момент ещё не наступил. Таким образом, мы искусственно создаем его приход, в «лабораторных» условиях, под постоянным контролем, катализируем психомоторные реакции и направляет энергетику в русло «выхода из фрустрации», снятия стресса, не позволяя ей углубляться – что обычно происходит в отсутствии работы с психотерапевтом на данном этапе, у других людей…»
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: ТЕСТИРОВАНИЕ
В предварительной консультационной беседе необходимо выяснить наиболее важные компоненты фрустрации и степень их влияния. У клиента в ходе беседы диагностируется раздражительность, недовольство, постоянное плохое настроение, снижение аппетита, бессонница, депрессия – отмечается, в каких пропорциях и в какой стадии развития присутствуют данные факторы постоянного стресса. В силу полученных данных выбирается время ЛП – 12 или 24 часа, виды проведения: средний, оптимальный, или экстремальный, связанный с хождением босиком по некомфортным поверхностям и фактического привлечение рефлексотерапии для усиления воздействия.
Также с помощью ряда тестов диагностируются индивидуальные особенности, которые могут стать определёнными тормозящими факторами в процессе психотерапии, учитывается их значение и степень развития: это впечатлительность, ранимость, мнительность, склонность к страхам и опасениям, грубая властность, прямолинейность, нетерпимость, неумение прислушиваться к чужой мысли. Некоторые из них вполне можно обратить в пользу достигаемого эффекта, например, впечатлительность; вместе с тем оцениваются общие показатели тревожности и коммуникативности, так как именно они являются основными «рабочими» параметрами при поведении ЛП. Тесты на интеллект в процессе предварительного тестирования не используются, так как интеллектуальный уровень развития клиента не играет существенной роли, а в отношении типа психики возможно использовать тест Айзенка на тип темперамента, за исключением случаев, когда опытный психотерапевт может определить его показатели по отношению к клиенту простым визуальным способом и исходя из результатов беседы.
Необходимо отметить, что предпочтение в ЛП отдается простым рисуночным тестам, которые не вызывают мыслительной интерференции у клиента и не требуют большого времени для заполнения. Чаще всего в методике используется тест на уровень общительности В. Ф. Ряховского, тест А. Ассингера (агрессивность в отношениях), шкала депрессии «ТиД», либо шкала оценки уровня личностной и реактивной тревожности, Ч. Д. Спилберга – Ю.Л. Ханина. В области рисуночных тестов более всего эффективен тест Стьюзан Деллингер, тест «Несуществующее животное» и часть методик теста Коха «Дом – Дерево – Человек». Рисуночные тесты дают хорошую возможность оперативно контролировать текущее состояние клиента в ходе ЛП.
Для общей профильной диагностики клиента к самому методу – публичного хождения босиком, хорошо подходит текст Бишопа, который является одним из основных, первичных, диагностирующих само отношение клиента к проведению ЛП по данной методике и дающий возможность коучу выбрать тот или иной маршрут, те ли иные ситуации, связанные с применением босохождения, как метода «шокового воздействия». Также в качестве экспресс-методики применяется методика А. Уэссмана и Д. Рикса – «САН», «самооценка эмоциональных состояний».
Татьяна Анисимова, научный консультант ПП Ассоциации, директор тренинг-студии «ДЛЯ СЕБЯ»: «Человек раскрывает все свои способности в ситуации, когда он, во-первых, хотя бы примерно представляет, чего может от себя ждать, причем представляет адекватно, не завышая и ни принижая своих возможностей. В этом отношении ЛП даёт клиенту простую и ясную картину – он может сделать то, что от него требуется, хотя при этом может испытывать трудности принятия решения. Но недостаток мотивации и волевого усилия компенсирует коуч, который сопровождает его босиком по всему маршруту и демонстрирует позитивный вариант разрешения ситуации. Во-вторых, важно, что у человека есть собственные внутренние мотивы что-то делать и что-то реализовывать, когда он делает это с удовольствием и для себя, а не из-под палки и для кого-то. В этом смысле, конечно, ЛП эффективен при внутреннем согласии клиента на публичное босохождение, что позволяет определить тест Бишопа. В нашей практике это 85-90% людей, которых можно назвать «латентными барефутерами», т. е. людьми, у которых нет твёрдых идеологических или иных внутренних запретов на это…»
Показатели Екатерины перед проведением ЛП (приводятся отдельные показатели):
Шкала депрессии (методика Т. И. Балашовой): 67 баллов, субдепрессмивное состояние (маскированная депрессия).
Коэффициент тревожности: -2,11, выраженная психическая напряженность, тревожность.
Шкала «ТиД» (Уэссман – Рикс): П1 - повышенная тревожность, П2 – усталость, П3 – подавленность, П4 – беспомощность, суммарное значение по стеновой системе 3-4 (отрицательные значения).
Коммуникативность по Ряховскому: 20 баллов, «коммуникативность с выраженным опасением, «готовность к засаде».
Агрессивность по Ассингеру: 40 баллов, «здоровая агрессивность», готовность к преодолению проблемы.
Тип по м-ке Деллингер. Код 424, «тревожно-мнительный тип», повышенная тщательность, исполнительность в работе, альтруизм, высокий уровень требований к себе.
ВЕРБАЛИЗАЦИЯ: СОСТАВЛЕНИЕ «МАНТР»
Одним из эффективных, поддерживающих методов проведения ЛП является подчеркнутая вербализация и визуализация проблемы, связанной как с изначальной фрустрацией, так и с ее проективным отражением, «Сверхзадачей», которая ставится на превалирующий уровень. В терминологии ЛП это, по примеру медитативных техник, называется «мантрами».
Они представляют собой комплекс утверждений, из 35-30 утвердительных предложений, разбитых на 5 групп. В каждой группе чередуются утверждения, касающиеся реальной фрустрации клиента и «сверхзадачи», её проективного образа. Также интересно отметить, что в некоторых ЛП использовался также образный символ проблемы в виде актуализации её в качестве предмета или образа в той или иной цветовой гамме. Однако наиболее частым приёмом в ЛП для визуализации вербализации является собственно городская грязь (т. е. сажа и уличная пыль), имеющая тёмный, чёрный или серый цвет и визуализированная в качестве некоего «чёрного» или «тёмного» пятна, несущего негативный образ.
«Мантры», или вербальные тезисы, составляются непосредственно коучем после беседы с клиентом. Например, в описываемом случае были выбраны 5 групп вербальных тезисов следующего типа:
Я могу хорошо учиться / Я иду босиком по улице / Мои ступни могут быть грязными / Мои знания позволяют мне быть отличницей / Я не боюсь внимания к моим грязным ногам / Мои оценки будут улучшаться.
В приведенной выше группе тезисов сделан акцент на желаемый результат и на внутреннее состояние клиента, т. е. на самооценку, так как её снижение было признано одной из причин состояния фрустрации. В других группах тезисов был сделан упор на вторую составляющую кризисного состояния психики: на соотнесение самооценки клиента и осознания им завышенных ожиданий по отношению к нему со стороны ближайшего окружения. Вербализация данных тезисов шла по той же схеме. Данная группа тезисов была основана на необходимости преодоления сенсорной деривации (эмоционально-информационного голода), в котором находилась проходящая ЛП Екатерина.
Я не жду одобрения от прохожих / Я могу спокойно показывать грязные ноги / Я не обязана учиться для кого-то / Мои босые ступни никого не волнуют / Мои школьные оценки зависят только от меня.
Анализируя направленность данных тезисов, можно отметить, что в случае одновременного наличия нескольких акцентуационных пиков сочетание в результате оказывается не похожим ни на одну из акцентуаций в "чистом" виде: здесь акцентуации смешиваются, сливаются, происходит интерференция мотиваций и образуется начало психомоторного моста по типу «я могу – я делаю», «я уверена – я успешна», что подготавливает почву для решения клиентом проблемы «здесь и сейчас».
Татьяны Анисимова, научный консультант ПП Ассоциации, директор тренинг-студии «ДЛЯ СЕБЯ»: «Мы не пользуемся 16PF-факторным вопросником Кетелла не потому, что он довольно громоздок. Недостаток собственно Кетелла – большая, скажем так, цензурность и оценочность утверждений: не личностная, а социальная. Многие утверждения сформулированы так, что несут в себе уже оценочный фактор: "хорошее" это утверждение или "плохое". К тому же Кеттел, как один из факторов берётся тестировать интеллект… В данном случае очень важны показатели психоастении и импульсивности, так как ЛП моделирует ситуацию «загнанности в угол» и может возникнуть мотивация: «мне всё рано, лишь бы эта пытка скорее кончилась!». Такое ощущение неизбежно возникает на первом этапе проведения ЛП, на первой его трети, но именно она переходит в демонстративность и, в конечном счёте, служит основной решающей тенденцией, использующей построенный нами психологический «мост».
Екатерина: «Трудности ощущались сразу же, как только из своего района мы переехали в центр города. В своем районе, где я жила давно, я ощущала себя психологически защищено, я была «в своём доме». Центр же, где я нечасто бывала, представлялся мне агрессивной средой… Впридачу, по условиям ЛП, я вышла из дома без какой-либо обуви с собой и таким образом, даже если бы мы прервали Практикум, возвращаться пришлось бы босиком, и по транспорту в том числе. Поэтому была мотивация идти до конца… в значительной мере мой страх снижало то, что мой тренер также был всё это время босой, сопровождая меня и поддерживал меня своим образом. Периодически каждые два часа, мы останавливались и я читала вполголоса «мантры», стараясь отключиться от звуков и ощущений. Сначала это было трудно, но потом появилась синхронность в чтении: когда я проговаривала это всё, заученное наизусть, у меня были закрыты глаза, но я мысленно видела свои босые ступни, покрытые пылью и буквально горячие уже от первых часов хождения босиком по городу…»
ХОД ПРАКТИКУМА: 12 ИЛИ 24 ЧАСА?
В каждом индивидуальном случае тренер сам выбирает продолжительность проведения ЛП. Стандартная процедура не может быть менее 9 часов. Это обусловлено тем, что у людей с разным опытом босохождения различный порог чувствительности активных точек на стопе. Рефлексотерапевтическое воздействие актуально в своём пике, в период от 2-х до 4-х первых часов постоянного хождения босиком по различным поверхностям. Это даёт необходимый гормональный фон, который, с одной стороны, снижает возможную стрессовую психосоматику, вытесняет её, а с другой – дает позитивный гормональный фон для продолжения терапии.
В особо трудных случаях рекомендуется полный курс – 24 часа, связанный с суточной активностью мозга и особенностями человеческих биоритмов. В этом случае используются маршруты с активной поверхностью и значительное сокращение режима сна, для релаксации, снижения уровня внимания, собственных мыслительных способностей клиента, и снижения влияния мотиваций его эго, действующего, как правило, по отношению к цели и задачам ЛП в антецеденте.
В ходе ЛП каждые 2 часа проводится сеанс чтения клиентом вербальных тезисов (вербализация), проводится фотографирование клиента и обсуждение фотографий (визуализация), и каждые 3-4 часа, по необходимости, проводится экспресс-тестирование.
Показатели Екатерины во время ЛП, 1-я фаза, 6-й час после начала ЛП, 2-е тестирование (приводятся отдельные показатели):
Шкала депрессии (методика Т. И. Балашовой): 53 балла, снижение общей депрессии, ситуативная депрессия.
Коэффициент тревожности: -2,56, выраженная психическая напряженность, повышенная тревожность.
Коммуникативность по Ряховскому: 6 баллов, «готовность к дискуссии, агрессивность самопрезентации, эмоциональность общения».
Агрессивность по Ассингеру: 27 баллов, снижение ситуативной агрессивности, готовность к контакту, рефлексия, неуступчивость.
Тип по м-ке Деллингер. Код 433, «тревожно-мнительный тип», изменения: оптимизировано количество квадратов (практичность, целостность) и кругов (эмоциональная мягкость, лабильность психики, коммуникативность).
Татьяны Анисимова, научный консультант ПП Ассоциации, директор тренинг-студии «ДЛЯ СЕБЯ»: «Очевидно, Екатерина переживает эмоционально-психологический пик, предполагаемый методикой ЛП. У нее не изменился тип личности по тесту Деллингер, однако есть тенденция снижения фрустрационных показателей – она готова к разрешению фрустрации, снятию проблемы. Показатель шизоидности/психоастении изменился: а это, как правило, способность логически мыслить, не упираться в стандарты из области "так не бывает" и накапливать информацию. Чаще всего это сочетание говорит о неслабом интеллектуальном потенциале.
Пассивная адаптация в этом случае - постоянная позиция стороннего наблюдателя, и я вижу, что Екатерина из положения «жертвы давления», т. е. объекта внешних фрустрирующих влияний перешла в позицию наблюдателя, которая и поможет ей преодолеть проблему. Вообще, там, где среда демократична, поощряет индивидуальность или как минимум терпима к странностям и неоднозначностям, из личности с такой акцентуацией может выйти даже Нобелевский лауреат; если же на дворе тоталитарный режим - такую личность могут "выдавить" в сторону декомпенсации. Но как раз проведение ЛП вместе с тренером, идущим босиком, а также благоприятные и позитивные моменты (тактильные ощущения, становящиеся всё более комфортными. Адреналиново-серотониновый эффект, эффект успешной коммуникации) говорят как раз о благоприятной внешней ситуации: и таким образом, Екатерина получает дополнительную позитивную мотивацию к решению проблемы».
КОММУНИКАТИВНЫЙ УРОВЕНЬ: САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ
В ходе проведения ЛП переломным моментом является вторая его часть, где клиент, полностью пройдя через самоидентификационную фазу: «я босой – я не такой, как все – я могу быть хорош таким – я могу быть успешен – я буду лучше, чем был», приступает к активной самопрезентации.
Задача реализуется в форме опроса общественного мнения: клиент задает вопрос случайным людям о хождении босиком, об одобрении или неприятии. Важно то, что таким образом клиент самостоятельно формирует референтную группу и становится её «мысленным лидером», и, кроме того, находясь босиком, являет собой единство мотивации и статуса – «здесь и сейчас». Это момент наиболее активной фазы работы психологической связки, мотивационного моста в сознании клиента.
Екатерина: «Находясь там, в центре города, после того, что я прошла уже, наверное, с десяток километров, я не думала о своих грязных босых ногах. Однако необходимость подходить к людям и спрашивать была для меня вначале шокирующей… я босая, подхожу и спрашиваю: как вы, мол, относитесь к босым людям в городе? Страшно и трудно было неимоверно. Я чуть не разревелась, честно. Но потом как-то всё ушло. У меня переключилось сознание, то ли от необходимости выполнения работы, то ли от нескольких очень позитивных моментов: встретила одну босую девушку, очень доброжелательно отреагировавшую, а один молодой человек, посмотрев на мои босые ноги, разулся сам… Это вдохновило. И я уже на автомате потом произносила эти «мантры» - я даже не вдумывалась в их значение!».
Татьяна Анисимова, научный консультант ПП Ассоциации, директор тренинг-студии «ДЛЯ СЕБЯ»: «Все живые существа так или иначе вынуждены "прогнозировать развитие текущей ситуации", начиная с той же амебы: если где-то впереди "пахнет кислотой" – значит, там впереди будет неприятно – значит, нужно от этого направления удирать. И наоборот, если где-то впереди пахнет едой – значит, там будет приятно – значит, надо туда скорее двигаться.
А более сложные виды, общаясь с внешним миром, чаще всего предполагают развитие текущей ситуации по принципу "После того – значит, вследствие того". Говоря уже психоаналитическим языком, система "после того = вследствие того" – это бессознательная система связи событий. Общая для животных и человека. Собаки, например, оценивают и прогнозируют обстановку в основном точно так же.
И когда субъект обучается прогнозировать развитие ситуаций "в первом приближении" по принципу "после = вследствие", и что существенно, при этом его прогнозы совпадают с реальностью – то все и хорошо. Ничто его не тревожит и не беспокоит. В этом, собственно, и вся суть методики ЛП: клиент ощущает себя ПОСЛЕ 12-часового марафона босиком в городе, самопрезентации с босыми ногами, вербализации своего публичного хождения босиком в городе и визуализации с помощью фототерапии в позитивном состоянии, с адреналиновым шоком – и делает вывод, что он достиг такого состояния ВСЛЕДСТВИЕ того. Вследствие импульса преодоления, входящего во вновь сформированный поведенческий стереотип. Психика работает по аналогии: вместе с суперпроблемой, проективным её отражением «могу ли я сделать так-то?», решается собственно фрустрационная проблема, с которой он пришёл на практикум…»
Итоговые показатели Екатерины (приводятся отдельные показатели):
Шкала депрессии (методика Т. И. Балашовой): 45 баллов, состояние без депрессии.
Коэффициент тревожности: +1,12, удовлетворительное дифференцированно тревожно-внимательное состояние.
Шкала «ТиД» (Уэссман – Рикс): П1 – повышенная коммуникативная активность, П2 – энергичность, П3 – приподнятость, П4 – эмоциональная усталость, вялость, суммарное значение по стеновой системе 6-8 (отрицательные значения).
Коммуникативность по Ряховскому: 12 баллов, «нормальная коммуникабельность», адекватная оценка коммуникации.
Агрессивность по Ассингеру: 8 баллов, «отсутствие агрессивности, релакс», отказ от активной коммуникации.
Тип по м-ке Деллингер. Код 109, «инвентор, оратор». Характерный подтип «изобретательского типа», владеющего аудиторией, демонстрирующего хорошую коммуникацию. Количество квадратов повысилось, показывая практичность и любознательность, смелость и решимость. Тем не менее, сократилось количество треугольников, говорящих о стрессе, эгоцентризме, конкуренции/соперничестве, и честолюбии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведение ЛП подчинено строгой методике. В числе дополнительных методов стимуляции наиболее эффективного прохождения ЛП можно назвать, например, при длительном ЛП групповую терапию в качестве завершения, связанную с телесно-ориентированной практикой (так называемые «игры ступней», также «ножной телеграф»), а также периодическая стимуляция активных зон (при недостаточном естественном воздействии на точки ступни): акупунктурный массаж ступней клиента не чаще, чем 1 раз в 3-4 часа.
С момента начала активной деятельности ШЕРП в Новосибирске, с 2004 по 2010 год было проведено в общей сложности несколько десятков продолжительных ЛП в Новосибирске и Барнауле. В 78% случаев отмечалось резкое изменение тестовых данных клиентов в сторону улучшения, снятия тревожности, фрустраций, оптимизации невроза, переориентации ценностей и повышения личностной самооценки. Во всех случая улучшался эмоциональный фон, поднимался общий тонус организма. Примерно 34% клиентов имели после прохождения ЛП позитивные изменения в личной и семейной жизни. Около 20% клиентов обратились в ШЕРП с просьбой повторного прохождения ЛП. Стойкая ремиссия – возвращение депрессии, была отмечена только у 3% прошедших ЛП.
Таким образом, методика выглядит следующим образом, включает в себя следующие условия и параметры:
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ «БОСИКОМ-24-НОНСТОП»:
1. Выявление степени фрустрации феномена публичного босохождения применительно к психике клиента по тесту А. Бишопа.
2. Индивидуальная разработка маршрута для клиента и коуч-трненера.
3. Обязательное тестирование до проведения сеанса, экспресс-тестирование в ходже сеанса и по его окончании.
4. Передвижение по маршруту без обуви как условие для клиента и коуч-тренера, выход из дому без обуви с собой.
5. Контрольное время пребывания не менее 5 часов в городской черте.
6. Обязательное составление и проговаривание вербальных упражнений (тезисов) для вербализации процесса решения проблемы.
7. Обязательная фото- или видеофиксация сеанса для визуализации решения проблемы и экспресс-обсуждение клиента «со стороны».
8. Акупунктурный массаж ступней клиента в случае необходимости усиления адреналинового эффекта.
9. Обязательное проведение сеанса активной коммуникации клиента не менее 3-х часов за время 9-часового общего сеанса.
Екатерина: «Я не могу сказать, что после того, как я ходила босой в городе с 8 утра до 10 вечера, у меня появилось какое-то особенное желание босоножить везде и всюду. Ну, да, в каких-то ситуациях летом срабатывала просто привычка, я снимала обувь «на автомате» и потом лишь замечала удивление других… Но в плане повышения самооценки и решения основной проблемы мне это помогло здорово! Я перестала бояться отрицательного результата в учёбе, стала спокойнее, избавилась от груза ответственности перед семьей и перед учителями, да и в классе. Через год я достигла уровня полной отличницы, прежнего и тогда мы решили сменить учебное заведение, куда я легко перешла с отличным результатом. Сейчас я, будучи успешной студенткой ВУЗа часто вспоминаю этот интересный опыт: вроде ничего особенного, но он так много мне дал в своё время! Вероятно, это самый необычный способ, которым я когда-либо решала свои проблемы…».