Предлагаю вашему вниманию фрагменты из моей рецензии на фильмы «Пятьдесят оттенков серого» и "На пятьдесят оттенков темнее".
Фильм мне очень понравился. Посмотрев его, возникло желание прочесть сам роман, что у меня бывает очень редко. Как и абсолютное большинство мужчин, я не являюсь поклонником жанра «любовных» романов. За всю свою жизнь (мне уже далеко за 40), я с интересом прочитал всего два произведения подобного рода – это «Эммануэль» французской писательницы Эммануэль Арсан и «Историю мадам Д’О» таинственной Полин Реаж. Обе эти книги, написанные ещё в конце 50-тых годов прошлого века, уже давно признаны классикой эротического направления этого вида литературы. Но, к сожалению, едва ли я смогу назвать третье произведение такого же высокого художественного уровня. Многим мужчинам доставляет удовольствие читать откровенные произведения подобного рода, написанные женщинами, хотя бы для того, чтобы понять точку зрения противоположного пола именно на те стороны интимной жизни, которые едва ли с ними будут обсуждать другим способом. Лично я из тех, кому нравится тонкая эротика и в кино, и в живописи, и в литературе. Но роман «Пятьдесят оттенков серого» Эрики Леонард Джеймс заинтересовал меня не столько красочными эротическими сценами, сколь описанием психологического состояния самой главной героини, от лица которой идёт повествование. К сожалению, среди множества отзывов других читателей романа и зрителей фильма я не встретил ни одного, кто бы заметил психологическую сторону этого произведения. Поэтому мне хотелось бы попытаться обратить общее внимание на те психологические проблемы, которые пыталась донести до нас его автор, и которые к сожалению, остались незамеченными на ярком эротическом фоне.
Прежде всего, меня заинтересовало само его название. Это часть изречения кого то из великих людей (к сожалению, не могу вспомнить, кого именно). Суть его такова: мир нельзя разделить на чёрное и белое, ибо даже между этими двумя противоположными цветами находятся, как минимум, 50 оттенков серого цвета. Если их выстроить вряд по нарастанию градаций, то создаётся плавный переход, своего рода мост между этими двумя противоположностями. Это напоминает один из постулатов математической теории бесконечности – между любыми двумя максимально близко расположенными точками числовой примой может располагаться бесконечное множество значений. В данном случае этими двумя противоположностями, которые стремятся друг к другу, являются мужчина и женщина – Анастейша (Ана) и Кристиан. С первого взгляда, с первого прикосновения между ними возникает глубокое сильное чувство, их с невероятной силой тянет друг к другу, но множество психологических проблем и комплексов не позволяет им окончательно сблизиться. Причём это множество у каждого своё. Рассмотрим множество проблем Кристиана:
На первом месте стоит желание доминировать (быть господином, подавлять волю окружающих людей). Это – основная черта его характера, суть его личности и в интимной части его жизни, и в его отношениях с подчинёнными на работе. Даже послания своей девушке он продолжает подписывать: - Кристиан Грей, генеральный директор холдинга «Грей энтерпрайзес». Доминантность – самый тёмный, но не самый насыщенный цвет в палитре его характера. Не следует забывать, что он целых шесть лет сам был сабмиссивом, причём совершенно добровольно, и это были те самые годы периода формирования его характера и становления личности. Но даже сабмиссивность – противоположность доминантности, не является конечной «белой» точкой шкалы градаций «серых» цветов его личности. Она лежит гораздо дальше. Хотя сам он неоднократно отрицает свою сентиментальность и романтичность, эти качества ему не чужды. Этот вывод следует из многих его поступков, таких как невероятно красивый и трогательный букет роз, который он присылает в знак примирения, или обычный воздушный шарик в форме вертолёта, который становится для Аны более ценным, чем все остальные его невероятно дорогие и роскошные подарки . По мнению самой героини, Кристиан одновременно является и «тёмным рыцарем», и «светлым рыцарем». Учитывая моментальную смену его настроения, Ана не может предугадать, кто из них окажется рядом с ней через мгновение. Именно это больше всего её и привлекает, и настораживает одновременно. Он для неё – постоянная загадка, которую она пытается разгадать, а как принято считать в психологии, человеческая натура не может смириться с проблемой, пока она не решена. Это тот самый дополнительный фактор, который накладывается на те сильные чувства, которые Ана испытывает к Кристиану и окончательно лишает её душевного равновесия.
Анастейша является для Кристиана не меньшей загадкой, чем он для неё. Это привлекательная, умная, романтическая, и при этом очень самостоятельная девушка с глубоким внутренним миром и многогранной личностью. Она как бы состоит из трёх совершенно необычных частей: «моё подсознание», которое она представляет в виде строгой учительницы в жутких очках. Его правильнее было бы назвать «внутренний голос» или «голос здравого смысла». Но этот голос в большинстве случаев не совсем объективен и служит причиной её явно заниженной самооценки. К счастью для неё, она редко следует его советам, потому что кроме него в ней живёт ещё и собственная «внутренняя богиня». Это красивая и ловкая гимнастка, выполняющая немыслимые акробатические упражнения, является воплощением скрытых амбиций - полная противоположность самой Анастейше, которая считает себя некрасивой и неуклюжей «серой мышкой», никогда не любивший физических упражнений. Сама же Ана не является ни суммой, ни разностью этих двух внутренних составляющих. Большинство её поступков противоречит как советам «её подсознания», так и мнению её «внутренней богини». Но ведь всё это происходит внутри неё самой и не выходит наружу. Из того, что она говорит или пишет Кристиану, составить представление об этом невозможно. Поэтому Ана и привлекает его не только как женщина, которая ему нравится, но и как загадка, которую он никак не может разгадать. А ведь по своему характеру он не может смириться с нерешенной проблемой, и это буквально сводит его с ума до такой степени, что он начинает совершать поступки, которые при других обстоятельствах никогда бы не совершил. (Например, покупает издательство, в которое Ана устроилась на работу. Когда же Ана узнаёт об этом и заявляет, что может перейти на работу в другую компанию, то он предупреждает, что это не остановит его и он готов выкупить и любое другое место её работы). Поступки такого рода не могут не вызвать ужас. В очередной раз Ана вынуждена задавать себе те же вопросы:
- Кто в данный момент находится рядом с ней – прекрасный принц, который любит её, заботится о ней и осыпает невероятно дорогими подарками, или ужасное чудовище, которое хочет достичь своей цели любой ценой и превратить её в свою сексуальную рабыню?
- Зачем я ему, ведь я далеко не красавица? К тому же, я до сих пор отказываю ему в том, к чему он привык – не позволяю причинить себе боли.
- Даже если я соглашусь на то, что он от меня требует, не поступит ли он со мной, как поступил с теми, кто был у него до меня?
Она совершенно неожиданно для себя получает «даром» мужчину своей мечты. С этого момента её основная задача – удержать его любой ценой. Но при всей своей романтичности Ана весьма практична и не верит в то, что в этой жизни что либо бывает «даром». Кристиан может дать ей всё, чего бы она не пожелала, но ей нечего предложить взамен, кроме себя самой. Но эта цена для неё неприемлема. Она с радостью готова подарить себя любимому человеку, но никогда не продаст свою свободу даже ему. Поэтому Ана так упорно пытается отказаться от всех «непристойно» дорогих подарков Кристиана, хотя прекрасно понимает, что это приводит его в бешнство.