Если охарактеризовать моё психологическое состояние в активны период этой болезни в двух простых словах – сильно угнетенное состояние. Если расписать более подробно с использованием медицинских и психологических терминов, то это глубокая эмоциональная депрессия, на которую усугубляюще накладываются состояние фрустраций и неявная (скрытая) агорофобия.
Состояние фрустраций (в предельно упрощённом виде) – это когда любое обычное повседневное дело (например, приготовить себе завтрак, или пропылесосить ковролин на полу, воспринимается как трудновыполнимая задача, за которую никак не можешь взяться и начать её делать.
Неявная (скрытая) агорофобия – это когда никак не можешь заставить себя просто выйти в огород, чтобы нарвать зелени для салата, или просто покормить собаку во дворе. Хотя в отличии от обычной агорофобии, каких либо страхов при выходе на открытое пространство, не испытываешь.
Хотя если разобраться, страх присутствует постоянно. Даже целый набор страхов, вызывающий глубокую депрессию:
Самый первый и основной – это заложенный на физиологическом уровне страх задохнуться. Когда начинаются серьёзные проблемы с лёгкими, он начинает доминировать над всеми остальными страхами – боязнью того, что болезнь прогрессирует, что выздоровление может не наступить. И что ситуация в любой момент может стать критической. По мере улучшения самочувствия эти страхи начинают отступать сами по себе. Но вместо их всех вместе взятых появляется один новый – вдруг всё снова вернётся на прежний уровень. Это заболевания протекает «волнами», когда после улучшения состояния снова наступает если не кризис, то возврат к прежнему уровню.
Но это набор страхов, связанных только с собственным здоровьем. Кроме этого постоянно переживаешь за жену, у которой всё тоже самое, только протекает в гораздо более тяжелой форме. Ещё и чувствуешь себя виноватым, потому что принёс заразу в дом, значит, не принял всех необходимых мер, чтобы этого не допустить.
Хотя в психологии, как и в медицине, действует обязательное правило – не пытайся лечить себя сам. Обязательно обратись к другому специалисту. Но если такое обращение невозможно, то постарайся следовать рекомендациям, которые ты бы сам, как специалист, дал другому человеку. Обратившемуся к тебе с такой же проблемой.
Рекомендации здесь достаточно простые – постараться не зацикливаться на своих страхах и проблемах, а постараться наоборот, абстрагироваться от них. Попытаться психологически себя настроить на самый благоприятный исход – скорейшее выздоровление. По возможности, больше двигаться и постараться занять себя несложными, но интересными делами. Каждое из таких дел должно заканчиваться достижением конкретного результата. Окончательное завершение любого начатого дела всегда приносит положительные эмоции. Это в свою очередь, способствует продвижению к выходу из депрессии. Но а примеры таких дел могут быть самые разные, например, закончить статью, которую всё не хватало времени дописать, и выложить её на соответствующем ресурсе. Даже небольшие публикации на нашем сайте мне в этом сильно помогли.
Если кому то интересны особенности клинического протекания этого «модного» заболевания на моём конкретном примере, перейти по ссылке:
Пандемия и босоножие.