Посмотрел свои первые, мартовские сообщения по COVID-19 и понял, что это именно тот случай, когда действительность превзошла самые мрачные прогнозы и ожидания. Я по прежнему не сомневаюсь, что COVID-19 – это биологическое вирусное оружие, которое применили точечно, избирательно и с вполне определёнными целями. Но у любого оружия (не только ОМП), кроме основных его поражающих факторов всегда есть ещё один – психологический. Это страх перед последствиями его применения.
В данном случае этот дополнительный психологический фактор стал основным, потому что был сознательно и планомерно усилен работой СМИ всех уровней, заявлениями политиков, представителей действующей власти и т.п. Можно вполне обосновано сделать вывод, что не так страшен сам COVID-19, как последствия мероприятий по противодействию ему. Если количество умерших от самой инфекции известно и в общем то относительно невелико, процент летальных исходов не вышел за пределы изначально прогнозируемых 2,4-2,7% (24-27 смертей на 1000 тяжелых клинических случаев), то количество людей, умерших от обострения своих хронических заболеваний, потому что они просто не смогли своевременно получить медицинскую помощь, просто не считает никто. Кто то из них так и не дождался плановой операции, к кому то просто «скорая помощь» не успела приехать, потому что все экипажи в этот момент оказались заняты, к кому то она всё же приехала, только везти больного было просто некуда, потому что большая часть больниц давно закрыта на карантин, который неизвестно когда закончиться. Этот мрачный перечень можно продолжить, но совсем не хочется сгущать краски в и без того мрачной картине.
Мне хотелось бы поговорить совсем о другом – о страхе, который внушили и продолжают внушать всем нам. Приведу всего пару примеров поведения людей из моего «ближайшего окружения». Пару недель назад заболела заведующая нашей кафедры. Судя по симптоматике – обычное ОРВИ, но у этой женщины настоящий психологический шок, сдала тест на COVID-19 и в ожидании результатов впала в глубокую депрессию (судя по тексту сообщений, которые она нам посылает). Хотя женщина молодая и образованная, по образованию преподаватель химии и биологии, но начала рассуждать, как испуганный ребёнок. Другая из моих коллег, которая была раньше заведующей кафедрой и проработала в этом коллективе более 30 лет, после этого случая уволилась за 2 дня, потому что побоялась заразиться, хотя результаты теста до сих пор неизвестны, а ни одного подтверждённого случая у нас пока не было не среди преподавателей, ни среди студентов! От внушаемого им страха люди перестают мыслить рационально и поступать тоже. Разве каких ни будь полгода назад у кого либо возникло желание уволиться только из-за того, что один из коллег заболел гриппом или просто ОРВИ?