"...Босоногий Тыниссон
Новости: 5 июня 2006
О нем писал литератор Геннадий Геродник в своей сатирической документальной повести «Брат Вахиндра», которая вышла на эстонском языке в 1973 году. К сожалению, не все, там написанное, достоверно.
Будущий святой Карл Аугуст Тыниссон (или Тениссон) родился 8 августа 1873 года в волости Вана-Пыльтсамаа на берегу реки Паала и был младшим, шестым, ребенком в семье. После смерти родителей он бежал из дома и попал в Ригу, где намеревался стать военным музыкантом. Когда его планы провалились, он познакомился с купцом, который отправил его учиться в коммерческое училище. Однако купец умер, и Тыниссон поступил стюардом на пароход «Нептун». В плаваниях он посетил Африку, Австралию, а в Индии ушел с судна. Перенеся опасные приключения, он добрался из Индии в Сингапур, оттуда – в Японию. Дорога домой прошла через Порт-Артур и Владивосток. Был он также на Сахалине, где ловил рыбу и добывал золото. Обратный путь через Сибирь был очень трудным. В Саратове его арестовали жандармы. Беспаспортного пассажира. который назвался турком, отправили в Одессу, а оттуда – в Турцию. После приключений на Святой земле он попал в Египет и дальше – в Италию, Монте-Карло, Париж. Он побывал даже в Бразилии, а на обратном пути после кораблекрушения попал в Исландию и Англию. Наконец, заплатив в порту Лиепая 5 рублей штрафа, он смог отправиться в Таллинн, где устроился чистильщиком сапог.
Во время Русско-японской войны Тыниссона хотели призвать в армию. Нашли его в Финляндии, где он изучал медицину. Его привезли в Ригу, в Изборский полк, и вместе с другими отправили в Одессу усмирять бунтующий народ.
В то время он проповедовал теорию, что человечество погубят табак, алкоголь, мясные продукты и женщины. Он утверждал, что общество будущего должно сплошь состоять из мужчин-вегетарианцев, которые не курят и не употребляют алкоголь. А после того, как мужчины перестанут грешить, они станут бессмертными, и отпадет проблема продолжения человеческого рода.
Такая пропаганда на службе обычно завершалась подзатыльниками младшего командира и многократными пребываниями на гауптвахте. Наконец терпение военных чинов иссякло, и Тыниссона отдали под военный трибунал. Тот присудил его к тюремному заключению, но Карл принялся вытворять что-то странное, за что попал на медкомиссию. Там его признали сумасшедшим и выбросили за ворота тюрьмы.
Он направился прямым путем в Печорский монастырь послушником. Там он занимался не столько изучением слова божия, сколько разоблачением грехов других монахов. Тогда сочли, что лучше вновь отправить его в сумасшедший дом, где он пробыл полгода.
Выйдя из психиатрической больницы, он вернулся в родные края и занялся литературным творчеством. В 1909 году в Риге вышла на русском языке его брошюра под названием «Учение о том, как человеку стать бессмертным». В ней описано его представление о чисто мужской Амацонии (новом обществе). В том же году была опубликована и поэма «Одна часть моей жизни», состоящая из 306 куплетов, причем в двух изданиях – в Таллинне и в Риге.
Вскоре после этого он наголо сбрил волосы, одел на себя монашескую тогу и стал ходить босиком по балтийским провинциям, проповедуя учение Будды. Продолжал писать: вышли его новые книги – «Великий мастер Будда и его высокоморальное учение» и «Почему буддисты не верят иудейскому Талмуду?». Надо отметить, что в наше время все его опусы стали чрезвычайно раритетными: не найдется и двух экземпляров ни в одной из библиотек.
Началась Первая мировая война, и Тыниссона вновь призвали в армию. Перед мобилизационной комиссией он предстал в монашеском одеянии и сразу заявил, что его религия запрещает лишать жизни какое бы то ни было живое существо.
После такого заявления военно-полевой суд был бы неминуем, однако командир решил иначе: Тыниссона назначили капелланом в 4 Кавказский кавалерийский полк, где кроме кавказцев было много бурят, калмыков, тувинцев и представителей других полукочевых народов Азии. Полк участвовал в 1915г. во взятии крепости Перемышль. После этой победы в числе награжденных оказался и капеллан – как вдохновитель солдат. А в марте 1915 года его демобилизовали. По возвращении с фронта он вновь выбрал бродячий образ жизни, стал читать лекции о собственных боевых подвигах и опубликовал книгу «Вечная память о великой мировой войне, в коей я, Карл Тыниссон, принял участие».
В том же году он отправился в Бурятию, где взялся за изучение тибетского языка и познакомился с буддийской литературой. Недолго пробыв у бурятов, он вернулся в Европу и два года (1920-22) прослужил в Петрограде главой буддийского храма. Однако жизнь в советской России его не устраивала, и он обратился в представительство Эстонии с заявлением об оптации. На беседе с работником представительства он обмолвился, что намерен обратить большую часть эстонцев в буддийскую веру. Его сочли за авантюриста и в Эстонию не пустили. Настойчивый Тыниссон сделал урок из случившегося и в Латвийском представительстве изложил уже гораздо более скромные планы, после чего получил документы на оптацию на имя Карлиса Тыниссонса. Неудачный визит в Эстонское представительство в Петрограде оставило в душе Тыниссона чувство глубокой обиды, и до конца жизни он подчеркивал, что является гражданином Латвии.
В Риге он стал пропагандировать буддизм и обучать людей йоге. Но Эстония не забыла о своем сыне. Когда сюда дошла информация, что Тыниссон ведет «смирный» образ жизни и для Эстонии никакой опасности не представляет, ему разрешили приехать в Эстонию. Тыниссон предложение принял и открыл в Тарту филиал школы йогов.
На этот период пришелся и его знаменитый марафон, который был проведен в Тарту в 1926 году. Знаменитый эстонский буддист показал время 3 часа 31 минута 26 секунд и занял призовое третье место. Во время забега он держал в правой руке флаг Латвии, а в левой – мешочек, в который были положены ломтики вареной брюквы.
Когда Тыниссон ходил по Эстонии, провозглашая буддистскую веру, к нему стали присоединяться единомышленники и организаторы мероприятий, которых сегодня мы назвали бы продюсерами. Какое-то время вместе с ним кочевал и один мой родственник, артист цирка Михкель Эсна, который, если не проводил цирковые гастроли, занимался теологией, выдумыванием вечного двигателя, сочинением куплетов, буддийской верой и прочими подобными вещами. Как сообщали газеты того времени, во время представлений Тыниссона, которого называл братом Вахиндрой, он аккомпанировал ритуальным танцам буддистского проповедника. Музыкальным инструментом служила скрипка-трость его собственного изобретения.
Последним и наиболее преданным «апостолом» «босоногого Тыниссона» был Фридрих Лустиг (род. в 1910г.), сын ювелира из нарвских балтийских немцев, который получил от Тыннисона имя брат Ашин Ананда.
Тыниссон стал разрабатывать новую схему общества будущего, соответствующее государственное устройство, но теперь вместо мужской Амацонии он придумал государство Пан-Балтония. Ядро этого будущего мирового государства должны были составлять Эстония, Латвия и Литва. Он придумал герб, флаг, гимн и прочую атрибутику. Слова гимна были написаны на эстонском языке, а исполнять гимн полагалось на мелодию русской песни «Стенька Разин»
Увы, проповедникам буддизма в Эстонии не везло. Здесь Тыниссону удалось обратить в буддийскую веру только 3 человек, а в Латвии – несколько десятков. Но брат Вахиндра не унывал и продолжал свою просветительскую работу. Во время певческого праздника 1928 года он залез на высокий забор и стал благословлять шествие. Сам он считал, что этим он обращает людей в буддийскую веру. Результат был ошеломляющий: за пару часов он обратил в нее более 100 тысяч человек. Сам он считал себя главой буддийской церкви балтийских стран и постоянно претендовал на равное отношение к нему высшего духовенства иных конфессий. Человек упорный, он попал даже на встречи с президентом Латвии и дипломатическим представителем СССР Максимом Литвиновым.
В 1931 году брат Вахиндра и брат Ашин Анандра покинули Эстонию. Они направились пешком через всю Европу. Переправившись через Гибралтар, они прошли пешком по африканскому побережью, вернулись на азиатский материк и через Цейлон (Шри-Ланка) достигли Таиланда. Сколько раз их в этом странствии задерживали как нежелательных иностранцев, к тому же не имеющих никаких документов, сколько раз их били, сажали в тюрьму и высылали из страны, никто не знает. Но таких случаев было много.
В 1947 году в столице Таиланда Бангкоке они обратились к торговому представителю СССР. Они апеллировали к нему как советские граждане и попросили помощи, чтобы попасть в Тибет. Никакой поддержки они не получили. Настырные буддисты на этом не успокоились. Переждав некоторое время, они обратились к дипломатическому представителю СССР, прибывшему вслед за торгпредом в Бангкок. В результати их арестовала таиландская полиция: их поколотили, отвезли на границу с Бирмой и сказали: «Бегите, пока живы!»
В Бирме их опять посадили за решетку. На счастье о них прослышали бирманские буддисты и взяли под свою опеку. Депутат латвийского правительства, которое находилось в Англии, прислал из Лондона справку об их лигитимности, в которой было указано, что брат Ашан Ананда является буддийским епископом Эстонии, а брат Вахиндра – главным епископом Прибалтики.
Прибалтийские святые мужи поселились в Рангуне, в комплексе храмов Шведагон, где приступили к изучению английского и бирманского языков и занялись древними языками. Брат Вахиндра взялся за составление «катехизиса» буддизма, много писал, давал интервью журналистам. Он активно участвовал во всех буддийских торжествах, конференциях и съездах. В скором времени брат Вахиндра стал в Рангуне настолько известным человеком, что когда он заболел, его отвезли в лучшую больницу города, а местные газеты публиковали бюллетени о состоянии его здоровья.
Карлис Тыниссонс умер 9 мая 1962 года. По этому поводу монашеская община Рангуна получила сотни телеграмм с соболезнованиями, в том числе от Далай-ламы. Несмотря на жаркую погоду, даже на третий день после смерти брата Вахиндры на его теле не было признаков разложения. Монашеские круги Рангуна сочли, что Великий Будда причислил брата Вахиндру к лику святых. Тыниссон был немедленно канонизирован как «ботисатва», а его тело было сожжено на костре.
Так и получилось, что некогда бывший посмешищем среди своего народа «босоногий Тыниссон» стал святым, а кроме того оставил огромное количество стихотворений на эстонском, русском и английском языках, а также фотографию, где он стоит в Пярну перед памятником Лидии Койдула.
А в книге Геродника рассказ о том, будто Тыниссон странствовал по миру вместе с царевичем Николаем, – это просто красивая сказка..."