dirtysoles

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » dirtysoles » Общество грязных подошв » Традиционно босоногие народы в прошлом


Традиционно босоногие народы в прошлом

Сообщений 241 страница 270 из 750

241

Если вы заинтересовались этим вопросом, я вам рекомендую сайты семейства Rootsweb.

Не могу воспользоваться Вашим советом: языковый барьер мешает.

Возвращаясь к нашей теме, хочу сказать, что анализ
форумов Rootsweb, просмотр многочисленных фотографий и чтение книг,
например Barefoot Girl by Hilda Silance Corey позволило мне прийти
к выводу, что на Юге и Среднем Западе босиком оба пола ходили вплоть
до 50-х годов прошлого века, перенеся на землю Америки традиционную
деревенскую европейскую культуру

Насколько я понял, Вы имеете в виду детей обоих полов? Если это так, то следует учесть, что такое явление, как "босоногое детство" зачастую является следствием банальной экономии на детской обуви и прекращает своё существование по мере дальнейшего удешевления обуви.
Что касается "деревенской культуры", то тут вполне возможно, играет роль более низкий уровень жизни на селе, по сравнению с уровнем жизни в городе. Это вполне объясняет то, что чем дальше от крупных городов, тем больше босоногих.

Мальчики, особенно маленькие, ходили босиком, но это несколько другая
история: викторианская медицина велела закаляться, но почему-то именно и
только мальчикам.

Странный какой-то медицинский изврат.

хотя описаны случаи, когда состоятельные женщины
специально разувались, чтобы идти в гости или на прием, так как улицы были
в ужасной грязи, и богатые туфли было невозможно очистить; разумеется при
приходе на место они мыли ноги и обувались, чтобы в помещении быть в обуви

Ну это чисто сутуативная босоногость, такое и сейчас встречается, но значительно реже, так как грязи стало поменьше, а грязеустойчивой обуви побольше.

Амиши очень показательны. Они буквально "законсервировали" в себе культуру
Rural America 19-ого века. Они же ходят босиком не потому, что так
"в уставе записано", просто так было принято, так ходили их родители, так
и они сейчас ходят.

Насчёт амишей вообще не очень понятно, тут надо долго отделять котлеты от мух, чтобы отличить, что они делают "по уставу", что на потребу туристам, а что для собственного удобства. Подозреваю, что законсервировав быт XIX, они законсервировали и ситуацию с обувью, имевшуюся тогда. Обратите внимание, что женщин-амишей в сланцах крайне мало, детей нет вообще. Отсюда напрашивается вывод, что ношение сланцев в их среде, прямо не запрещается, но и не поощряется и, скорее всего, осуждается. Одежда у амишей, по уставу, шьётся ими самими, если это правило распространяется и на обувь...
Впрочем, тенденция ко всё большему обуванию детей, налицо.

Alex, я вижу в вас тягу к знанию, но предупреждаю от излишней увлеченности
логическими построениями. Да, разум нам дан для того, чтобы мыслить и делать
выводы, но выводы надо делать, опираясь на некоторые факты.

Во многих ситуациях приблизиться к истине помогают только логические построения. Особенно ярко это выражено в вопросах имеющих отношение к материальному благосостоянию. А выбор в пользу босохождения зачастую сильно связан с этим.
Короче, исчерпывающий ответ, почему в среде амишей, к примеру, довольно много ходят босиком, может дать только тот, кто сам вёл такой образ жизни, или по крайней мере, близко знаком с тем, кто вёл.
Соцопросы тут не помогут, поскольку редко кто, даже в анонимной анкете, сознается в своей несостоятельности. Будут плести, что-нибудь типа "нечего детей баловать", "так привычнее" и т. п.

читайте форумы и литературу о тех временах. Поверьте, это безумно интересно,
а главное эти знания обогатят вас, в том числе и в понимании нашей общей темы.

Да уж стараемся.
Правда, поскольку сейчас людей, живших в те времена уже нет, досканально понять, что там к чему, практически невозможно, но есть факты, что раньше уровень жизни везде был ниже чем сейчас и обувь была менее доступна. Так и родилась теория, согласно которой босиком ходили от бедности. И эта теория неоднократно проходила экспериментальную проверку. Согласен, что в некоторых случаях есть отклонения от неё (именно эти отклонения и связаны с традициями и их надо искать), но общий тренд указан достаточно точно.

0

242

Теперь из Африки стоит вернуться в Россию.
Рассмотрим вопрос: зачем крестьянки носили наголенники или онучи в сочетании с босыми ногами?
Здесь надо сказать, что наголенники носили и с обувью, без обуви они скорее всего были данью моде, так например, в то время идеалом женской красоты в деревнях считалась обладательница максимально толстых ног, фигура фотомодели там не котировалась. Именно по этому, возникла традиция обматывать ноги онучами во много слоёв, кроме того онучи защищали голени от обивания подолом намокшей, например от росы в поле, юбки; хотя этого можно было достичь, обматывая онучи только в один слой.

Образ босоногой крестьянки с наголенниками оставил нам
болгарский художник Христо Станчев (1870 — 1950).

0

243

http://www.pereplet.ru/text/arbuzova.files/image006.jpg

Август четырнадцатого, завершение жатвы.
Бабы из Болховского уезда - орловского полесья - принесли на барский двор сноп, украшенный цветами. Столы уж накрыты, сейчас начнется угощение. В темной одежде староста артели - она одна в сапогах. Под левую руку ее держит красивая босая девка лет шестнадцати - наверное, дочка. Иные бабы в лаптях и онучках, другие босы. Орловское полесье - болотистый угол, там мало пахотной земли. Ходили наниматься убирать хлеб. Нарядились на гуляние как умели: завески (фартуки), с вязаным кружевом, вроде подзоров на деревенских кроватях.
http://www.pereplet.ru/text/arbuzova20mar07.html

0

244

Э-э-э... прошу прощения за неэстетичность фото, но, по-моему, это опять Индия...

http://s55.radikal.ru/i150/0911/c2/580705dd22bb.jpg  http://i070.radikal.ru/0911/4b/8d9c8241969f.jpg  http://s60.radikal.ru/i167/0911/06/c1f20168008b.jpg  http://i002.radikal.ru/0911/1e/384ae1b9a22a.jpg

http://s15.radikal.ru/i188/0911/5a/60399cf94153.jpg

0

245

Сцены из ирландской жизни конца 19-ого века
Все тот же бесконечный LIFE; какие же они молодцы!

Часть 2

http://i026.radikal.ru/0912/1e/bd67b08e8241.jpg  http://i070.radikal.ru/0912/d3/93ee557d23e5.jpg  http://s47.radikal.ru/i118/0912/f7/9872eaceb930.jpg

http://s52.radikal.ru/i137/0912/75/b9a0dea01693.jpg  http://s48.radikal.ru/i120/0912/25/4b0f688836f9.jpg  http://s45.radikal.ru/i108/0912/a2/a4428f0aa4d5.jpg

http://s44.radikal.ru/i103/0912/8a/e540f04a4950.jpg  http://s02.radikal.ru/i175/0912/ab/0392577a2354.jpg  http://i023.radikal.ru/0912/aa/40faf66b267e.jpg

0

246

http://s39.radikal.ru/i086/1001/03/bbc2e567ed7c.jpg 
Галиция, 1916 год

0

247

В этнографической литературе имеются противоречия, в частности насчёт североамериканских индейцев. Одни утверждают, что они обычно обувались лишь с выпадением снега, другие - что могли ходить вовсе голые, однако мокасины никогда не снимали из опасения ядовитых насекомых и колючек. Если судить по фильмам с участием Гойко Митича, похоже на второе, но насколько можно доверять этому "первоисточнику"? Может, поясните, кто знает - какое утверждение ближе к истине?
И ещё, на этот раз Америка южная. В учебниках этнографии пишут, что женщины народности аймара вовсе не знают обуви, это практически общеизвестно всем, кто мало-мальски интересовался этим вопросом. Однако как-то попался какой-то популярный журнал, там статья о женских боях (в Перу, Боливии...), участвуют "чолиты" аймара в национальной одежде. На снимках все в туфлях и длинных юбках! Неудобно для боя и не похоже на индейскую одежду...

0

248

ОДИНЕЦ

Про Северную Америку.

1. В фильмах еще не то покажут. Там ирокезы и делавары с длинными волосами ходят  :o

2. Северная Америка большая, народов там было много, с очень разной культурой.

Те племена, про которые снимают фильмы - кочевники прерий
а также ирокезы и близкие к ним по культуре племена Великих Озер,
как правило, ходили обутые.

Босиком часто ходили индейцы Аляски.
Ничего не могу сказать про оседлые племена Мексики и юга США.

Про аймара.

В 18-19 в. крестьяне из народа айамра, особенно женщины, ходили босиком очень часто.
Тут лучше верить учебнику этнографии. Его писали специалисты. Они пользовались данными того времени, когда люди действительно носили костюмы, которые сейчас называют национальными, и в т.ч. ходили босиком. То, что сейчас надевают как национальную одежду - может отличаться от того, что носили в старину.

Отредактировано wolsung (2010-01-25 09:04:14)

0

249


Спасибо за информацию.
Да, ещё вспомнил любопытное по теме.
Тур Хеердал в книге "Мальдивская загадка" отметил, что на Мальдивах местные жители (особенно жительницы) как правило ходят босиком и теперь (2-я пол.XX века), а в старину не только не знали обуви, но и обходились одним-единственным предметом одежды: мужчины рубахой (штанов и т.п. не было), женщины - длинной  полупрозрачной юбкой. И при этом считаются мусульманами! В своё время попытки заставить островитянок закрывать если не лицо, то хотя бы грудь, ни к чему не привели...
По словам Хеердала, их селения отличаются необычайной чистотой, а перед входом в дом стоит непременно корыто с водой, где полагается обмыть ноги, прежде чем войти.

0

250

Эмиль Золя
Жерминаль

http://french-book.net/text/Biblio/Ru/Zola..._zherminal.html

Обычный рабочий процесс в обычной французской шахте 19 века.
Причем там и женщины работали :

проект снятия женщин с работы в шахтах вызывал отпор у самих же углекопов, - они заботились о том, чтобы пристраивать на место своих дочерей; вопросы морали и гигиены мало их занимали.

В принципе, с начала этого отрывка можно читать все целиком.
Но я все же надергал на выбор несколько цитат.
Все равно получилось много букв :(

... пасть шахты непрерывно поглощала от двадцати до тридцати человек разом, притом с такой легкостью, что это, казалось, проходило совершенно незаметно. Спуск рабочих начался с четырех часов. Они приходили из барака босиком с лампочками в руках и стояли небольшими группами, ожидая, пока не наберется достаточное количество людей. Бесшумно, мягким крадущимся движением ночного хищного зверя, из темноты всплывала железная клеть и, затормозив ход, останавливалась. В каждом из четырех ярусов клети стояло по две вагонетки, наполненных углем. Откатчики вытаскивали их по особым мосткам и заменяли другими, порожними, или с заранее нагруженными досками. В пустые вагонетки становились рабочие, по пяти человек в каждую; порою спускали сорок человек сразу, если они занимали все свободные вагонетки

- Идите-ка за мною, - сказала Катрина. - Там есть кое-что для вас.
      Сперва,он не понял. Потом его охватила безудержная радость, и он крепко пожал руку девушке.
      - Спасибо, товарищ... Какой же вы, кстати сказать, добрый малый!
      Катрина засмеялась, разглядывая его при красном свете топок. Ее забавляло, что парень принимал ее за мальчика, - она была очень худощава, а длинные волосы скрывал чепец. Этьен тоже смеялся от удовольствия, и оба с минуту стояли друг перед другом, весело хохоча; щеки у них пылали.

Тем временем в бараке, присев на корточки перед своим шкафом, Маэ снимал обувь и грубые шерстяные чулки. Когда Этьен подошел, они порешили все с двух слов: тридцать су в день; работа утомительная, но он к ней скоро привыкнет. Забойщик посоветовал Этьену остаться в башмаках и дал ему старую кожаную шапку, чтобы предохранить голову от ушибов; отец и сын пренебрегали этой мерой предосторожности. Затем из шкафчика были вынуты инструменты; там же находилась и лопатка Флерансы. После этого Маэ, спрятав в шкаф обувь, чулки, а также узелок Этьена, вдруг вышел из себя от нетерпения:
      - Куда он запропастился, эта негодная кляча Шаваль? Опять, наверное, повалил какую-нибудь девчонку на кучу камней!.. Мы на полчаса сегодня опоздали.
      Захария и Левак преспокойно грели себе спины. Наконец первый сказал:
      - Это ты Шаваля ждешь?.. Он пришел раньше нас, только что спустился в шахту.
      - Как? Ты это знал и до сих пор мне ничего не сказал! Идемте! Живей!
      Катрине, гревшей у огня руки, пришлось идти вместе со всеми. Этьен пропустил ее вперед и пошел за нею. Он опять очутился в лабиринте лестниц и темных переходов, где босые ноги ступали мягко, словно в стоптанных туфлях. Ламповое отделение горело ярким светом; это было застекленное помещение со стойками, на которых рядами в несколько ярусов стояли сотни лампочек Деви, накануне проверенных и вычищенных; все они пылали, словно свечи в сияющей часовне. У окошечка каждый рабочий брал свою лампочку, помеченную его номером, осматривал ее и собственноручно закрывал, а сидевший за столом табельщик отмечал в регистрационной книге время отправления в шахту. Маэ пришлось самому выхлопотать лампочку для своего нового откатчика. Затем была еще одна процедура: рабочие проходили мимо особого контролера, проверявшего, хорошо ли закрыты лампы.
      - Брр!.. Не очень-то здесь тепло, - пробормотала Катрина, дрожа от холода.

- Сюда, - сказал Маэ, обращаясь к Этьену. - Вы еще не на месте, нам надо пройти добрых два километра.
Рабочие разделились на группы и стали постепенно исчезать в глубине черных проходов. Человек пятнадцать направились налево, Этьен шел последним, вслед за Маэ, а перед ним - Катрина, Захария и Левак. Это была прекрасная галерея, удобная для откатывания, пробитая в таком твердом пласту, что ее лишь кое-где приходилось укреплять. И они шли, все шли, один за другим, не говоря ни слова; лампочки еле освещали путь. Молодой человек спотыкался на каждом шагу, рельсы мешали ему идти. Он с тревогой прислушивался к глухому шуму, подобному гулу отдаленной бури; шум все усиливался, - казалось, он вырывался из недр земли. Вдруг это грохот обвала, и он сокрушит у них над головами всю огромную толщу, отделяющую их от дневного света? Но вот в потемках что-то замерцало, и Этьен почувствовал, что почва дрожит. Он и его спутники выстроились вдоль стены, и мимо них прошла большая белая лошадь; она тащила поезд из вагонеток. На передней вагонетке, держа вожжи, сидел Бебер; за последней, упершись руками в борт, бежал босиком Жанлен.


Шаваль пришел первым в три часа утра и принялся совращать товарищей, убеждая их последовать примеру шахтеров из Монсу и требовать прибавки в пять сантимов на вагонетку. Очень скоро четыреста человек, которые работали на дне шахты, высыпали из бараков в приемочную, с криками размахивая руками. Желавшие продолжать работу, босые, с лопатой или с киркой под мышкой, держали в руках лампочки; другие углекопы, еще в сабо и в пальто по случаю холода, загораживали проход в шахту. Штейгеры надрывались до хрипоты, стараясь водворить какой-нибудь порядок; они взывали к благоразумию рабочих, умоляя их по крайней мере не мешать тем, кто хочет работать.

Большой отрывок, но он того стоит.
Привет Тибулу !  :)

  В Жан-Барте Катрина уже целый час катала свою вагонетку в ожидании смены; пот лил с нее потоками, и она остановилась на минуту, чтобы вытереть лицо.
      Шаваль, дробивший с товарищами жилу на дне штольни, удивлялся, что не слышно стука колес. Лампы светили скупо, угольная пыль мешала что-либо разглядеть.
      - Что там еще? - крикнул Шаваль.
      И когда Катрина ответила, что у нее сердце норовит выскочить и что она, наверно, сейчас растает, он рявкнул:
      - Дура! Сними, как и мы, рубашку!..
      Это происходило на глубине семисот восьми метров в северной части штольни жилы Дезире, в трех километрах от нагрузочной. При одном упоминании об этом месте углекопы бледнели и понижали голос, словно речь шла о самом пекле, а чаще всего просто покачивали головой, чтобы не заводить разговора о раскаленных недрах шахты. По направлению к северу, приближаясь к Тартаре, галереи проникали в среду подземного пламени, обуглившего наружные породы. В штольне в данный момент было в среднем сорок пять градусов. Тут и находилось как раз проклятое место, откуда вырывались серные пары и огненные языки, которые прохожие видели через расщелины.
      Катрина уже скинула куртку, а пораздумав, сняла и штаны; с голыми руками и ляжками, в рубашке, подвязанной на бедрах, как блуза, она снова взялась за вагонетку.
      - Так все же полегче, - сказала она громко. Катрина задыхалась не только от жары, но и от страха. Все пять дней, что они здесь работали, девушка не переставала думать о сказках, слышанных ею в детстве, - об откатчицах, с незапамятных времен горящих в глубине Тартаре в наказание за грехи, о которых боялись даже говорить. Конечно, теперь она взрослая и уже не верит этим глупостям; ну а все-таки, что бы она стала делать, если б из стены вдруг вышла девушка, красная, как раскаленная печь, с глазами, горящими словно головни? От одной этой мысли пот катился с нее градом.
      На остановке, находившейся в восьмидесяти метрах от штольни, вагонетку принимала другая откатчица, катившая ее еще восемьдесят метров до наклонного штрека, откуда приемщик отправлял ее вместе с другими, спускавшимися сверху.
      - Ловко! Славно ты устроилась! - сказала худая тридцатилетняя вдова, увидев Катрину в одной рубашке. - Я так не могу, - подручные пристают ко мне с разными гадостями.
      - Еще бы! - ответила девушка. - А мне плевать на мужчин!.. Я не знаю, куда от жары деваться.
      Катрина покатила назад пустую вагонетку. Хуже всего было то, что, помимо близости Тартаре, имелась еще причина, из-за которой жара становилась невыносимой. Работа подошла почти вплотную к старой шахте, к заброшенной галерее Гастон-Мари, очень глубокой, где происшедший десять лет назад взрыв газа зажег жилу и она все еще продолжала гореть за глинобитной стеной, построенной для локализации катастрофы. Стену приходилось постоянно ремонтировать. От отсутствия воздуха огонь должен был бы погаснуть, но неизвестные токи оживляли его, и огонь горел уже десять лет, накаляя стену до такой степени, что проходящих мимо обдавало жаром, словно из печки. Вдоль этой-то стены и приходилось катить вагонетки на протяжении ста метров при температуре в шестьдесят градусов.
      Сделав два конца, Катрина опять стала задыхаться. К счастью, в жиле Дезире, одной из самых мощных во всей этой местности, штольня была широка и удобна. Пласт почти в два метра высотой позволял работать стоя, но углекопы предпочли бы самую тяжелую работу в более прохладном месте.
      - Эй ты! Заснула, что ли? - грубо крикнул Шаваль, заметив, что Катрина не шевелится. - И кто это мне подкинул такую клячу? Накладывай живо вагонетку и кати!
      Катрина стояла внизу штольни, опершись на заступ. Она чувствовала себя все хуже и смотрела на всех тупым взглядом, ничего не слыша. Углекопы работали в красноватом свете лампочек совершенно голые, точно звери, такие черные и грязные от, пота и угля, что нагота их не смущала девушку. Этот тяжелый труд, эти напряженные обезьяньи хребты, эти покрытые угольной пылью тела, изнемогающие среди глухих ударов и стона, представляли адское зрелище. Все же мужчины хорошо видели Катрину и перестали работать кайлами; посыпались шутки насчет того, что девушка сняла штаны.
      - Смотри, не простудись!
      - Вот у нее ноги, так ноги! Скажи-ка, Шаваль, пожалуй, хватит и на двоих!
      - Что ж! Надо посмотреть! Ну-ка, подыми выше. Еще выше!
      Тогда Шаваль, не сердясь на насмешки, набросился на Катрину:
      - Чего стала? Двинешься ты, черт возьми?.. Вот падка-то на всякие мерзости... Будет стоять да слушать до утра.
      С большим усилием Катрина принялась наполнять вагонетку; потом она ее толкнула. Галерея была слишком широка, чтобы можно было упираться в стены; босые ноги девушки напряженно отыскивали точку опоры между рельсами; согнувшись и вытянув руки, она медленно подвигалась вперед. Когда Катрина дошла до глинобитной стены, снова началось то же мучение; по всему ее телу катился крупными каплями пот, как будто она попала под проливной дождь. Едва пройдя треть пути до остановки, она уже была вся мокрая, ослепшая, вся вымазанная черной грязью. Узкая рубашка, точно обмакнутая в чернила, прилипла к телу и от движения поднялась до самых бедер. Это так мучительно связывало девушку, что пришлось снова остановиться.
      Что с ней сегодня? Никогда еще она не чувствовала такой вялости, словно тело было набито ватой. Должно быть, это от вредного воздуха. Вентиляция не доходила до этой отдаленной штольни. Приходилось дышать самыми разнообразными испарениями, которые выделялись из угольной пыли с легким журчанием ручейка, часто в таком изобилии, что гасли лампочки; на рудничный газ рабочие уже не обращали внимания, потому что он бил им в нос иногда недели две подряд. Катрина хорошо знала этот вредный, "мертвый" воздух, как его называли углекопы; понизу стлались тяжелые удушливые газы, а наверху был самовоспламеняющийся легкий газ, уничтожавший, точно удар грома, подземные строения шахты и сотни людей. Катрина столько его наглоталась с детства, что не понимала, почему она так плохо переносит его теперь, отчего у нее так шумит в ушах и жжет в горле.
      Это была настоящая пытка. В полном изнеможении она почувствовала необходимость сбросить рубашку: малейшие складки резали и жгли тело. Она еще не сдавалась, попробовала катить вагонетку дальше, но должна была выпрямиться. Успокаивая сама себя, что успеет одеться на остановке, она с лихорадочной быстротой стала сбрасывать с себя все: подпоясывавшую ее веревку, рубашку; казалось, она готова была содрать с себя кожу. Теперь, голая, жалкая, доведенная до состояния существа, вымаливающего подачку на грязных дорогах, словно ломовая кляча, с черным от сажи крупом, по брюхо в грязи, она на четвереньках потащилась дальше, проталкивая вагонетку.
  И тут Катрина пришла в полное отчаяние: нагота не облегчила ее. Что же еще снять? Шум в ушах оглушал; ей казалось, что голова ее в тисках. Она упала на колени. Ей почудилось, что лампочка, стоявшая в вагонетке между кусками угля, гаснет. В смутном сознании девушки вспыхивала одна лишь мысль: надо прибавить фитиль. Два раза Катрина пыталась осмотреть лампочку, и всякий раз, когда она ставила ее на землю, свет в лампочке бледнел, точно у нее не хватало дыхания. Вдруг лампочка совсем погасла. Тут все рухнуло во тьму, в голове завертелся жернов, сердце обомлело, перестало биться, бесконечная усталость охватила все тело усыпляющей силой - Катрина упала навзничь, задыхаясь, чувствуя, что умирает от удушья.
      - Я уверен, что она прохлаждается, черт ее дери! - заворчал Шаваль.
      Он прислушался, но снизу не доносилось ни малейшего стука колес.
      - Эй! Катрина, ползучка проклятая!
      Его голос терялся в пространстве, ни звука в ответ.
      - Смотри, как бы я сам не пришел тебя расшевелить!
      Никакого ответа, все то же мертвое молчание. Взбешенный, он помчался со своей лампочкой вниз так неистово, что чуть не споткнулся о тело откатчицы, лежавшей поперек дороги. Он остановился в изумлении. Что с ней? На притворство не похоже. Нет, это не предлог, чтобы поспать. Он опустил лампочку, осветил лицо, но она стала гаснуть. Он ее поднял, снова опустил и наконец догадался: вот оно что, отравление газом! Его гнев пропал, проснулось чувство углекопа при виде товарища в опасности; он уже кричал, чтобы ему принесли рубашку, и, подняв на руки голую бесчувственную девушку, старался держать ее как можно выше. Когда ему бросили на плечи одежду, он пустился бегом, поддерживая одной рукой свою ношу, а другой - обе лампочки. Перед ним развертывались глубокие галереи, он бежал, поворачивая то направо, то налево, чтобы поскорей добраться до жизни, до ледяного воздуха, который подавал сюда вентилятор. Услыхав наконец шум ручья, который просачивался из породы, он остановился. Тут был перекресток большой галереи, которая когда-то обслуживала жилу Гастон-Мари. Вентиляция в этом месте работала, как буря, холод стоял такой, что Шаваля проняла дрожь. Он посадил свою любовницу на землю и прислонил ее к подпоркам; сознание все не возвращалось к ней, глаза по-прежнему были закрыты.
      - Катрина! Да ну же, черт возьми! Как это глупо!.. Подберись хоть немножко, пока я намочу рубашку.
      Его пугало, что она не приходит в себя. Она была точно мертвая; ее тонкое тело, тело подростка с едва развившимися формами, казалось, уже было погребено в недрах земли. Однако он смочил в ручье рубашку и вытер Катрине лицо. Вдруг легкая дрожь пробежала по детской груди, по животу, по бедрам несчастной, до времени отцветшей девушки. Она открыла глаза и пролепетала:
      - Мне холодно!..
    - Наконец-то! Вот так-то лучше! - с облегчением крикнул Шаваль.
      Он ловко накинул на нее рубашку, немного поворчал, когда пришлось натягивать штаны, потому что она была совсем беспомощна. Катрина, все еще ошеломленная происшедшим, не понимала, где она и почему она голая. Когда девушка вспомнила, ей стало стыдно. Как это она решилась все с себя снять! Она стала его спрашивать, неужели кто-нибудь видел ее голую, даже без платка на бедрах? Он потешался, выдумывал разные истории, как он донес ее сюда на виду у товарищей, которые выстроились в ряд. Но и она тоже хороша - вздумала его послушаться и в самом деле выставила напоказ свой зад! Потом Шаваль побожился, что товарищи даже не заметили, круглый он у нее или квадратный, - так он мчался.


    Катрина сначала поднималась бодро. Ее босые ноги приспособились к шахтенным лестницам с квадратными ступеньками, обитыми для большей прочности железом; руки, огрубевшие от вагонеток, без устали хватались за толстые перила. Этот неожиданный подъем даже занимал девушку, отвлекая от грустных дум.


0

251

Перечитывая книгу известного натуралиста Дж. Дарела "Под пологом пьяного леса" обратил внимание (может, под впечатлением вашего форума — всюду босые кажутся) на некоторые вещи, чего раньше не замечал. Автор в 50-е годы ХХ века ездит по южной Америке, собирая животных для зоопарка. Вчастности, с женой и подростком-переводчиком он побывал в глубинке на территории Парагвая. Так вот, хотя прямо об этом не сказано (сфера интересов автора далека от этой темы), складывается впечатление, что местные жители обувь одевали изредка. Хозяйка квартиры, где они остановились, Паола, очень колоритная личность, сводница и местный авторитет (её даже полиция побаивалась), судя по случаю, когда её цапнул за ногу только что приобретённый броненосец, обычно ходила босиком, только отправляясь на промысел со своими подопечными, "...совала ноги в туфли с каблуками высотой в шесть дюймов, выливала на себя чашку какого-то удушающего зелья и мчалась к пристани со своим отборным товаром." Впрочем, точно не сказано, в чём она была остальное время...
Зато очень выразительна такая сцена. Поздним вечером у наших героев дома случайно выстрелило ружьё. Полиция сработала на редкость оперативно. "Минут 10 спустя раздался оглушительный стук в дверь. На веранде стояли два перепуганных парагвайца в потрёпанной зелёной форме и полицейских фуражках; в руках они держали старинные, ржавые ружья... Полицейские растерянно шаркали босыми ногами по пыли, взглядами пытаясь подбодрить друг друга. Затем они довольно неуверенно объявили, что начальник полиции приказал им арестовать нас и доставить вместе с телом нашей жертвы в участок. Поскольку трупа не оказалось, они не знали, что делать дальше." Представляете себе мента — "при исполнении", в фуражке и босиком? В участке, куда они затем прибыли, "за столом восседал начальник полиции, тощий, хмурый человек, высокое общественное положение которого изобличали до блеска начищенные ботинки и пояс. Он лишь недавно занял свой пост и , очевидно, намеревался доказать обитателям посёлка, что ни одно преступление здесь не пройдёт безнаказанным." Назавтра он получил хорошую взбучку от Паолы...
Если уж полицейские при исполнении ходили босиком, нарушая наверно форму одежды, а их начальник одел ботинки явно чтоб подчеркнуть свою важность, очевидно, местным жителям обувь была непривычна.

0

252

Это фотка выскочила как-то совершенно случайно, без комментов. но, думаю, наш уважаемый Alex точно знает, где был сделан этот снимок

http://i081.radikal.ru/1002/ee/51726854a086.jpg

Отредактировано shark (2010-02-22 07:31:30)

0

253

Еще любопытная информация близко к теме, хоть и не ясно, реальный народ или нет...
Раздобыл на днях книгу "Скифия глазами эллинов", давно её искал. Надо сказать, скифы — моя страсть, сам себя считаю скифом в душе. Вообще-то скифы носили всегда мягкие сапожки, не видел ни одного изображения босого скифа. Но в этой книге приведены несколько рисунков на античных сосудах — амазонки в скифской одежде. В шапках-треухах, узких обтягивающих штанах типа лосин и, как хорошо видно, босиком. Интересно, кто был прототипом этих вот амазонок? Не скифские ли женщины, скорее девушки, "на тропе войны"? Утверждают, что в племени "Царских скифов" девушка не могла выйти замуж, пока не добудет скальп врага... Или это всё фантазии античных художников?

0

254

Тур Хеердал в книге "Мальдивская загадка" отметил, что на Мальдивах местные жители (особенно жительницы) как правило ходят босиком и теперь (2-я пол.XX века),

Хейердал - это 60-е годы, когда туристский бум на Мальдивах только-только начинался. Сейчас там местные жители по большей части носят сланцы, босоногих немного, да и те, скорее всего, босоножат эпизодически.
Вот среди туристов, на некоторых островах-отелях, босоногость поощряется и культивируется.

По словам Хеердала, их селения отличаются необычайной чистотой, а перед входом в дом стоит непременно корыто с водой, где полагается обмыть ноги, прежде чем войти.

Раньше было именно так, а теперь мыть ноги каждый раз входя в помещение, всем стало в лом. Скинуть сланцы куда проще. С туристов мыть яног не требуют, за ними румбой уберёт, а у местных румбоев нет.

0

255

ОДИНЕЦ :
Еще любопытная информация близко к теме, хоть и не ясно, реальный народ или нет...
Раздобыл на днях книгу "Скифия глазами эллинов", давно её искал. Надо сказать, скифы — моя страсть, сам себя считаю скифом в душе. Вообще-то скифы носили всегда мягкие сапожки, не видел ни одного изображения босого скифа. Но в этой книге приведены несколько рисунков на античных сосудах — амазонки в скифской одежде. В шапках-треухах, узких обтягивающих штанах типа лосин и, как хорошо видно, босиком. Интересно, кто был прототипом этих вот амазонок? Не скифские ли женщины, скорее девушки, "на тропе войны"? Утверждают, что в племени "Царских скифов" девушка не могла выйти замуж, пока не добудет скальп врага... Или это всё фантазии античных художников?


Босые амазонки - да, фантазия античных художников.
Так же как и амазонки в сандалиях, которые тоже встречаются.

Амазонок часто изображали в скифской или персидской одежде.
Но тут :
1. Нужно помнить, что это изображены не скифские девушки (которые иногда воевали), а вымышленный народ.

2. Персидских воинов (а персидский костюм, как и язык, был похож на скифский) греки иногда тоже рисовали босиком
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/22/Greek-Persian_duel.jpg
Мне кажется, это "глюки" художников, которые более-менее представляли себе иноземную одежду, а с обувью могли не разобраться.
Тем более что для самих греков было нормально ходить и даже воевать босыми.

Отредактировано wolsung (2010-02-24 11:35:59)

0

256

http://i003.radikal.ru/1004/f0/68757e4aa790.jpg 

Немецкий плакат времен нацизма

Отредактировано ppk (2010-04-11 19:26:38)

0

257

. Вообще-то скифы носили всегда мягкие сапожки, не видел ни одного изображения босого скифа. Но в этой книге приведены несколько рисунков на античных сосудах — амазонки в скифской одежде. В шапках-треухах, узких обтягивающих штанах типа лосин и, как хорошо видно, босиком. Интересно, кто был прототипом этих вот амазонок? Не скифские ли женщины, скорее девушки, "на тропе войны"? Утверждают, что в племени "Царских скифов" девушка не могла выйти замуж, пока не добудет скальп врага... Или это всё фантазии античных художников?

в восьмидесятые в журнале наука и жизнь была дискуссия по
поводу бх. приводились исторические факты.
запомнился такой - будем считать исторический анекдот.
византиец приезжает в гости к скифу. зимой, весь закутанный
и дрожащий.
его встречает скиф - полуголый и босой.
-как ты не мерзнешь? - удивляется византиец.
-а лицо твое мерзнет? - вопросом отвечает скиф
-нет
-а я весь, как твое лицо
что здесь скажешь? трудно установить историческую
правду о временах, когда история еще не была наукой.
с современной-то историей. и то...

что касается изображений.
мы же не делаем вывод по картине делакруа "свобода
на баррикадах", что женщины французской революции
сражались босиком и с обнаженной грудью.
кто сказал, что древним художникам было не свойственно
романтизировать?

0

258

Сцены из ирландской жизни конца 19-ого века
Все тот же бесконечный LIFE; какие же они молодцы!

Часть 2

http://i026.radikal.ru/0912/1e/bd67b08e8241.jpg  http://i070.radikal.ru/0912/d3/93ee557d23e5.jpg  http://s47.radikal.ru/i118/0912/f7/9872eaceb930.jpg

http://s52.radikal.ru/i137/0912/75/b9a0dea01693.jpg  http://s48.radikal.ru/i120/0912/25/4b0f688836f9.jpg  http://s45.radikal.ru/i108/0912/a2/a4428f0aa4d5.jpg

http://s44.radikal.ru/i103/0912/8a/e540f04a4950.jpg  http://s02.radikal.ru/i175/0912/ab/0392577a2354.jpg  http://i023.radikal.ru/0912/aa/40faf66b267e.jpg

А вот ирландская девушка начала ХХ века.
Голуэй, Ирландия (25 мая 1913)

http://angocman.opa.by/images/photos/2008/05/28/16/798/3572.jpg

http://angocman.opa.by/blog/1810.html?comment=4531

0

259

запомнился такой - будем считать исторический анекдот.
византиец приезжает в гости к скифу

Византииец мог попасть в гости к скифу разве что на тот свет :)

В Византийской империи скифами по старой памяти называли
иногда кочевников (авар, хазар, печенегов и т.д.),
иногда наших предков - славян.
К этническим скифам те и другие имеют мало отношения.

что касается изображений.
мы же не делаем вывод по картине делакруа "свобода
на баррикадах", что женщины французской революции
сражались босиком и с обнаженной грудью.

100% согласен

Отредактировано wolsung (2010-02-24 15:48:50)

0

260

я предполагал, что попаду на знатоков.
насчет византийца - весьма условно. не помню я уже, кто там был.
скиф - это точно. хотя после комментария предполагаю, что в его
идентификации могли и ошибаться.

wolsung, картинка не открылась. теперь идет сброс. интернет мой
говно, конечно. но я и этого провайдера еле нашел. люберцы.
если можно, или перешли, или не знаю как. просто интересует
меня босоногая нацистская тема. хотелось бы скачать.

иван - ирландия классная. почаще бы такие картинки . спасибо.

0

261

Вчастности, с женой и подростком-переводчиком он побывал в глубинке на территории Парагвая. Так вот, хотя прямо об этом не сказано (сфера интересов автора далека от этой темы), складывается впечатление, что местные жители обувь одевали изредка.

О причинах парагвайской босоногости довольно много написано здесь http://ru.wikipedia.org/wiki/История_Парагвая, хотя и несколько обтекаемо. Суть же в том, что во время диктатуры Лопеса Парагвай сильно выбился вверх из ряда прочих латиноамериканских стран в том числе и по уровню жизни, а самое главное вышел из под контроля сами знаете кого. Именно это и явилось причиной той самой войны, в ходе которой и было уничтожено 90% населения, посколько каждую деревню приходилось брать штурмом. Оно и понятно, никому не хотелось возвращаться в "традиционно латиноамериканские" нищету и бесправие. Однако тем, кто всё же выжил, пришлось. До сих пор Парагвай - одна из самых отсталых и бедных стран Латинской Америки. Отсюда и босоногость, впрочем, сошедшая на нет во второй половине ХХ века и рвань, вместо нормального обмундирования, и прочие прелести того же рода.
Ещё в 50-е годы ХХ века босой полицейский был обычным делом даже для Асунсьона. Как и босые солдаты-новобранцы.

0

262

как какую жуть увижу - хочется поделиться с хорошими людьми.
http://s43.radikal.ru/i099/1003/39/3c5e347fccb7.jpg

кто не понял - что у девчонки с ногами? с корзиной которая...

0

263

Из древних цивилизаций, пожалуй, самой "босоногой" был Египет. Природные условия тому способствовали: постоянное тепло, мягкая влажная почва речной долины...Обувь скорее была бы помехой, особенно когда надо было часто вброд переходить многочисленные арыки. Обувались, насколько можно судить, в двух случаях: для таких дел, при которых была велика опасность поранить ноги, например работа в каменоломне, поход через пустыню и т.п., либо в качестве "парадной" одежды. Основываюсь главным образом на книге П.Монтэ "Египет Рамсесов". Особенно порадовал рассказ, как помещик идёт смотреть свои поля. Идёт босиком, за ним слуга несёт сандалии, циновку и полотенце. Прийдя на место, садится на расстеленную циновку, слуга вытирает ему ноги, одевает сандалии. Теперь хозяин одет по всей форме, официально выслушивает доклады, отдаёт распоряжения...
и ещё любопытное сообщение: во время очередной смуты обнаглевшие мародёры выхватывали обувь прямо из рук прохожих. Видно, обувь обычно была в руках, а не на ногах. Лишь придя на место, например перед входом в какое-то учреждение обувались. Впрочем, у нас на Руси тоже было примерно так...

0

264

Из древних цивилизаций, пожалуй, самой "босоногой" был Египет.

две цитаты

"На сохранившихся фресках египтяне изображены в основном без обуви. Сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и из кожи носили лишь фараон и его приближенные. Сандалии были простой формы, без бортиков и задников, с загнутой кверху подошвой и двумя-тремя тонкими ремешками. На подошвах изображались различные бытовые и военные сцены."

в книге  "история одежды"  видел рисунки и описание одежды
египтян. фараон и царица были изображены в обуви.
принцесса на рисунке была босиком. в описании отмечалось -
обувь отсутствует.
дочери царя обувь по статусу не полагалась... :(

"Профессиональные певцы и танцовщицы носили такие же прозрачные платья, как и знатные дамы. А зачастую выступали обнаженными, и весь их наряд состоял из нескольких украшений – пояска, ожерелья, браслетов и сережек. Совсем юные служанки без стеснения ходили обнаженными.
Часто встречаются изображения рабынь в национальных одеждах. Например, семитские женщины изображаются одетыми в прямые свободные рубахи с крупным цветным геометрическим орнаментом и сапожки."

вполне вероятно, что у босоногой хозяйки могла быть обутая
в сапожки рабыня. :)
похоже, древние египтяне рассматривали обувь как простую условность.

подробнее можно почитать здесь.
там и картинки есть

0

265

в книге  "история одежды"  видел рисунки и описание одежды
египтян. фараон и царица были изображены в обуви.
принцесса на рисунке была босиком. в описании отмечалось -
обувь отсутствует.
дочери царя обувь по статусу не полагалась...

Прекрасные девушки из Санкт-Петербурга подготовили иллюстрацию
к египетской теме: Купание Клеопатры

http://i061.radikal.ru/1004/84/efd8fa9cb223.jpg

0

266

Не знаю, сюда писать или в "обутые...", но раз здесь разговор завёл, сюда же и продолжу.
Сейчас, видно, стала популярна "египетская тема", часто вижу картинки (например, на ткани), изображающие египтян, особенно музыкантов и танцовщиц. Причём их "обули" в характерные "сандалии", хотя на первоисточнике — египетских фресках (откуда это явно срисовано) все босые. Да и в египетской обуви вряд ли возможно танцевать!  Она предназначалась только чтоб чинно прошествовать на официальном мероприятии, либо пробираться по острым каменным осколкам.
У греков обувь была куда совершеннее, и то обутого атлета, например, представить невозможно, как, впрочем, и одетого...

0

267

Про Египет была когда-то отдельная тема,
но что-то я ее не нашел.

подробнее можно почитать здесь.
там и картинки есть


Спасибо за ссылку ! Картинки радуют.

дочери царя обувь по статусу не полагалась...

То, что кому-то обувь была по статусу не положена - миф.
От египтян остался вагон изображений как босых, так и обутых людей - от крестьян до фаранов включительно, мужчин и женщин.

Судя по этим изображениям, египтяне босиком ходили очень часто, хоть и не всегда.
Простой народ по большей части обходился без обуви.

Особенно порадовал рассказ, как помещик идёт смотреть свои поля. Идёт босиком, за ним слуга несёт сандалии, циновку и полотенце


Есть глиняная табличка фараона Нармера (времен Древнего Царства), где он сражается босиком, а стоящий рядом слуга держит его сандалии.
http://rcio.pnzgu.ru/personal/40/2/8/p001a.jpg

Крупнее здесь
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/comm...e_ROM-gamma.jpg

0

268

дочери царя обувь по статусу не полагалась...

То, что кому-то обувь была по статусу не положена - миф.

это всего лишь мой комментарий к фразе в книге об отсутствии
обуви у принцессы.
грешен - мои комменты не всегда серьезны... :(

0

269

Крестьянская девочка, 1913 год. Нижегородский художественный музей.

http://s48.radikal.ru/i119/1004/66/e55a61a2b6cb.jpg

0

270

Крестьянская девочка, 1913 год. Нижегородский художественный музей.

http://s48.radikal.ru/i119/1004/66/e55a61a2b6cb.jpg

а вот это очень спорно. точнее - бесспорно, что место фотографии не здесь.

чтобы не было путаницы, предлагаю - традиционно босоногими народами считать
народы, не знавшие обуви до того, пока она не была им навязана представителями другой культуры.

0


Вы здесь » dirtysoles » Общество грязных подошв » Традиционно босоногие народы в прошлом