dirtysoles

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » dirtysoles » Общество грязных подошв » Традиционно босоногие народы в прошлом


Традиционно босоногие народы в прошлом

Сообщений 151 страница 180 из 756

151

Вы понимаете, что лично я не держала этого шлема в руках, а профильный снимок указывает на положение назальной пластины выше бармицы, а не вровень с ее кольцами. Тем не менее, с помощью Вашего другого примера мы установили, что имеются другие способы крепления бармицы вкупе с отвестиями на назальной пластине, но не через полумаску. Изобразительный материал всегда указывает положение назальной пластины как лежащей на кольчужном слое, прикрепленном к ней изнутри--имеется даже прорисовка воина в наголовье с складным, откинутым вверх наносником, и задранной или скатанной вслед ему бармицей.

Я даже обсуждать это больше не буду.
Съездите в Киев и посмотрите.
Он там в Музее Исторических драгоценностей в Киево-Печерской лавре выставлен.
К тому же, к теме спора (монгольского ли происхождения полумаски) это не относится.

По пункту второму: как Вы методологически оцениваете степень, до которой можно говорить о особом "половецком" стиле вооружения на фоне общеордынского при том, что кыпчаки стали такой же неотъемлимой частью монголо-татарского войска как барласы или карлуки. Вообще, я не наблюдала серьезных исследований типологических особенностей оружия этно-социальных групп внутри ордынской армии раньше конца XV-го века.


Где-то до последней четверти 13 века различие этнических половцев и выходцев с Востока (может, и не обязательно монголов) прослеживается четко. Потом сходит на нет. Есть немало погребений (условно) монголов, в т.ч. со шлемами. Шлемов такого типа (с полумасками) среди них нет.
Если вам интересно - могу привести примеры.
Кстати, нет и кольчуг с медной оторочкой.
Мы разбираем в данном случае, что принесли монголы, а что было до них.
Так вот, полумасок у монголов не было.
Когда половцы вошли в состав улуса Джучи - я согласен, они продолжали носить шлемы с полумасками, в т.ч. и при завоевании Руси.

Более того, на Запад монголы потащили с собой и русские войска. Так что все найденное на Руси на тот период можно причислить к вооружению монгольской армии.

По пункту третьему: для поддержки Ваших слов потребуются русские шлемы с кольцами, обладающие твердой датировкой на эпохи до монгольского нашествия.

Русский приведу только шлем из Киева (я приводил фото). Само кольцо не сохранилось, но в навершии есть дырочка для него.
Он четко датируется падением города в 1242 г.
Причем шлем не монгольский : он найден в тайнике церкви св. Ирины, то есть был брошен кем-то из защитников города.



0

152

Вы понимаете, что лично я не держала этого шлема в руках, а профильный снимок указывает на положение назальной пластины выше бармицы, а не вровень с ее кольцами. Тем не менее, с помощью Вашего другого примера мы установили, что имеются другие способы крепления бармицы вкупе с отвестиями на назальной пластине, но не через полумаску. Изобразительный материал всегда указывает положение назальной пластины как лежащей на кольчужном слое, прикрепленном к ней изнутри--имеется даже прорисовка воина в наголовье с складным, откинутым вверх наносником, и задранной или скатанной вслед ему бармицей.

Я даже обсуждать это больше не буду.
Съездите в Киев и посмотрите.
Он там в Музее Исторических драгоценностей в Киево-Печерской лавре выставлен.
К тому же, к теме спора (монгольского ли происхождения полумаски) это не относится.

.

Я писала этот пост, чтобы объяснить причины моей возможной ошибки, ведь я знаю этот шлем хуже Вас--недоверия к Вашим словам я не испытываю. Как вправе верить мне и Вы

0

153

профильный снимок указывает на положение назальной пластины выше бармицы, а не вровень с ее кольцами


Дело в том, что наносник объемный. Поэтому он выдается вперед по сравнению с кольчужной бармицей и у вас создалось из-за этого впечатление, что он расположен над ней.
На самом деле по краям наносника сделаны отверстия, как и у других шлемов этого типа, к которым и крепятся кольца.

Конструкция наносника такова, что под ним просто невозможно разместить кольчугу : он закрывает нос со всех сторон, в т.ч. и снизу.
Поэтому, будь там кольчужное полотно, носу просто некуда было бы разместиться.

Шлем исследован и опубликован. Ссылку на публикацилю посмотрю.
Там нет под наносником никакого слоя кольчуги.

0

154

О кольчугах с медными кольцами на Руси.

Классика жанра.
Кирпичников А.Н. Древнерусское оружие.
Выпуск 3. Доспех, комплекс боевых средств IX-XIII вв.  Л., 1971

В сети здесь
http://www.archeologia.ru/Library/Book/ … 250e/page7
Там нужна регистрация, но сделать ее просто.

===================
10 век :

Трижды в плетении доспехов обнаружены каймы из медных колец (Гнездово и Чернигов). Медные каймы известны у кольчуг более поздней поры и имели декоративное назначение.

........................

11-13 вв :

В двух случаях — в Новгороде и Владимире-Волынском (слои XI — начала XII в. ) — найдены обрывки плетения, где все колечки склепаны маленькими заклепками
(см : А. В. Арциховский. Раскопки на Славно в Новгороде. МИА, № 11, 1949, стр. 174, рис. 13, а, б.
У новгородской кольчуги оказалось орнаментальное окаймление из медных колец. Аналогичная особенность была уже отмечена у кольчуг X в.)

........................

На примере изготовления кольчатого доспеха мы каждый раз сталкиваемся с поразительно живучими техническими приемами (сплошь клепанные и плоские кольца, медные каймы, нагавицы), которые были в ходу много столетии и Московской Русью унаследованы от ее великокняжеской предшественницы.

===================

То есть такие кольчуги на Руси хоть и нечасто, но применялись.
Данные о кольчугах с медной оторочкой в 14-17 вв. подниму.

Отредактировано wolsung (2007-02-13 13:06:53)

0

155

Какие тюрко-алтайские черты ? Вы половецкие маски видели ? Там европеоидное лицо со здоровенным носом, никак не монгольское !
И появляются они еще ДО монголов.
Одна есть монголоидная маска - из Ротмистровки. Вот она, очевидно, уже монгольского времени - местная традиция, усвоенная пришельцами.
Исток этой традиции может быть на Ближнем востоке (есть как минимум 1 миниатюра рубежа 12-13 вв) или в Византии (есть более ранние маски, но не факт что они боевые).

Русские маски из Изяславля и Серенска - обе четко датированы взятием этих городов монголами. Вы считаете, что за пару лет, пока монголы гуляли на Руси, русские увпели не только перенять маски, но и "обработать" их в русской традиции ?

[

Очень приятно, что Вы вспомнили о боевых личинах с сельджукских(ближневосточных) шлемов. Они как раз указывают, что эти личины  есть продукт развития восточной традиции защиты лица воина, потому что сельджукам мы уже с Вами не пришьем как половцам ношение шлемов русского производства. Если Восток демонстрирует на протяжении нескольких веков присутствие на своих наголовий такого элемента, как боевые личины, они за это время широко распространяются у завоёванных соседей, заносятся на территорию русских княжеств, где бытуют некоторое время и бесследно исчезают, не видоизменившись в закрытый шлем по образцу западноевропейского, значит, приоритет в конструировании боевой личины как элемента воинского шлема нам придется оставить восточным мастерам. Русские изготовители заинтересовались боевой личиной после знакомства с его ордынскими интерпретациями, поэтому она и сохранялась до того момента, когда русские князья активно заимствовали для себя все новое из ордынской военной системы. Я согласна с Вами, что не моноголы изначально оказались отцами военной личины, но с сельджуками русские князья не воевали, а вот монголами были побеждены и, к своей чести, активно пытались перенять у них все самое лучшее, чтобы дать в будущем достойный отпор. Сапоги тоже попали в это понятие лучшего, чем босые ноги или лапти, поэтому все названия сапогов, чеботов и прочего в нашем языке имеет ярко проглядывающие тюркские корни...а формирование культа презрения к босоногому человеку я считаю занесенным в российскую психологию от особенностей восприятия необутых или лапотников гражданских слоев населения как человеческого стада --у всегда обутых в кожаные гутулы воинов монгольской конницы.

Отредактировано Olga Gavva (2007-02-13 13:53:59)

0

156

О масках.

о боевых личинах с сельджукских(ближневосточных) шлемов. Они как раз указывают, что эти личины есть продукт развития восточной традиции защиты лица воина, потому что сельджукам мы уже с Вами не пришьем как половцам ношение шлемов русского производства.


Кому интересно - от сельждукидская миниатюра
http://tforum.info//forum/uploads/post- … 327394.jpg
Ольга, может у вас еще есть подобные ?

Никто и не собирается никому ничего пришивать. Более того, даже половецкие маски (я говорю именно о полных масках) вряд ли могут быть русского производства. Они сильно отличаются от масок из  Изяславля и Серенска. На русских нет ушей, усов, черты лица другие.

приоритет в конструировании боевой личины как элемента воинского шлема нам придется оставить восточным мастерам


Традиция, скорее всего, пришла с Ближнего Востока. Возможно, через посредство Византии или кочевников. Или напрямую из Византии.
Но к моменту появления монголов маски на Руси уже использовались, образцы из Изяславля и Серенска - тому подтверждение. Да и половецкие шлемы с масками - скорее всего, еще домонгольские.

То же относится и к полумаскам и "анатомическим" наносникам : есть домонгольские (Вщиж), есть собственно эпохи нашествия(Киев, Изяславль), есть чуть более поздние (Чингул).

мода них была у русских все же именно модой и быстро поэтому сошла на нет, не представив нашему вниманию никакого видоизменения, никакой традиции в русле утяжеления лицевой защиты

От 14-15 вв до нас дошло очень мало русских шлемов. Поэтому однозначно сказать, что личины вышли из упортребления, нельзя.
О них говорится есть в письменных источниках - например, в "Задонщине" (рубеж 14-15 вв) упоминается "шелом злаченый с личиной".
Хотя, скорее всего, так популярны, как в 13 веке, они уже не были.

Если Восток демонстрирует на протяжении нескольких веков присутствие на своих наголовий такого элемента, как боевые личины, они за это время широко распространяются


Ну, на Востоке широкого распространения личины тоже не получили.
Что мы имеем там ? Одна сельджукская миниатюра начала 13 века, одна первой половины 14 века. И все. Только в конце 15 в. в Иране маски 100% широко применялись (Оружейная палата и т.п.).
Конечно, и мусульманский обряд погребения без вещей здесь свою роль сыграл : не было там половцев с их курганами.

с сельджуками русские князья не воевали, а вот монголами были побеждены и, к своей чести, активно пытались перенять у них все самое лучшее, чтобы дать в будущем достойный отпор.


Есть вещи, которые ОДНОЗНАЧНО принесли монголы.
Например, конский доспех. До Даниила Галицкого он на Руси не использовался. После него тоже применялся редко, но в 14 веке его изображения - хоть и очень мало - на Руси есть.

Есть вещи, которые СКОРЕЕ ВСЕГО принесли монголы. Например, зерцало - круглая бляха на груди. На Руси появляется во второй половине 13 века,
примерно в то же время или чуть позже - на иранских миниатюрах.

Есть вещи, которое нашествие подстегнуло. Например, пластинчатый (ламмеллярный) доспех был известен на Руси давно, но использовался очень редко. Со времени нашествия или чуть раньше произошел настоящий всплеск такого доспеха. Во взятых монголами городах находят целые мастерские по его изготовлению. Это связано, вероятно, с тем, что пластинчатый доспех хорошо защищает от стрел - основного оружия монголов.

Есть вещи, которые пришли на Русь с востока уже в монгольское время.
Например, пластинчато-кольчатый доспех, где пластины соединены между собой полосами кольчуги. С конца 15 века русское оружие вообще становится полностью восточным.

И есть вещи специфически метные, которые не знаю, зачем валить на монголов. Они носились местными жителями, служившими в монгольском войске. Могли иногда и самими монголами применяться (трофеи, дань и т.д.).
Но принесены монголами не были, скорее в какой-нибудь другой регион могли через их посредство попасть.

===========================

И, наконец, по теме форума :)

Сапоги тоже попали в это понятие лучшего, чем босые ноги или лапти, поэтому все названия сапогов, чеботов и прочего в нашем языке имеет ярко проглядывающие тюркские корни...а формирование культа презрения к босоногому человеку я считаю занесенным в российскую психологию от особенностей восприятия необутых или лапотников гражданских слоев населения как человеческого стада --у всегда обутых в кожаные гутулы воинов монгольской конницы


Это отношение вполне обычно и для Европы, Византии и др.
В то время в Европе (ну может быть, за исключением таких специфических стран, как Шотландия с Ирландией) босой человек или человек в деревянной и т.п. обуви - однозначно либо бедняк, либо монах. "Уважаемые люди" могли разуться для крестного хода, церковного покаяния и т.п. - но это именно исключительные случаи.

Именно сапоги с голенищами - надо посмотреть, есть ли на домонгольских изображениях. Но кожаные башмаки хоть сколько-нибудь состоятельные люди носили всегда.

О лаптях, кстати, на Руси никаких сведений  до 16 века нет.
И археологические находки, и упоминания, и рисунки - все примерно начиная с этого времени. Так что еще вопрос, были ли на Руси до монголов лапотники :)

Есть еще такая специфическая деталь средневековой европейской одежды, как чулки с подметкой (шоссы). На Руси активно их носили как раз после монгольского завоевания - вторая половина 13-начало 14 в.

0

157

Мне приятно, что в итоге нашей дискуссии мы смогли прийти к мировому соглашению о том, что приведенные нами примеры делают обоснованными некоторые факты влияния вооружения, обычаев и культурного самосознания кочевых азиатских народов( как то мадьяр или монголов) на вооружение и культуру складывающегося русского этноса. Я рада, что мне удалось выполнить все Ваши пожелания и привести и хотя бы один пример копаного шлема с личиной из тюркско-иранского ареала, и прорисовки миниатюр с боевыми личинами из Шах-Намэ, и цены на шлемы в нашей национальной валюте того времени. Я выполнила все эти заказы потому, что мне хотелось сделать наш спор интересным с обеих сторон, напомнить какой большой вклад силой оружия и людьми постепенно стала получать Русь от ордынцев и выгодно его использовать для объединения страны, хотя бы поначалу и для гегемонии правящих домов отдельных русских князей( при найме половцев) или для большего удобства взимания монголами налогов...И, напоследок, вполне с Вами соглашусь в отношении кожаной обуви без голенищ, которая известна на Руси издавна--назовем ее лучше "поршни", потому что слово "башмак"--100%-но тюркское слово, причем,сохранившее при тюркском корне еще и тюркский "предметный" суффикс. В отношении лаптей, полагаю, что известная по летописям ссылка воинов Святослава на то, что с болгарами и хазарами им будет труднее воевать, поскольку это первые на их пути народы, поголовно одетые в сапоги, в отличии от многих покоренных Святославом славянских племен, указывает на славян именно как на лапотников. Лапти зафиксированы с древности и у окружающих нас северных народов. В Скандинавии они дали даже имя целой победившей дворян в крестьянской войне в Норвегии крестьянской партии--их так и называли лапотниками-берестяниками ("биркенбейнеры"). О силе этого лапотного войска говорит тот факт, что Норвегия сохранила "на память" от средневековья меньше всего дворянских родов, чем где-либо в Европе,--почти всех норвежских дворян уничтожили в свое время "берестяники".

Отредактировано Olga Gavva (2007-02-14 17:26:11)

0

158

Ну, биркенбайнеры носили не суть лапти.
Вот что говорит Сага о Магнусе сыне Эрлинга о начале их пути :

Но так как у них не было денег, они занялись грабежом. Лендрманны и бонды собрались и выступили против них и обратили их в бегство. Они бежали в леса и долго оставались в лесной глуши. Одежда у них износилась, так что они завертывали ноги в бересту. Поэтому бонды стали называть их берестениками.

http://norse.ulver.com/heimskringla/h16.html

Норвежское дворянство не они вырезали : в 14 веке старая аристократия вымерла от чумы, а новая не появилась за ненадобностью (к тому времени дворянские титулы в Норвегии были уже отменены).

Кстати, перечитал саги - и до меня дошло, почему вы писали, что Биргер к моменту Невской битвы уже умер.
Биргер Броса, живший в конце 12 века,  тоже был ярлом и действительно умер в 1202 г.
Биргер Фолькунг, который (возможно) участвовал в Невской битве – его дальний родственник.

=================

Кстати, примерно в то же время показало свою силу и вовсе босоногое воинство :)
Исход той самой Липицкой битвы, где Ярослав потерял свой пресловутый шлем, решило новгородское войско.
Вот что пишет об этом ПОВЕСТЬ О БИТВЕ НА ЛИПИЦЕ :
http://old-rus.narod.ru/04-13.html

Новгородцы же сказали: «Не хотим погибать на конях, но, как отцы наши на Колокше, будем сражаться пешими». .Мстислав был этому рад. Новгородцы же, сойдя с коней и сбросив одежду и обувь, выскочили босыми. А молодые смольняне тоже спешились и пошли босыми, обвив себе ноги.

И разделали суздальцев в пух.

0

159

Обычно аристократы умирают от чумы в последнюю очередь, из-за лучших, по сравнению с основным населением, гигиенических условий и возможности уничтожать вещи зараженных, поэтому, на мой взгляд, сыграли роль и большие потери в войне с восставшими крестьянами ( точно так же, как Болгария осталась без своего боярства после войны с монголами и победы крестьянского восстания пастуха Ивайлы), и невозможность восстановить новый нобилитет с титулами из-за отмены дворяеского знания с подачи тех же биркенбейнеров. Отмечу при этом, что та часть норвежского дворянства, которая пользовалась датскими пожалованиями дворянства после чумы, тоже не очень-то разрослась. Я полагаю--дело все же в пристальном внимании биркенбейнеров к тому, чтобы не дать вырости в лице дворян Норвегии своим возможным конкурентам в борьбе за власть.
О лаптях в Норвегии--полагаю, что из бересты они делали себе на ноги не вьетнамки и не гэта или варадзи: кроме лаптей из бересты не создашь какой-то другой обуви.

Отредактировано Olga Gavva (2007-02-14 17:31:27)

0

160

http://www.pghpresbytery.org/images/mary/a...s_bare_feet.jpg

0

161

http://www.afripics.com/images/stockart/GAB/Z2_78.jpg

0

162

Ольга Гавва--Я не уверена, что Ярослав Всеволодович отчитался перед летописями, в том, что бросил врагу свои доспехи. 

Вельсунг--Тем не менее, этот факт в летописи попал. Насчет Андрея же – одни домыслы.

Ольга Гавва--В летопись попал тот факт , что брат Ярослава Всеволодовича--Юрий Всеволодович бежал с поля этой битвы в одной "сорочице", то есть  бросил, по-видимому, свои доспехи, но обстоятельств отступления именно Ярослава Всеволодовича летопись не касалась, поэтому неизвестно--каким вернулся с битвы он и прятал ли доспехи свои при Липице

0

163

Продолжаем флудить :)

Я проверю, был это Юрий или Ярослав.

Насчет ленточек на шлемах - вот вам уж точно не монгол :)
Иерусалимское королевство, 1260-70е годы.
http://www.culture.gouv.fr/Wave/savimage/enlumine/irht6/IRHT_094685-p.jpg

0

164

У нас речь шла о двойной ленте, завязанной в кольце "узлом счастья"--такие раздельно привязанные ленты, как на рыцаре в этой миниатюре, в Европе появились намного ранее монгольского нашествия, но в эти годы--от европейцев--русское воинство почему-то не нашло нужным их перенимать. Характерно, что на миниатюре ленты завязаны вокруг шпиля на шлеме без помощи кольца или, по крайней мере, оно зрительно не выделено самим художником

Отредактировано Olga Gavva (2007-02-26 14:22:34)

0

165

Я пока не нашел текст в оригинале.
Если посмотреть перевод, там сказано так :

Князь же Юрий стоял напротив Константина и увидел побежавший полк Ярослава, и он тогда прискакал во Владимир к полудню на четвертом коне, загнав трех коней, в одной сорочке, даже подседельник потерял.

А началось сражение в обеденное время. Во Владимире же остался небоеспособный народ: попы, чернецы, женщины, дети, и, увидев всадника, обрадовались, думали, что это послы от князя, а им ведь говорили: «Наши одолеют».

И вот Юрий прискакал один и стал ездить вокруг  города, говоря: «Укрепляйте город». Они же, услышав, пришли в смятение, и был вместо веселия плач. К вечеру же прибежали сюда люди: кто ранен, кто раздет, то же продолжалось и ночью. А утром, созвав людей, Юрий сказал: «Братья владимирцы, затворимся в городе, авось отобьемся от них».

    А люди говорят: «Князь Юрий, с кем затворимся? Братия наша избита, иные взяты в плен, а остальные прибежали без оружия. С чем станем обороняться?»

...

    Ярослав тоже прискакал один в Переяславль на пятом коне, четырех загнав, и затворился в городе.


Так что, по всей видимости, доспехи бросил на самом деле именно Юрий.
У вас есть ссылка на древнерусский текст ? Может, получится лучше разобрать.

Но я и не утверждаю, что шлем принадлежал именно Ярославу.
Если верить летописи, там чуть не все владимирское войско оружие побросало.
Я говою, что Андрей Ярославич здесь, вероятно, ни при чем.

0

166

http://www.barefoothawaiian.com/genimages/studiomakalapua.jpg

Отредактировано ppk (2009-08-27 22:21:23)

0

167

http://iganinja.jp/old/english/life/kyu … ujitu.html
http://www.iganinja.jp/old/english/life/ky.../image/ph23.gif

The Ninja often stimulated blood circulation, removed physical fatigue and calm themselves down by pressing the pressure points on the sole of their feet that were all connected to internal organs and nerves. Furthermore, the soles of the Ninja were always stimulated as they walked barefoot or only wearing waraji* on the stones that were scattered on the roads. It is suggested to modern people who do not have the custom of walking barefoot to take of f their shoes on holidays when they are enjoying outdoor lives and walk on the beds of rivers where there are many stones.
*waraji: straw sandals

http://iganinja.jp/old/english/life/kyusoku/suasi.html
http://iganinja.jp/old/english/life/kyu … e/ph18.gif

It is important to know that the sole of a foot is a part of the body where numerous blood vessles gather, the reason why the sole is called the second heart. Therefore, if you massage your sole for even just a short while, it would stimulate blood circulation and promote the functions of the feet and the internal organs as well. The Ninja always found time to strongly press their soles even during important missions. As modern business people always squeeze their feet with leather shoes, it is necessary to take them off and stimulate their feet.

Отредактировано ppk (2009-08-27 22:24:43)

0

168

http://www.klassika.ru/proza/babel/journal.txt

Исаак Бабель
Речь идет о гражданской войне (точнее, советско-польской войне 1920 г)

<b>26.7.20. Лешнюв</b>

Белая совсем дорога, вырубленные леса,  все  исковеркано,  галичане  на
дорогах, австрийская форма, босые с трубками, что в их лицах, какая  тайна
ничтожества, обыденщины, покорности.

<b>1.8.20. Гржималовка, Лешнюв</b>

Бой под Лешнювом. Наша пешка  в  окопах,  это  замечательно,  волынские
босые, полуидиотические парни  -  русская  деревня,  и  они  действительно
сражаются против поляков, против притеснявших панов. Нет ружей, патроны не
подходят, эти мальчики слоняются по облитым зноем окопам, их перемещают  с
одной  опушки  на  другую.

Прошел день, видел  смерть,  белые  дороги,  лошадей  между  деревьями,
восход и закат. Главное - буденновцы, кони, передвижения  и  война,  между
житом ходят степенные, босые и призрачные галичане.

<b>10.8.20. Лашков</b>

Пожар в селе. Горит клуня священника
крестьянки  в
молчании ломают руки, население, испуганное и молчаливое, бегает босичком,
каждый  садится  у  своей  хаты   с   ведром.   Они   апатичны,   прибиты,
нечувствительны - необычайно, они бросились бы даже тушить.

<b>12.9.20. Киверцы</b>

Паника   позорная,   армия
небоеспособна. Типы солдат. Русский красноармеец  пехотинец  -  босой,  не
только не модернизованный, совсем  "убогая  Русь",  странники,  распухшие,
обовшивевшие, низкорослые, голодные мужики.

0

169

http://az.lib.ru/r/reshetnikow_f_m/

Ф. М. Решетников.

Произведения художественные, но написаны в 1860-х годах и отражают реалии того времени.

==================

Тетушка Опарина.
(1868)

В селе есть  деревянная  невысокая  церковь,  окрашенная  желтой  краской.  Церковь
огорожена  простенькими  перилами,  и  вокруг  нее недавно насажены деревья.
Люди  тоже  не  щеголяют костюмами: мужики ходят в синих изгребных рубахах и
штанах,  босые;  женщины  в  синих  изгребных  сарафанах,  с  платками и без
платков  на  голове,  босые;  девушки  в  таких же сарафанах и, в отличие от
женщин,  с  открытыми  головами  и  болтающимися  сзади  косами,  без  лент,
завязанными  ветхим  и  замасленным  до чрезвычайности шнурком. Нельзя также
сказать  и того, чтобы как девушки, так и мужчины были красивы, но здоровьем
и  дородством  обладал  по  преимуществу  женский  пол.
......
показался мой ямщик, идущий
позади  какой-то  высокой,  худощавой  женщины. Когда она подошла поближе, я
старался как можно лучше рассмотреть ее.
     Шла  она  глядя  в  землю, как будто что-то соображая. На ней был синий
изгребной  сарафан, на голове ситцевый голубой платок, ноги босые. На вид ей
казалось  годов  сорок,  но  на  продолговатом бледном лице не было ни одной
морщинки.  Нельзя  сказать, чтобы лицо ее было красиво; не замечалось на нем
и  той  бледности, какая бывает у отцветших красавиц; губы плотно сжаты, так
что  подбородок  поднялся  выше  обыкновенного;  нос широкий, толстый, глаза
серые,  лоб низкий. Но это было одно из тех лиц, которые, неизвестно почему,
нравятся  все  более  и  более  по  мере  того,  как вы вглядываетесь в них.
Несмотря  на  строгий взгляд серых глаз, в выражении лица было что-то такое,
что  сразу привлекает и долго остается в памяти. Я снял фуражку и поклонился
ей,  когда  она  проходила  мимо  меня.
......
Но вот я вышел из лесу и увидал,
что  у  ржи сидела та же самая женщина. Ее плетеное лукошко было переполнено
до  того,  что  представляло собою два этажа, из которых верхний был гораздо
шире  нижнего,  потому  что  в лукошко были воткнуты свежие прутья рябины, а
меж  них  переплетались  такие же прутья и служили продолжением лукошка, так
что  будь у этой женщины желание сбирать грибы целый день, то она, вероятно,
увеличила  бы лукошко аршина на два. Около нее, на траве, лежало десятка три
красных  грибов,  которые,  по  всей  вероятности, не входили в верхний этаж
лукошка.  Женщина  была  босая;  толстая  кожа  ног  была изранена во многих
местах,  и  она теперь вытаскивала из левой ноги занозу... Я присел недалеко
от  нее и закурил трубку. На спрос мой, как она может ходить босиком в лесу,
где  почти  на  каждом  месте  лежат сухие прутья, сосновые иглы и т.п., она
упорно  молчала;  также  ничего не ответила и на замечание, что сегодня день
жаркий.  Поэтому  продолжать какие бы то ни было вопросы мне было неловко, и
я счел за лучшее идти домой.
......
Немного  погодя  в  большую  комнату  была введена женщина лет тридцати
пяти..  Это  была  измученная женщина, с посинелым лицом, подбитыми бровями,
босая,  в изорванном сарафанишке. Всякий поглядел на нее и с состраданием, и
с отвращением.
-  Што?! опять ты меня в правленье! - кричал ее муж, подошедший к ней с
кулаками.

==================

Кумушка Мирониха.
Рассказ из горнозаводской жизни.
(1865 г)

Поглядите  вы  из  окна или просто пройдитесь в
хорошую  погоду по заводским улицам: вы увидите играющих ребят обоих полов в
одних  рубашонках,-  частию  не  от недостатков родителей, как мы это увидим
после,  а по вкоренившемуся убеждению родителей, что детей не стоит наряжать
в  экие  годы;  они  веселы,  бойки;  умеют  осмеять  кого  угодно  и далеко
превосходят  своею  развязностью  и  находчивостью  крестьянских  мальчиков.
Поглядите  вы  в  ненастную  погоду из окна, выходящего на большую заводскую
улицу,  -  и  вы  увидите тех же ребятишек, не играющих, а бегущих куда-то в
одной  рубашке,  босыми, с непокрытыми головами. Их и гром не задерживает, и
зимой  босиком бегают по снегу, - конечно, не играют, а перебегают от соседа
к  соседу.  Чем  старше  ребята,  тем  больше вы замечаете за ними ловкости,
смышлености,  и  видите  в  них уже работников. Вон даже теперь за Миронихой
идут  две  девочки:  одной  двенадцатый  год,  а  другой  четырнадцатый. Та,
которая  поменьше,  тащит  в обеих руках по туеску, другая тащит коромысло с
туесками.

==================

Горнорабочие
(1866)

Олена  сидит  у  окна  и вяжет чулок, сидит она босиком, сложивши левую
ногу  на  правую.  На  ней  надет  сарафан  из  синей изгребины, и хотя этот
костюм,  прошитый  по  бокам  красной  тесьмой, с узорами на груди, довольно
беден  на  вид,  но  он  прост  и  опрятен.  Елена Гавриловна девушка вполне
здоровая,  но  на  лице  у  нее  нет румянца, который бывает у женщин, много
работающих  на воздухе, на стуже и на жару, около печи, много спящих и много
кушающих.  Положим,  и  Елена  Гавриловна работала на покосах, но немного; а
лишь  только она могла ходить, то росла так же, как и ее уважаемый родитель,
Гаврила  Иваныч:  подобно  ему,  она так же бегала по улице с ребятами обоих
полов  и  разных возрастов, так же она играла с ребятами в разные игры, даже
в  бабки,  в  городки  и  даже  в  змейки,  так же она прежде бегала в одной
рубашонке,  постоянно  грязной,  которую  она  частенько задирала на голову;
такая  же она была замарашка, с белыми распущенными волосами, некрасивая; но
теперь  старики,  глядя  на  нее,  говорят:  "Какая  ты,  Олена, красивая да
опрятная  стала!  сичас хоть под венец..." Но, собственно говоря, вы красоты
в  ней  большой  не  заметите:  лицо  с  веснушками,  бледное,  но  довольно
правильное,  чисторусское,  а  не  какое-нибудь  с татарскими или зырянскими
пятнами  или  уклонениями,  потому  что их деды были русского происхождения,
или,  если  шли  от  каких-нибудь  инородцев,  то, со временем, их формы лиц
сложились  в  обычный  тип  горнорабочего  человека,  -  высокий,  крепкий и
сильный  в  первое  время молодости. Волосы у нее пепельного цвета, длинные,
их  она  заплетает  в  косички,  а  потом вокруг головы и закрывает платком,
когда  ходит  по улице, а дома их она никогда не закрывает. Она находит, что
платок  ей  больше  нравится, чем какая-нибудь сетка, которую она надевает в
самые  большие  праздники. В дополнение к ее костюму надо еще прибавить, что
в  ушах у ней вдернуто по сережке, которые состоят из янтаря в медной оправе
наподобие  колокольного  языка,  а на правой руке, на среднем пальце, надето
оловянное  кольцо, принадлежащее ее матери.

==================

Между людьми
(1865)

Она двенадцать лет прожила у
дедушки,  сначала  на посылках, потом в прислугах, - и поняла его хорошо. Он
ее  полюбил, да и она привязалась к нему, и они обвенчались. От крестьян она
отстала  и уже не могла годиться в жены крестьянину, потому что на нее много
влияла  чиновническая  среда; но при всем том в ней не было и тени гордости;
она  ходила  во двор босиком, сама доила корову, сама ходила на реку по воду
и  была,  как  и  прежде,  работницей  в доме, с тем только различием, что в
праздники  носила  шелковые  платья  и  шляпки, в которых она казалась очень
смешною.

0

170

И, наоборот, НЕ босоногие народы
(Вроде, была такая тема - но что-то я ее не нашел.)

А. Фукс, К.Фукс. Записки о чувашах
http://gov.cap.ru/hierarhy_cap.asp?page=./86/2618/2625

Костюмы чувашские тебе известны. Женщины одеты довольно опрятно (на них всегда чистые рубахи). Ты никогда не встретишь женщину с босыми ногами. Чувашки считают таким же грехом и стыдом показать свои ноги, как Татарки лицо, или еще более: у них даже в одной семье не увидит мущина голых ног женщины. Девки иногда ходят простоволосыми, но женщина считает за стыд открыть голову, даже перед своими родными

0

171

http://errantry.typepad.com/pondering/i … 88_3_1.jpg

0

172

Баварские босоногие традиции
http://www.wallgau.de/se_data/_filebank/mi...fu/bild%209.jpg
http://www.mittenwald.com/se_data/_fileban...fu/bild%207.jpg

Отредактировано Olga Gavva (2007-03-20 13:18:02)

0

173

Геннадий и Хаим Горелики
ЛЭХАИМ! или Хаим на коне
http://ggorelik.narod.ru/LeHaim_W/LeHaim_W1.htm

Речь идет о белорусских евреях.
Поместил сюда, хоть это и художественное произведение.

Самая первая картинка, сохранившаяся в твоей памяти, вообще не паричская: старший брат надевает тебе на ноги лапти, -- маленькие лапотки. Дело было в деревне Дуброва, километрах в 15 от Паричей. Туда, весной 1921 года, перебралась ваша семья.

Но почему ты, собственно, так уверен, что лапти надевали тебе в Дуброве, а не в Паричах? Ты же ничего другого деревенского не запомнил? Это тебя каверзно спрашивает историк.
Ты удивляешься странному вопросу: Да просто потому, что в Паричах лапти не носили!
Но почему?! Ты же сам рассказывал, какая это удобная обувь. И зимой -- с теплыми обмотками, и летом, когда они моментально промокают, но и быстро сохнут… Неужели “в городе” лаптям не место?! А что же вы носили в вашем городе Паричи?
Ты смеешься: ничего не носили. Ты и тебе подобные ходили и бегали босиком все лето, точнее с ранней весны и до осени, еще точнее от Пасхи до Кущей, а совсем точно от ПЭЙСАХ до СУКОТ. Обходились без сапожников. Правда, насморк бывал чаще чем хотелось, но еще неизвестно, от каких болезней уберегла такая натуральная закалка.
А зимой? Это уж кто как. Твои друзья Симен и Хлойнэ, что жили через двор, умудрялись перебегать босиком и по снегу и потом уже отогреваться у вас на печке. У них на двоих была одна пара сапог без голенищ… Такая вот городская жизнь.


0

174

Интересный кусочек: добавим к нему иллюстрацию
http://img256.imageshack.us/img256/2170/mudhike0bq.jpg

0

175

ЛУИ АРМСТРОНГ : МОЯ ЖИЗНЬ В МУЗЫКЕ
http://www.ogoniok.com/archive/2000/4650/23-44-48/

Я родился в 1890 году. Мой отец Вилли Армстронг и моя мать Мэй Энн, или Мэйэнн, как все ее называли, жили тогда на маленькой улочке, называемой Джеймс Элли, в густонаселенной части Нью-Орлеана. Именно эти места городские хулиганы обычно избирали для своих столкновений и драк, не обходившихся без поножовщины и стрельбы. Этот квартал населяло столько народа, сколько вы вряд ли могли бы увидеть сразу где-нибудь в другом месте. Тут жили священнослужители, шулера, дешевые сводники, воры, проститутки и масса детей. Здесь помещались бары, хонки-тонки и салуны, и многие женщины всевозможными хитростями стремились залучить гостя в свои жилища.

....

Дети, которые росли в этом районе Нового Орлеана, ходили всегда босиком. Мы постоянно резали себе ноги осколками стекла или гвоздями. Мама и еще несколько соседок ходили на железнодорожные пути и наполняли корзины промасленной травой, эту траву кипятили до тех пор, пока она не становилась клейкой, и накладывали на раны. Спустя два или три часа мы, ребятишки, вставали с кровати и бежали на улицу играть, как будто ничего не случилось.

0

176

Описание острова Кадьяк
Из воспоминаний Лисянского Ю.Ф.
18 век
http://rezanov.krasu.ru/epoch/kadjak.php

Кадьякцы среднего роста, широколицые и широкоплечие. Цвет кожи имеют красновато-смуглый, а глаза, брови и волосы чёрные, последние жёсткие, длинные и без всякой курчавости. Мужчины обыкновенно свои волосы или подстригают или распускают по плечам, а женщины, подрезав их около лба, вяжут назади в пучок. Одежду здешних жителей составляют парки и камлейки; первые шьются из шкур морских птиц или звериных кож, а последние из сивучьих, нерпичьих и медвежьих кишок или китовых перепонок. В прежние времена зажиточные островитяне украшали себя бобрами, выдрами и лисицами. Но теперь всё это отдаётся Компании за табак и прочие европейские безделицы. Мужчины опоясывают себя повязкой с лоскутом спереди, которым прикрывается то, чего не позволяет обнаруживать стыдливость. Женщины носят нерпичий пояс шириной в три или четыре пальца. Головы они покрывают шапками из птичьих шкур или плетёными шляпами, выкрашенными сверху очень искусно и имеющими вид отреза плоского конуса. Ходят почти всегда босые, исключая весьма холодного времени, когда они надевают род сапог, сшитых из нерпичьей или другой кожи.

0

177

Нашёл огромное количество тематических фотографий, сделанных на Мадагаскаре. Судя по этим фотографиям, там может существовать феномен традиционной босоногости.

http://fotki.yandex.ru/users/alex14232007/album/2681/

Отредактировано Alex (2007-06-18 23:43:34)

0

178

http://krokodilovna.livejournal.com/29452.html

Mой отец – Безызвестнов Иван Владимирович – ровесник века. Он родился в 1900-м году. Я хочу рассказать, как жили люди в нашем городе в начале прошлого века, что им пришлось пережить. Откуда я всё это знаю? – Отец вёл дневник, начиная с 1936-го года.

...

Ко времени рождения моего отца семья занимала второй этаж двухэтажного деревянного дома на Новой Стройке.

...

У всех детей была одежда: будничная и праздничная. Ясно, что одежда переходила от старших к младшим. Одежду и особенно обувь берегли. Ничего не стоило зимой сбегать к приятелю, который жил через два-три дома, босиком. Никаким геройством это не считалось. Зачем обувь зря трепать! Летом все дети и мать ходили босиком. Отец босиком не ходил. Не солидно.

0

179

Парадное шествие итальянских рыбаков
http://travel.webshots.com/photo/134328 … 4403IXQxTM

0

180

Реконструкция русских крестьянских костюмов.

http://www.ljplus.ru/img3/a/l/alenk_a/0193.jpg http://www.ljplus.ru/img3/a/l/alenk_a/0199.jpg http://www.ljplus.ru/img3/a/l/alenk_a/IMGP0216.jpg http://www.ljplus.ru/img3/a/l/alenk_a/IMGP0219.jpg

0


Вы здесь » dirtysoles » Общество грязных подошв » Традиционно босоногие народы в прошлом