dirtysoles

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » dirtysoles » Общество грязных подошв » Традиционно босоногие народы в прошлом


Традиционно босоногие народы в прошлом

Сообщений 91 страница 120 из 765

91

Это могло служить защитой от змей, примерно так же как делали в Монголии. Ибо змея как правило кусает именно за голень.

Сомнительно.
Змея видит, как правило, плохо и ориентируется на тепловое излучение, которое будет интенсивнее от открытого участка тела. То есть, если Вы идёте в ботинках и с голыми ногами, то змея будет пытаться ужалить Вас в голень, а если босиком и в наголенниках, то - в тыльную сторону ступни или щиколотку. Возможно наголенники некоторую защиту от змеиных укусов всё же дают, но тут расчёт на эффект внезапности, что змея, когда на неё наступят не успеет разобраться, куда ужалить, а после укуса в голень она либо удерёт , либо её пришибут палкой и второй попытки не будет. Возможно это действует там, где змеи встречаются достаточно редко, там где змеи на каждом шагу наголенники не защита: не первая, так десятая змея ужалит в ступню.

0

92

В Австралии водятся самые опасные в мире ядовитые змеи и пауки. Тем не менее австралийские аборигены, живущие в природе, на 100% босые.
Я уже несколько раз писал об этом.

0

93

В Австралии водятся самые опасные в мире ядовитые змеи и пауки. Тем не менее австралийские аборигены, живущие в природе, на 100% босые.
Я уже несколько раз писал об этом.

И наголенников они вроде-бы не носят.
Может быть весь фокус  в том, что эти опасные змеи и пауки не слишком часто встречаются, если их специально не искать. Если же встретятся, то можно их заблаговременно увидеть и обойти.

0

94

Эх... стоко мыслёв, стоко мнений, а времени нет - пишу, пишу. Сюда зашел в надежде больше скачать поо босоногие традиции - но пришлось ограничиться Камбоджей и Чакой - хвала Ольге!
И опять промежду прочим, меня лягнули. Перуански восхитиельны. Я убью тебя, лодочник!!! Все скачал для личной коллекции.
Между прочим в Перу живет наш друг DG - я с ним в контакте, он иногда подкидывает такие фото. Да, ребята, пиаорим! Да, модели! Уж не знаю, как им перуанец платит. Но это часть, кирпичитк в импринтинг. И вы меня никогда не убедите, что не надо делать фотосессии, а надо только ходить и искать исконныхи природных барефутеров.
По поводу деревнги. Ребчята, о КАКОЙ деревне вы говорите?! Даже на алтае деревнги настолько изнасилованы и зараженвы горордской заразой, что там все тщатся "соответствовать". какая босоногость... Это логично. Совок уничтожал деревню, как класс, потому что деревня ему смертельно опасна, она - источник Хозяина, кулака, до нее не дотянешься мещанством, СМИ и ТВ. Вот и уничтожили. Теперь это грязная клдадовка Города.
В-общем, это как бы офф-топик. Засим и прощаюсь.

Отдельные спасибы за фото!

0

95

Сомнительно.
Змея видит, как правило, плохо и ориентируется на тепловое излучение, которое будет интенсивнее от открытого участка тела. То есть, если Вы идёте в ботинках и с голыми ногами, то змея будет пытаться ужалить Вас в голень, а если босиком и в наголенниках, то - в тыльную сторону ступни или щиколотку.

Сомневайся - не сомневаяся, а это факт. Согласно статистики 85% змеиных укусов приходятся на голень. Еще некоторый процент приходится на руки (ну в смысле ты в траве что-то подбирал, а тебя укусили). Укусы в стопу практически единичные.

Про монголов я лично читал, но к сожалению уже не помню где, там даже фотография была, современная. Если вспомню - напишу.

0

96

Сомневайся - не сомневаяся, а это факт. Согласно статистики 85% змеиных укусов приходятся на голень. Еще некоторый процент приходится на руки (ну в смысле ты в траве что-то подбирал, а тебя укусили). Укусы в стопу практически единичные.

Ну естественно.
Поскольку в наши дни никто не пойдёт босиком в гадюшник, а в низких ботинках и брюках с достаточным для змеи зазором между ботинком и ногой - могут.

0

97

По поводу деревнги. Ребчята, о КАКОЙ деревне вы говорите?! Даже на алтае деревнги настолько изнасилованы и зараженвы горордской заразой, что там все тщатся "соответствовать". какая босоногость... Это логично.
Совок уничтожал деревню, как класс, потому что деревня ему смертельно опасна, она - источник Хозяина, кулака, до нее не дотянешься мещанством, СМИ и ТВ. Вот и уничтожили. Теперь это грязная клдадовка Города.
В-общем, это как бы офф-топик. Засим и прощаюсь.

Уважаемый Адмирал, извините за оффтопик, но меня очень интересует, за что Вы так не любите "совок"? Кто это при "совке" насиловал деревню? Наоборот, уровень жизни в деревне стал подниматься, и от босоногости стали отказываться, как это происходило практически везде. Насколько я знаю, в Сибири и на Алтае уровень жизни задолго до "совка" был высоким и массовой босоногости там не было никогда. Босиком от снега до снега и без различия пола и возраста ходили в царской России далеко не везде. Знаю, что это часто бывало в Брянской области, Белоруссии и на Западной Украине. В меньшей степени это характерно было для степных регионов вообще и думаю, что тамошняя босоногость объяснялась просто недостатком материала для лаптей на фоне дороговизны кожи.
Заимствование деревней городских обычаев в упрощённой форме и бегство в города началось опять таки ещё при царе.

Теперь об источник Хозяина.
Хозяева, кулаки и так далее барефутерами отнюдь не были, больше того: именно они и служили проводниками городских обычаев, поскольку именно они могли первыми перенимать городские предметы одежды и обихода в силу своего материального положения. Остальные тянулись за ними.
Кроме того, Вы Адмирал терпеть не можете обвинений в непрофессионализме, но, тем не менее,  не можете принимаете кулацкий пиар за чистую монету. Суть этого пиара следующая: кулак - это были крепкие трудолюбивые, предприимчивые и так далее люди, на которых держалась Россия, а злые и нехорошие большевики их уничтожали. Кого это напоминает в наши дни? Скорее всего представителей очень мелкого бизнеса, у которых все лохи и лодыри, пока у самих дела идут хорошо. Как только дела начинают идти плохо - они тот час же поднимают хай, что их - соль земли, нехорошие власти зажимают. При этом у них никогда не возникает мысли, что они сами лоханулись или мало поработали. Тоже самое представляли из себя и деревенские кулаки.

0

98

В Австралии водятся самые опасные в мире ядовитые змеи и пауки. Тем не менее австралийские аборигены, живущие в природе, на 100% босые.
Я уже несколько раз писал об этом.

И наголенников они вроде-бы не носят.
Может быть весь фокус  в том, что эти опасные змеи и пауки не слишком часто встречаются, если их специально не искать. Если же встретятся, то можно их заблаговременно увидеть и обойти.

Встречаются-встречаются. Ещё как! Просто для голого человека они не представляют такой опасности, как для одетого. У них ведь не стоит цель ужалить человека. Человек им не нужен. Вот, идёт по пустыне або (абориген), в чём мама родила, упал ему на плечо паук, он его скинет и дальще пойдёт. А одетому европейчу он упадёт за шиворот и куснёт от страха, когда его прижмут ненароком. А ещё насекомых раздражает запах пота.  Всё просто объясняется. Вот и стали белые австралийцы одеваться легче и ходить босиком. Приятно, удобно и функционально в тех условиях. Тук же и со змеями. Шаги обутых ног их больше раздражают.

0

99

Вот и стали белые австралийцы одеваться легче и ходить босиком. Приятно, удобно и функционально в тех условиях. Тук же и со змеями. Шаги обутых ног их больше раздражают.

Не слышал, чтобы белые австралийцы ходили босиком в буше.
По поводу последнего утверждения: проверялось ли оно с российскими гадюками?

0

100

Я-то вас извиню, а вот модераторы... Не буду тогда мыслью по древу.
Первое: до революции деревня была ДЕРЕВНЕЙ, и даже столыпинская реформа не очень сильно поколебала общинное деревенское самоуправление. Был сельский сход и староста. Советы дали целую гирлянду сельских бюрократов-дармоедов, главным мерзавцем в которой был предколхоза. В советское время индустриализация и коллективизация породила такие уродливые миазмы совка, как Пе-Гэ-Тэ. Поселок городского типа. Их у нас в области я видел-перевидел... Уже не деревня. Уже пьянство, блядство, круглосуточные магазины и пр. Но и не город - грязь, вонь, "тыхтотакой?!" и т. д.
За ПГТ надо расстреливать пачками тех, кто это придумал. :angry:

Второе: не надо рассказывать о кулаках. Тем более сравнивать с нынешним мелким бизнесом - из разных лукошек вылупились. Я ЗНАЮ, потому что поездил и по Алтаю, и по Иркуской области, и по своей: не знаю, как там обосабливались настоящие кулаки. Не мелкие спекулянты, везущие из города шифоньеры за втридорога проданную пшеницу, а сеялки, веялки и удобрения.

А совок я ненавижу, потому, что он породил советское мещанство. Образоващину. "Антиллигентов" в шляпах. И все остальное. Но я сын историка, знаюю, что СССР, как сверхдержава - одно, а "совок" в видек моральных и эстетических устоев и императив - другое. Я имперский человек... Я мог бы жить в СССР до сих пор. Но, как это ни парадоксально, БЕЗ "СОВКА". :ph34r:

0

101

Первое: до революции деревня была ДЕРЕВНЕЙ, и даже столыпинская реформа не очень сильно поколебала общинное деревенское самоуправление. Был сельский сход и староста.

Совершенно верно - был кулак-староста и сельский сход, который  работал у него по принципу "всегда одобрям". А попробовал бы он не одобрить, крепкие хозяева мигом бы показали кто тут главный, хотя бы путём невыдачи кредитов.

Советы дали целую гирлянду сельских бюрократов-дармоедов, главным мерзавцем в которой был предколхоза. В советское время индустриализация и коллективизация породила такие уродливые миазмы совка, как Пе-Гэ-Тэ. Поселок городского типа. Их у нас в области я видел-перевидел... Уже не деревня. Уже пьянство, блядство, круглосуточные магазины и пр. Но и не город - грязь, вонь, "тыхтотакой?!" и т. д.

Пьянства, блядства и т.д. и  в деревнях хватает. Первые ПГТ появились опять таки до "совка" при царе-батюшке, тогда это именовалось фабричными слободками, если я не ошибаюсь. Кроме того, у нас, в Подмосковье, я не видел такого, да и в деревнях люди не отличаются от москвичей.

Второе: не надо рассказывать о кулаках. Тем более сравнивать с нынешним мелким бизнесом - из разных лукошек вылупились. Я ЗНАЮ, потому что поездил и по Алтаю, и по Иркуской области, и по своей: не знаю, как там обосабливались настоящие кулаки. Не мелкие спекулянты, везущие из города шифоньеры за втридорога проданную пшеницу, а сеялки, веялки и удобрения.

С нынешним мелким бизнесом они вылупились, конечно, из разных ЯИЦ, но суть от этого не поменялась. Многие мелкие бизнесмены развились из советских несунов и спекулянтов, воровавших у государства и, в общем то, не не мешавших жить своим соседям. С кулачьём ситуация иная: оно прямо паразитировало на своих односельчанах, излюбленным методом такого паразитирования были переделы земли в общине, благодаря которым, лучшая земля всегда оказывалась в руках кулаков, плюс ростовщичество, торговля в кредит и т.д. Кличка "мироеды" и ненависть к кулакам возникла именно отсюда. Большинство же хозяйств работало себе в убыток, поскольку всевозможных налогов было больше, чем доходы таких хозяйств. В общем, работай на земле летом, вкалывай в городе зимой и живи впроголодь, благодаря кулачью. Это у Вас вызвало бы несказанную любовь к этим людям, если бы Вы так жили.
Надо полагать, что босиком ходили больше всего именно там, где больше всего было описанных выше прелестей. Отсюда следует, что человек переживший такое, когда его уровень жизни возрастёт, уже НИКОГДА не станет ходить босым.
По поводу колхозов.
Драть три шкуры с деревни для решения государственных проблем придумали не при "совке", а сразу за изобретением земледелия в доисторическую эпоху.
При этом колхоз - наименьшее зло: там даже когда жили ещё очень бедно, появилась возможность работать спустя рукава  и квасить, если не повезло пополнить собой ряды сельской бюрократии, в то время как крестьянин-индивидуал был лишён и этих невинных развлечений, так как попробуй он плохо работать, тут же сам сложил бы на полку свои зубы. То есть колхоз эффективнее общины крестьян-индивидуалов.

А совок я ненавижу, потому, что он породил советское мещанство.

А чем лучше мещанство несоветское?

Образованщину.

А советское образование чем Вам не угодило?

"Антиллигентов" в шляпах. И все остальное.

Самоуверенные недоучки встречаются во все времена и у всех народов.

Но я сын историка, знаюю, что СССР, как сверхдержава - одно, а "совок" в виде моральных и эстетических устоев и императив - другое. Я имперский человек... Я мог бы жить в СССР до сих пор. Но, как это ни парадоксально, БЕЗ "СОВКА".

Прекрасно, только одна незадача: видите ли "совок" - это не что иное как уменьшительно-пренебрежительное сокращение, образованное от Советского Союза. То есть, если Вы употребляете это слово, то ассоциируете, перечисленные Вами отрицательные явления именно с Советским Союзом и ненавидите именно Советский Союз. Если это не так, то Вам следует отказаться от употребления этого словечка!
Чем, кстати, Вам не угодили советские морально-эстетические устои? Демонстрация мещанства глупости и т.д. в СССР отнюдь не поощрялась.

0

102

Ремарка... только что нашел - не могу не поделиться! :P
----------------------------------------------------------------
Жерар де Нерваль, французский путешественник ХIХ в., отмечал, что «ноги дам, по-турецки сидящих на диване, не знали чулок, на Востоке это добавляет ещё один штрих к женским прелестям.
Женщины, которые очень мало ходят пешком, по нескольку раз в день совершают омовения благовонными жидкостями, не уродуют обувью ступню и добиваются, как известно, того, что их ноги становятся столь же холёными, как и руки; ногти, окрашенные хной, браслеты на щиколотках довершают изящество и очарование этих женщин.
В отличие от европейских, они не приносят себя в жертву сапожнику». Любопытно, что в начале ХI в., когда в Египте правил неуравновешенный халиф из династии Фатимидов, аль-Хаким, сапожникам вообще было запрещено шить женскую обувь.

0

103

Что ж, вот наше время.
Перу.

http://www.vestnik.com/issues/2000/1024 … pshire.htm

"Вестник" №22(255), 24 октября 2000
Людмила ШРОПШАЙР-РУСАКОВА (Оклахома)
НЕДЕЛЯ В СТРАНЕ ЗАГАДОК

Здешний поезд повторяет путь туристов, идущих змейкой по крутой тропе . Он маневрирует вперед — назад, вперед — назад, пока не достигнет нужной высоты, и затем идет по Священной Долине.

Я сразу прилипла к окнам — пейзаж менялся с каждой минутой. Сначала за окном потянулся бедный пригород: убогие домики без окон и дверей, черноволосые босые дети, собаки, глиняные заборы, редкие огородики, свиньи, коровы, ламы. Поля и перелески, агавы и кактусы.

0

104

http://www.fsakamoto.com/sakamoto/pic/barefeet.JPEG

0

105

Где это снято?

0

106

Если я правильно понял - Гонолулу, Гавайи.

0

107

Меня попросили не засорять тему "Традиционно босоногие народы"
материалами, не относящимися к нашему времени.
Поэтому создаю новую тему.

===============================

http://www.booksite.ru/fulltext/3vy/teg/ra/5.htm

А. А. Желтов
      ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ НАСЕЛЕНИЯ ВЫТЕГОРСКОГО РАЙОНА

(речь о начале 20 в)

Традиционная обувь отличалась единообразием во всех посещенных нами районах. Зимней обувью были валенки, изготовленные специалистами-катальщиками из шерсти, полученной крестьянами от собственных овец. Аетней обувью являлись берестяные лапти или сапоги из кожи, получаемой крестьянами от своего скота. Впрочем, чаще всего летом ходили босиком. Вот как описывают сами местные жители бытовавшую в районе Ундозерского Погоста обувь: «Лапти делали из бересты. Лыковых не делали и других тоже. Одни лапти носились не меньше месяца, а то и все лето. Хватало одной пары. В нашей деревне только один пожилой мужчина делал лапти. Кожаную обувь делали — кожаные сапоги. Кто богатый, сошьет себе сапоги высокие — до паха. В школу бегали босиком и летом и осенью. Погреешь ноги и далее бежишь».
      У вепсов в Шимозерье наблюдалось фактически то же самое: «Лапти плели только из бересты. Нарезали бересту для них тонкими лентами. Лапти в основном в лес ходить бабушка надевала. В мое время в лаптях уже не ходили. В них удобно на сенокос ходить: вода сразу вытекает, если попадет внутрь. Дети больше босиком ходили, а зимой в валенках

0

108

20-е годы
Воспоминания очевидцев

=========================
http://www.a-z.ru/women/texts/belskr.htm

Бельская М. А.
Дети Арины. Воспоминания

Помню, отец сшил первые сапоги старшему Ивану только лишь потому, что тот собирался жениться. А то вся семья, бывало, летом ходила только босиком, а зимой перебивались кто как, одна пара обувки на четверых. Вот какие мы были "кулаки".

=========================
http://www.memorial.krsk.ru/Public/00/20060303.htm

- Сколько же вам лет было, Евдокия Тихоновна?
- Восемь: Нанялась я нянькой - сперва к Ивановым, потом к Русалевым. Потом - к Вандиным. Все лето работала, зимой в школу ходила. Босиком до снега бегала, пока забереги у реки льдом не покрывались. Тогда уж лапти обувала. Так четыре класса, где босиком, где в лаптях, и отбегала.

=========================

0

109

30-е годы

http://nivestnik.ru/2001_1/12.shtml

Все лето ходили босиком. Когда нашу улицу заасфальтировали, асфальт некоторое время оставался мягким, и наши стопы отпечатывались на нем. Мы были очень самостоятельные, и нас посылали в магазины за покупками. По одному не ходили, всегда отправлялись вдвоем – втроем.
...........................................
Одеты мы были просто, в ситцевые и сатиновые платья. Одежду больше шили или перешивали из ношеных вещей. В то время были в моде «матросские» воротнички, платья и костюмчики из шерсти и сатина, которые шили в виде матроски. Обувь носили простую: покупали тапочки, туфельки, полуботинки из парусины на кожаной или резиновой подошве, чистили их зубным порошком, а иногда гуталином, и они смотрелись, как кожаные. В жаркое время ходили босиком, когда было холодно и сыро – в ботинках с галошами или в ботах, зимой носили валенки.

0

110


С. РЕДИЧЕВ (г. Долгопрудный Московской области).
воспоминания написаны майором в отставке Сергеем Тихоновичем Редичевым, чье детство и отрочество пришлись на тридцатые - сороковые годы

Полностью статья здесь
http://nauka.relis.ru/25/0010/25010134.htm

Конечно, в каждой семье кроме такой одежды была и другая, как у нас говаривали, базарская, то есть купленная на базаре. Но эту одежду надевали только по великим праздникам, которых в жизни крестьян было не очень много. Да и не все могли купить ткани для праздничной одежды. Поэтому повседневная одежда крестьян нашего села, в частности моей мамы, была простой, немаркой, прочной, скромных, в основном темных расцветок. Это кофта с глухим воротником и длинными рукавами, сарафан поверх шерстяной юбки, а поверх сарафана - запон*. Нижнее белье представляло собой белую льняную рубаху без рукавов - и больше ничего. На ногах шерстяные чулки до колена, лапти с шерстяными оборами. Если позволяла погода, то ходили босиком. На голове платок, обычно ситцевый.

И несколько слов о детской одежде. Я, например, помню, что до школы, то есть до 1934 года, бегал летом в одной рубашонке, то белой, то пестрядевой, и никаких порток! Но однажды был такой случай, благодаря которому меня обрядили в порточки. Мимо нашей избы извивалась дорога на мельницу, по ней каждый день проходил мельник дед Иван. Увидев меня в одной рубашонке, он пригрозил, что оторвет сикалку, если я не буду надевать портки. Я с ревом пришел в избу и рассказал бабушке Авдотье о случившемся. После этого бабушка велела маме сшить мне порточки. Та сшила, но с одним карманом, за что я тоже получил замечание от старших ребят и, придя домой, снял зловредные штаны, попросив маму пришить второй карман. Вот таким образом я был выведен из "беспорточной команды" и очень гордился этим, играя со сверстниками, среди которых было немало мальчишек без штанов. В течение всего лета мы, дети, с утра до вечера бегали босиком, а некоторые без обуви резвились и по первому снегу. Ноги, руки в цыпках, носы облуплены. Родителям было не до нас, они с раннего утра, или, как говорили, со стадом, уходили, уезжали на поля, приговаривая: "Летний день год кормит". Поздним вечером мама, увидев меня, заставляла умыться и смазать руки-ноги сметаной.

0

111

Софронова Е.И.
Где ты моя Родина?
[Русские эмигранты в Китае, середина 20 века]
http://nature.web.ru/db/msg.html?mid=11 … uri=4.html
Родилась я 22-го ноября 1941 года, вероятно, в самом городе Кульджа, но все мое детство прошло вне города

Помню, как у той же хозяйской девочки на ногах были новенькие черненькие кожаные ботиночки, и я ими любовалась, но ей ничуть не завидовала, и мне было совсем безразлично, что у меня таких не было. Потом та девочка чем-то заболела и стала грустной и невеселой, хотя и выходила на улицу.
Надо сказать, что мы с моей младшей сестрой Валей лет до двенадцати летом дома обувь никогда не носили, а всегда бегали как по траве, так и по камням босыми ногами и теперь, вспоминая, удивляюсь, как могли наши подошвы все это выдерживать? Причем я не помню неприятные ощущения в ногах, разве только, когда наступала на гвоздь, который иногда чуть ли не проскакивал насквозь. Посыплешь ранку землицей и, забыв про нее, идешь дальше. Мне больше запомнилось неприятное ощущение, когда сдерешь верхнюю часть пальцев ног и вновь сдерешь, когда еще не успеет кожица зажить. Мы никогда не обвязывали свои повреждения, и они каким-то образом зарастали и заживали сами собой.

[Уйгуры : ]  В летнее же время дети и взрослые ходили босиком и, не обмывая ног, поднимались на верхний пол. Надо признать, что их женщины были чистоплотными и на дню несколько раз подметали пол как в своей комнате, так и на дворе.
Не у всех уйгур была возможность иметь обувь и ичиги, а нередко их мальчишки ходили по снегу босиком, чему мама всегда, удивляясь, говорила: "Как они могут так ходить по снегу?"

На откосе всегда лежало пыли около тридцати сантиметров, а поскольку он был на солнечной стороне, то летом пыль так нагревалась, что босыми ногами по ней ходить было невозможно, хотя мы только так по ней и ходили. Между прочим, в той пыли не раз мы находили всякие маленькие вещички: кусочки красивой посуды, разного цвета бусы, части металлических браслетов и вообще много обломков непонятных вещей. Мне тогда очень хотелось носить ожерелье, и я, нанизав на веревочку с десяток найденных бус, иногда надевала это украшение на шею и тому радовалась.
Мы с Валей решили поискать короткий путь от дома до равнины. Как раз напротив дома мы обнаружили место, где можно было спускаться и подниматься по скале. Путь был довольно опасным (кроме нас, им никто не пользовался), но мы, как козочки, придерживаясь, ступали на камешки, где стоя, а где и полусидя. Вероятно, это нам не приносило большого удовольствия, поэтому мы ходили там весьма редко.
Как-то мне приснился сон, что я лежу на маленьком одеялке у самого края той скалы и, не удержавшись, падаю вниз, но тут проснулась от страха с моими обычными мурашками по всему телу и в пятках. Поняв, что это был только сон, я была очень рада. Место было очень опасное, и страшно себе представить человека, стоящего на краю дороги и вдруг покачнувшегося: он катился бы вниз по пыльному склону до самой скалы, а затем, не удержавшись, слетел бы с нее, несколько раз ударившись о торчавшие каменные выступы, и только потом упал бы на равнину. Знала ли мама, что мы тогда так опасно лазали по скале?

В первую весну, пока мама работала, подросшая из-под камней красивая и нежная травка привлекла к себе мое внимание. Я решила ее погладить и с ней поиграть, а это оказалась крапива, и она ожгла мне руки. После того случая обмануть меня было невозможно, хотя Коля и пробовал это сделать. Крапива там вырастала высокой, с толстыми стеблями и была очень жгучей, а мы, братья и сестры, в летнее время иногда забавлялись ей, стараясь "ужалить" друг друга.
Вся наша лужайка покрывалась сочной травой и цветами, около огорода расцветали дикие маки, и мы каждое утро спускались вниз, чтобы нарвать свежих цветов и принести их домой. Утром вся трава обильно покрывалась блестящей на солнышке росой, катившейся по нашим босым ногам, а воздух вокруг был чист и свеж до синевы.

К концу мая стало уже жарко, и я с соседскими русскими девочками бегала дома босиком и в легком платьице.

0

112

О. М. МЕНЬШИКОВА (1911 - 1998)
ВОСПОМИНАНИЯ
http://russdom.ru/mom/m/m10.html

Часа за полтора до заката солнца папа собирал нас на прогулку, которая носила название: "Идем смотреть на закат солнца". Собиралась обычно "вся стайка", иной раз даже Танечка, которую папа нес на руках. Выходили через ворота на запад, за дом Небытовых, на проселочную дорогу в поле. То последнее лето мы почти все время ходили босиком, до сих пор с удовольствием вспоминаю, как зарывались ноги в теплую, согревшуюся за день на солнце пыль, как она подымалась дымными клубами под быстрыми нашими пятками. Проходили деревянные прясла на поле и бежали, кто скорее, до первого ручья, мелкого и каменистого, а перейдя его, - до второго. Ручей этот был глубже и вился как лента в ярких берегах между незабудок и розовых столбиков. Тут, на высоком берегу, мы обычно сидели, отдыхали, собирали цветы, камешки, раковинки. Иногда шли и на третий ручей - к горе, которая называлась Балашовкой. Эта длинная, как гряда, возвышенность тянулась довольно далеко, к осени она покрывалась сиреневым цветущим вереском, брусникой и заячьей капусткой.

Бедной моей мамочке все тяжелее было придумывать завтраки и обеды, справляться с уборкой дома и уходом за шестью малолетними детьми. Трудолюбивая, любящая и самоотверженная, она не знала устали в заботах о нас. Никогда она не забывала следить, чтобы мы были чистыми, причесанными, хоть как-то накормленными. Надо было и обуть, хотя два лета - 1917 и 1918 годов - мы ходили босиком, исключая холодные дни, к великому нашему удовольствию. Может быть, поэтому мы не болели простудой - все больше желудком, потому что, гуляя по саду, без конца жевали какую-либо траву: дудки, щавель, недозрелые ягоды, корешки.

0

113

http://www.penza-online.ru/forum.htm?i=315

Мордовский костюм

Одежду крестьяне изготавливали сами: для лета – из домотканого холста, для зимы – из овчины. Зимой на ногах носили лапти, а летом ходили босиком. Женщины носили прямые рубашки из белого холста. Ворот и грудь вышиты, застегивались «сюлгамом» (пуговиц не было). В праздники надевали очень красиво вышитую «руцю», сшитую в виде халата. Вышивали шерстяными нитками, которые очень тонко, ровно пряли сами. Красили разными естественными красителями. Очень красивый был головной убор – панго, вышитый разноцветными нитками, бусами, бисером.

0

114

Валентина Сидорова
Так вот и шла жизнь
(речь идет о времени после войны)

http://lib.1september.ru/2003/11/21.htm

Через два года тетя привозит меня домой в деревню с мешком игрушек и чемоданом нарядов. Мне было семь лет, и вскоре я пошла в первый класс. До этого я ни разу школы не видела. Шла нарядная, туфли блестят. А некоторые деревенские дети шли босиком.

И вот я уже учусь. Но что-то шло не так. Скоро наступят зимние каникулы, а я читать не умею. Моя первая учительница Евдокия Никитична говорит: «Ну вот, дочка учителей, самая богатая в деревне, ишь как вырядилась, а читать не умеет». Я плакала от обиды, хотела ходить, как все деревенские, в белом платочке, в простом платье, босиком.

0

115

http://www.km.ru/nostalgia/index.asp?data=...0:00&archive=on

Валентину Беляеву называли самой интеллигентной актрисой Советского Союза. Она закончила ВГИК в 1951 году и практически сразу стала сниматься. «Случай в тайге», «Золотой эшелон», «Тучи над Борском», «Россия молодая»…

- Валентина Ефимовна, вы родились где-то очень далеко, в деревне в Новгородской области. Как проходило ваше детство в этом скрытом от цивилизации местечке?

- Я родилась не в деревне даже, а на хуторе. У нас была очень большая семья, хороший дом, конюшни, баня, пелевня (это такой ангар, где стругали дранку, для того чтобы покрывать крышу). Правда, дом стоял один в лесу, и поэтому у меня не было подруг, обычно я гуляла с большой черной собакой, ее звали Буян. А так как у нас была большая семья, очень часто не хватало сапог, и те, кто был постарше, как только сходил снег, уже бегал босиком. А летом нужно было отгонять до деревенского стада корову, телят и овец, так вот я вставала в 4-5 часов утра и – с хворостинкой босиком по росе. Ноги были фиолетовые от холода, но моя закалка спасла меня во время войны.

Отредактировано wolsung (2007-02-07 16:32:34)

0

116

Спасибо всем авторам за богатый материал.

Но всё же я не понимаю, что значит "традиционно... в прошлом". Традиция была, но прервалась? Почему водоразделом выбрана именно середина 20-го века? Непростая работа для модератора: какие сообщения отнести к традиционной босоногости, а какие -- к босоногому прошлому?

0

117

Четкого водораздела нет. Условно взята Вторая Мировая война.

Традиция, кстати, не совсем прервалась.

Например, у нас, как всем известно, куча народу работает и отдыхает босиком у себя на дачах. При этом большинство из них в жизни в городе не разуются.

Вот это "в деревне можно" - и есть остатки той самой традиции.

Отредактировано wolsung (2007-02-07 18:48:41)

0

118

Wolsung, аргументы неубедительные.
Вторая мировая война не затронула многие народы, известные своей босоногостью. В то же время в Индии и в Океании традиции ходить босиком постепенно исчезают. Но какие-то тенденции возникли во второй половине XX века, какие-то -- еще в начале века. Никакого резкого перепада, вроде бы, не наблюдается.

0

119

аргументы неубедительные... Никакого резкого перепада, вроде бы, не наблюдается

Полностью согласен.

0

120

Уважаемый Вельсунг! Мне показались очнь интересными вопросы, поднятые Вами в связи с упоминавшимися мною заимстованиями в оружейной и материальной культуре русских князей монгольских элементов. Поскольку Ваши замечания относятся к приведенным мною в качестве доказательств примерам, я считаю их очень уместными для размещения на форуме. Именно для таких замечаний я его и содержу и ради них работаю в своем сайте.
Цитирую Ваши замечания в связи с моими примерами...

Ольга Гавва--Я не случайно написала рядом слова "русская" и "советская", поскольку считаю, что в презрительном отношении к босоногому стилю жизни две эти компоненты иногда почти полностью совмещаются. На мой взгляд дело в том, что советская действительность унаследовала много черт массово искаженных монголо-татарских воззрений, насильственно повлиявших на жизненный уклад русских данников. Татарское иго сделало облик всегда побеждающих ордынцев из карательных отрядов на Руси нарицательным для желающих любого успеха, любой победы. Наши князья как особое откровние свыше стали перенимать монгольские элементы оружия, чтобы иметь все надежды победить с ним, как на их глазах побеждали его удачливые хозяева. Археология оставила нам несколько отвратительных примеров жадной торопливости, с которой пожелания русских воинов заносили тюркские черты на их христианские прежде по облику доспехи. На знаменитом шлеме, приписывавшемся отцу князя Александра Невского, и хранящемся сейчас в Оружейной Палате( на самом деле шлем обнаружили на том месте, откуда уехал в Скандинавию, "в эмиграцию", разбитый монгольским карательным отрядом за непослушание перед игом брат Невского--Андрей, которому, видимо, этот шлем и принадлежал) заметно, что приклепанная по ордынской моде "боевая личина"--забрало в виде полумаски с раскосыми разрезами глаз--прикреплена поверх ступней и коленей фигур святых--покровителей князя, чьи серебряные чеканные фигуры украшают венец этого шлема. То есть святые должны были потерпеть присутствие на себе украшения "поганых", которые побеждали и потому возбуждали зависть к предметам и модам своих доспехов в униженных поражениями русских. К сожалению, зависть эта к ордынским победам не прошла у некоторых советских историков и сейчас, хотя годы ига давно миновали. Я сама изучала на археологии как пример-- расшифровку находок в одном из сожженных монгольским нашествием русских городов--по-моему, в Рязани. В углях обрушившейся от пламени пожара надвратной башни в этом городе были найдены останки воина. Меч его был весь иззубрен и поведен от ударов, богатое вооружение указывало на то, что это был командир. Поэтому останки были названы "сотником", и преподаватель излагал нам с жаром его подвиг: прикрывая отход русских воинов в город, он защищал проход через уже горящую башню от ордынцев, никто из них не смог пробиться через оборону этого воина, покуда строение не рухнуло в огне, преградив им путь.
Недавно я прочитала в одном из журналов подробное описание этой находки, по которому следует, что на останках найден именно ордынский низкокупольный шлем с тюркского стиля полумаской, а кольчуга была украшена по восточному образцу рядами вплетеных медных колец. Таким образом, у какого-то тюркского джаун-и-нояна("сотника", но по-монгольски) наши завистливые советские историки-борзописцы украли его посмертную славу: это об русских воинов он иззубрил свой меч, пробился первым в надвратную башню и погиб из-за того, что она обрушилась над ним--сгорел не побежденный никем из оборонявших ее русских дружинников. И вот, подобно тому, как завидуют его давней доблести нынешние деятели военно-патриотического воспитания, также завидовали какие-то из наших предков монгольскому обычаю никогда не разуваться. "Босой монгол--не монгол": действительно, известна такая монгольская пословица, указывающая, что из-за их монгольских по образцу стремян, принесших им столько побед, босому человеку неудобно управлять лошадью. Босой человек с точки зрения монгола из-за этого не может быть успешен. Точно так же неуспешен, почему-то, оказался босоногий человек в глазах некоторых русских после периода острой зависти к образу жизни монголо-татарских хозяев ига, неумелого сначала подражательства их обычаям в надежде, что они, эти обычаи, и русских вознесут к победам, "вернут в их руки национальный суверенитет"...

Вельсунг---1. Никакой полумаски там нет. там наносник. Соответственно, и разреза глаз никакого быть не может.
2. При чем здесь, вообще, Андрей Ярославич? Версия о том, что это --шлем Ярослава, основана на том, что примерно на этом месте в 1216 году произошла битва, в которой Ярослав бросил свой шлем и кольчугу. Во-вторых, на шлеме указано имя владельца--"Федор"--христианское имя Ярослава.
Если принять эту версию: то Федор это--Ярослав, шлем сделан для него и брошен на поле боя Ярославом задолго до монголов. Если нет--то Федор это--кто угодно, и шлем может быть датирован как угодно в пределах ХIII-го века. Притягивать за уши потомков и предков( были и на этот счет версии) Ярослава не стоит. Вряд ли князь Андрей был настолько беден, что не имел своего шлема.
3. "Личина" никак не монгольская. Шлемов с подобными наносниками и полумасками найдено около десяти. Половина из них в русских городах (начиная с конца XII-го века), половина--в половецких курганах. Причем, есть вероятность, что половецкие шлемы--русского производства: русское влияние там было очень велико. Конечно, половцы, входившие в состав армии батыя, могли носить и носили такие шлемы. Но в не меньшем числе носили их и русские. За пределамиРуси и половецких земель никаких следов таких шлемов не найдено.
Версию о монгольском происхождении выдвинул М.В. Горелик--один из ведущих наших оружиеведов, но есть у него склонность валить все на кочевников.
4. Город, где погиб сотник, назывался Изяславль. Остатки его шлема, о котором Вы пишите, там именного такого типа, о котором шла речь--с полумаской. Точнее, там найдены даже остатки двух таких щлемов. Они, впрочем, в таком состоянии, что полностю не восстанавливаются.
Кольчуги с рядами медных колец известны на Руси с X-го (ДЕСЯТОГО) века. Самая известная--из кургана Черная Могила в Чернигове, еще языческих времен.
Есть и их изображения на киевских фресках ХI-XII-го веков. Так что никаких оснований считать этого "сотника" тюрком нет.
5. Насчет же восточного влияния вообще--оно однозначно было(не только в вооружении), началось задолго до моголов и не монголами кончилось.
С хождением босиком это, вообще, мало связано: в этом отношении Русь--страна совершенно европейская--знать и до монголов, и при них, и после--всегда носила обувь; простолюдины могли обходиться и без нее. Тогда как босой кочевник--как Вы правильно заметили--не кочевник: и на лошади сидеть неудобно, и кож в скотоводческом хозяйстве достаточно, чтобы всех без проблем обуть...

ОГ--Начнем по порядку рассматривать Ваши замечания.

0


Вы здесь » dirtysoles » Общество грязных подошв » Традиционно босоногие народы в прошлом