dirtysoles

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » dirtysoles » Общество грязных подошв » Традиционно босоногие народы в прошлом


Традиционно босоногие народы в прошлом

Сообщений 1 страница 30 из 750

1

Дорогой Клаус: с оказией я узнала, что Вас интересовали нюансы отношения к босоногим девушкам в армянских-- стереотипах восприятия и культурной среде. Я постараюсь своими средствами изложить для Вас эту тему--у меня накопились факты по ней за время моего соприкосновения с барефутингом.
Дело в том, что многими этнографами подчеркивается, насколько заметным в армянских семейных и культурных традициях выступает негативное восприятие босых ног девушек и  женщин: это один из самых неприличных  поступков в отношении своего внешнего облика, который можно допустить в армянской традиционной семейной культуре. То, что такой обычай существует в армянских семьях давно, можно подтвердить и фактами, и историческими источниками. По части фактов укажу, что из исследований в ходе диспансеризаций, производившимися советскими врачами, было отмечено-- в рамках СССР наибольший процент плоскостопия у молодежи наблюдался именно в Армянской республике. Из-за этого первые шаги по организации в СССР того, что сейчас в мире называется барфусс-парками, были советскими педиаторами и ортопедами предприняты именно для армянских детсадов. Успехи или неудачи этой кампании, отмечавшейся тогдашней нашей прессой, она далее не отследила.
В среде других кавказских народов, живущих в сходных этнокультурных с армянами условиях, подобной негативной моральной оценки женского барефутинга, как правило, этнографами не прослеживалось. У многих горных народов, таких как лезгины или кабардинцы, даже знатные девушки могли ходить босыми, а у адыгов существует до сих пор обычай, что плакальщицы на церемонии похорон не могут себе позволить обуться, то есть для них хождение босиком--в первую очередь, знак  смирения и скромности, полезных для горской девушки. Армяне же, наоборот, кажется, с древности считали характерной чертой скромной девушки ее обутость. Эта  черта их национального восприятия образа женщины бросалась в глаза и их историческим соседям, таким как персы-огнепоклонники, потом мусульмане--сельджуки, турки и иранцы: описания всех нашествий этих народов на земли Армении обязательно пестрят душераздирающими для армянских хронистов сценами, где женщин из знатных армянских семей, взятых в плен, беспощадно позорят тем,что разувают и гонят босыми на глазах тысяч людей вражеского войска, а иногда и собственных мужей. Позор, падающий на подвергшихся этому армянок вплне сравним, по мнению хронистов с теми случаями, когда женщин просто раздевали догола, хотя и в этих случаях все же отдельно указывалось, что позоримые мученицы были не только"голы", но и "БОСЫ". Истоки такого внимания к женской обуви нужно искать, наверное, в особом происхождении армянского народа, являющегося неким изолированным народом индоевропейской расы,  не входящим в состав каких-нибудь родственных между собою языковых и этнических групп--армяне составляют свою собственную группу индоевропейцев. Некоторые их дальние предки--хетты и лувийцы-- считаются изобретателями на территории Юго-Восточной Европы и Передней Азии закрытой обуви в виде суконных и кожаных сапог, зашнуровывающихся на голенищах. Все боги хеттско-лувийского, а потом урартского пантеона всегда неуклонно изображались обутыми. Возможно также, что это связано с горным характером местностей, являющихся Родиной армян. Обычай, о котром мы говорим, проявляется в комлексах армян, глубоко связанных с древним укладом их жизни и сейчас--это они заставляют , по-видимому, жену известного российского музыканта--армянку по происхождению--Сати Спивакову сниматься  при репортаже из их особняка, только надев очень плотные колготки, полностью скрывающие детали ступни. Известен и отмеченный кинокритиками творчества великого армянского режиссера Параджанова его интерес к ситуативной босоногости героинь его фильмов--например, в длинной сцене стирки ковров...

0

2

У многих босоногих народов ИндоКитая интересное положение с обувью: гамаши они изобрели и носят, чтобы защитить голени от укусов змей и шипов кустарника, чтобы согреть ноги в холодный сезон в горах, а обувь им по-прежнему не нужна и неинтересна

http://www.painetworks.com/photos/ho/ho0727.JPG

Я и сама ношу этой холодной зимой меховые наголенники, которые мне пошили на заказ в ателье меховщиков--когда икры в тепле: босые ноги выдерживают без вреда гораздо большие, чем можно предположить, морозы.

0

3

Из комментария к тексту стихотворения "Родина":
"...в статье "Новые списки стихотворения, известного под названием"Родина", написанной А.Л.Гришуниной и В.А. Черных, приводят новый список этого нелегального стихотворения середины 19-го века из рукописного сборника, составленного библиографом П.А.Ефремовым. Авторы статьи убедительно показывают, что многие чтения этого нового списка первоначальнее чтений других списков, известных до него, но считают, что чтение"рогатых баб" в строфе:
"...Гнилые избы, кабаки,
    Непроходимые дороги,
   Оборванные мужики,
   Рогатых баб босые ноги--..."
"явно неисправно", и предпочитают ему чтение "брюхатых баб". Между тем, именно чтение "рогатых" следует признать первоначальным и лучше вяжущимся со всем характером стихотворения.
  Как известно, "рогами" в наряде русских деревенских замужних женщин некоторых губерний называли кичку, или кику--очень высокий головной убор, род повойника, часто парчового или даже унизанного жемчугом, с двумя острыми выступами спереди ( отсюда и название кички--"рога" )/цитировано по  статье "О рогатых головных уборах" в сборнике "Русская крестьянская одежда 19- начала 20 веков" Н.И. Лебедевой и Г.С. Масловой из историко-этнографического атласа "Русские".М,1967./
Этот пышный головной убор, обычно передававшийся по наследству, составлял разительный контраст к повседневной босоногости деревенских женщин. Даль в толковом словаре приводит фольклорную насмешку над онежскими бабами, что они  "на рогах онучи сушили", то есть накидывали онучи на кичку, оставляя ноги босыми.
Тема двойственного состояния русского крестьянства--с одной стороны, обладающего удивительным чувством собственного достоинства, а с другой стороны, нищенски униженного--была одной из основных в русском искусстве и литературе. Таковы женщины из народа на картинах А.Г. Венецианова: головные уборы царевен и босые ноги нищенок. Этот мотив постоянен в изображениях венециановских крестьянок--отдыхающих или работающих, ведущих под уздцы лошадей или кормящих детей."Рога", покрытые вышитыми платками, один из самых красивых нарядов крестьянок, выражавших их самоощущение цариц и царевен вопреки вопиющей бедности их существования. Чуть позднее передвижники тоже будут подчеркивать жалкую бедность русских крестьян, но без той особой трагичности, которая ощущается в изображениях Венецианова.

0

4

Из комментария к тексту стихотворения "Родина":
"...в статье "Новые списки стихотворения, известного под названием"Родина", написанной А.Л.Гришуниной и В.А. Черных, приводят новый список этого нелегального стихотворения середины 19-го века из рукописного сборника, составленного библиографом П.А.Ефремовым. Авторы статьи убедительно показывают, что многие чтения этого нового списка первоначальнее чтений других списков, известных до него, но считают, что чтение"рогатых баб" в строфе:
"...Гнилые избы, кабаки,
    Непроходимые дороги,
   Оборванные мужики,
   Рогатых баб босые ноги--..."
"явно неисправно", и предпочитают ему чтение "брюхатых баб". Между тем, именно чтение "рогатых" следует признать первоначальным и лучше вяжущимся со всем характером стихотворения.
  Как известно, "рогами" в наряде русских деревенских замужних женщин некоторых губерний называли кичку, или кику--очень высокий головной убор, род повойника, часто парчового или даже унизанного жемчугом, с двумя острыми выступами спереди ( отсюда и название кички--"рога" )/цитировано по  статье "О рогатых головных уборах" в сборнике "Русская крестьянская одежда 19- начала 20 веков" Н.И. Лебедевой и Г.С. Масловой из историко-этнографического атласа "Русские".М,1967./
Этот пышный головной убор, обычно передававшийся по наследству, составлял разительный контраст к повседневной босоногости деревенских женщин. Даль в толковом словаре приводит фольклорную насмешку над онежскими бабами, что они  "на рогах онучи сушили", то есть накидывали онучи на кичку, оставляя ноги босыми.
Тема двойственного состояния русского крестьянства--с одной стороны, обладающего удивительным чувством собственного достоинства, а с другой стороны, нищенски униженного--была одной из основных в русском искусстве и литературе. Таковы женщины из народа на картинах А.Г. Венецианова: головные уборы царевен и босые ноги нищенок. Этот мотив постоянен в изображениях венециановских крестьянок--отдыхающих или работающих, ведущих под уздцы лошадей или кормящих детей."Рога", покрытые вышитыми платками, один из самых красивых нарядов крестьянок, выражавших их самоощущение цариц и царевен вопреки вопиющей бедности их существования. Чуть позднее передвижники тоже будут подчеркивать жалкую бедность русских крестьян, но без той особой трагичности, которая ощущается в изображениях Венецианова.

Данной статьей очень верно отражено отношение русской советской действительности к босым ногам как к элементу, присущему только нищенкам.
  Ничем другим как ногами униженной нищенки босые ноги прекрасного пола для автора этой статьи не могут быть по самому определению. Я не случайно написала рядом слова "русская" и "советская", поскольку считаю, что в презрительном отношении к босоногому стилю жизни две эти компоненты иногда почти полностью совмещаются. На мой взгляд дело в том, что советская действительность унаследовала много черт массово искаженных монголо-татарских воззрений, насильственно повлиявших на жизненный уклад русских данников. Татарское иго сделало облик всегда побеждающих ордынцев из карательных отрядов на Руси нарицательным для желающих любого успеха, любой победы. Наши князья как особое откровние свыше стали перенимать монгольские элементы оружия, чтобы иметь все надежды победить с ним, как на их глазах побеждали его удачливые хозяева. Археология оставила нам несколько отвратительных примеров жадной торопливости, с которой пожелания русских воинов заносили тюркские черты на их христианские прежде по облику доспехи. На знаменитом шлеме, приписывавшемся отцу князя Александра Невского, и хранящемся сейчас в Оружейной Палате( на самом деле шлем обнаружили на том месте, откуда уехал в Скандинавию, "в эмиграцию", разбитый монгольским карательным отрядом за непослушание перед игом брат Невского--Андрей, которому, видимо, этот шлем и принадлежал) заметно, что приклепанная по ордынской моде "боевая личина"--забрало в виде полумаски с раскосыми разрезами глаз--прикреплена поверх ступней и коленей фигур святых--покровителей князя, чьи серебряные чеканные фигуры украшают венец этого шлема. То есть святые должны были потерпеть присутствие на себе украшения "поганых", которые побеждали и потому возбуждали зависть к предметам и модам своих доспехов в униженных поражениями русских. К сожалению, зависть эта к ордынским победам не прошла у некоторых советских историков и сейчас, хотя годы ига давно миновали. Я сама изучала на археологии как пример-- расшифровку находок в одном из сожженных монгольским нашествием русских городов--по-моему, в Рязани. В углях обрушившейся от пламени пожара надвратной башни в этом городе были найдены останки воина. Меч его был весь иззубрен и поведен от ударов, богатое вооружение указывало на то, что это был командир. Поэтому останки были названы "сотником", и преподаватель излагал нам с жаром его подвиг: прикрывая отход русских воинов в город, он защищал проход через уже горящую башню от ордынцев, никто из них не смог пробиться через оборону этого воина, покуда строение не рухнуло в огне, преградив им путь.
Недавно я прочитала в одном из журналов подробное описание этой находки, по которому следует, что на останках найден именно ордынский низкокупольный шлем с тюркского стиля полумаской, а кольчуга была украшена по восточному образцу рядами вплетеных медных колец. Таким образом, у какого-то тюркского джаун-и-нояна("сотника", но по-монгольски) наши завистливые советские историки-борзописцы украли его посмертную славу: это об русских воинов он иззубрил свой меч, пробился первым в надвратную башню и погиб из-за того, что она обрушилась над ним--сгорел не побежденный никем из оборонявших ее русских дружинников. И вот, подобно тому, как завидуют его давней доблести нынешние деятели военно-патриотического воспитания,  также завидовали какие-то из наших предков монгольскому обычаю никогда не разуваться. "Босой монгол--не монгол": действительно, известна такая монгольская пословица, указывающая, что из-за их монгольских по образцу стремян, принесших им столько побед, босому человеку неудобно управлять лошадью. Босой человек с точки зрения монгола из-за этого не может быть успешен. Точно так же неуспешен, почему-то, оказался босоногий человек в глазах некоторых русских после периода острой зависти к образу жизни монголо-татарских хозяев ига, неумелого сначала подражательства их обычаям в надежде, что они, эти обычаи, и русских вознесут к победам, "вернут в их руки национальный суверенитет". Когда у русских князей выяснилось, что для побед достаточно нанимать или брать на службу в свои дворяне самих ордынцев(судя по фамилиям, российское дворянство на 60% происходит от них), а не переделывать в них русских, наша деревня, лишенная этих денег, уходящим на Государево жалование для "новых" дворян с татарскими фамилиями, продолжила горевать, что она не в сапогах, как монголы, и этим не глянется для службы.
Неслучайно, что именно онежские бабы--то есть из мест, которых никогда не достигало монгольское нашествие, и где никогда не испомещали своих дворян российские правители--ходили босыми и подвергали себя насмешкам мечтающих о сапогах помещичьих крестьян. Советская власть, построенная потомками этих крепостных насмешников, ничего не изменила в их сладостных мечтах об обуви как неотъемлемом факторе успехов в жизни. Им, этим потомкам, еще только предстоит начать выдавливать из себя простого  крепостного раба, чтобы потом понять, что у русских царевен (или крестьянок "с присущим им удивительным чувством собственного достоинства", что делает их в моих глазах вполне равными персонажами) богатство и достаток ничем не мешают желанию и привычке ходить босыми. Успех в жизни, красота и босые ноги русских женщин оказываются связаны тысячей нитей, не различимым глазами автора цитируемой статьи, который залит маревом постыдной древней зависти к захватчикам. Не на ней ли воспитаны тысячи предателей, извергнутых из нашего народа в ряды врага на последней войне...

http://dirtysoles.ru.net/fashion05.html
Извините, не авторизовалась--Ольга Гавва

Отредактировано Olga Gavva (2006-05-02 18:34:58)

0

5

QUOTE(AlexB @ May 27 2006, 12:29 PM)
Скажите, Клаус, Вас не удручает полное отсутствие реакции на ваши находки?
Если удручает, то так и скажите, а я объясню почему.

Если не удручает, то вам в другую комнату.
Конец цитаты.

Ответ:
А какая реакция должна быть у постов господ Клауса и ППК, кроме глубокой благодарности за тот труд, который они проделывают в интересах посетителей босоногих форумов? На страницах своего форума я неоднократно писала об этой благодарности и рада здесь буду сделать это еще раз. Вас же, господин Алекс Б, я бы хотела спросить: какой реакции Вы ожидаете? Если-- широкого обсуждения каждого снимка, то я готова принять участие в этом, а так же в обсуждениии объяснения, которое Вы пообещали дать от своего лица. Если Вы желаете возложить обязанность обсуждать каждый помещаемый снимок на тех же лиц, которые его разыскали и разместили к нашему сведению, то не будет ли это черезмерно и несправедливо к ним--они вправе первые прочитать о Ваших мнениях на эти фото, им это безусловно интересно, если они поместили Вам свои ссылки по таким снимкам, и по справедливости будет дать им прочесть Ваше мнение, если оно есть. Хочу подчеркнуть также, что требования к сорвершившим такие тяжелые труды ППК и Клаусу еще и ломать головы о том, как заинтересовать Эвила, которому все заведомо неинтересно, раскрывать с большим удобством для себя каждый из указанных перстами господ Клауса и ППК фотоснимков,--кажется мне проявлением большого неуважения и к этим господам и к тем участникам форума, которым их напряженная работа очень ценна и близка.

0

6

Данной статьей очень верно отражено отношение русской советской действительности к босым ногам как к элементу, присущему только нищенкам

а настоящие-то богини босы :)

http://users.livejournal.com/ultramarine_/121045.html

Отредактировано Olga Gavva (2006-06-20 18:18:21)

0

7

Телерадиокомпания "Новый Век" 25 мая начинает съемки первого многосерийного сериала на татарском языке "Босоногая девушка".

Съемочная группа и молодые артисты выезжают в деревню Кошман Кайбицкого района, для натурных съемок фрагментов сериала о последнем школьном звонке. История начинается с того, что молодая девушка, мечтающая стать эстрадной певицей, уезжает в Казань. Но прежде ей необходимо решить много проблем. И главная из них - непростые взаимоотношения с любимым человеком.

0

8

"...О предстоящей жестокости сечи говорило то, что некоторые особо отчаянные воины на поле боя “выскочили босыми...”. Летописец никак не комментирует, не поясняет сию деталь. Видно, для современников она и не требовала объяснений. Нам же остается только предполагать. При тогдашних нравах мародерство, “обдирание мертвых”, то есть раздевание и разувание убитых почитались чуть ли не нормой. И потому, наверно, демонстративно разуваясь, воин как бы объявлял, что не рассчитывает остаться живым, выходит на смертный бой. В предположении нашем можно быть уверенным, если вспомнить, что некоторые князья в самые отчаянные схватки вели своих воинов с обнаженной головой. То есть знать снимала шлем, а простолюдины скидывали сапоги и лапти..."

0

9

От лица модераторов сайта RBFeet.com (куда Клаус и ppk выкладывают свои фото и сведения), заявляю: это огромный и интереснейший труд, на который у меня, например, нет ни сил, ни времени, ни знаний. Молодцы! И огромное им за это спасибо, что они такие есть. У каждого свое дело в этот большом океане работы. И думаю, ребята не ожидают шромких аплодисментов - они знают, что мы и так жадно ловим их сообщения...

А то, что Клаус еще здесь - это просто великолепно! :)

0

10

Дело в том, что многими этнографами подчеркивается, насколько заметным в армянских семейных и культурных традициях выступает негативное восприятие босых ног девушек и  женщин: это один из самых неприличных  поступков в отношении своего внешнего облика, который можно допустить в армянской традиционной семейной культуре. То, что такой обычай существует в армянских семьях давно, можно подтвердить и фактами, и историческими источниками. По части фактов укажу, что из исследований в ходе диспансеризаций, производившимися советскими врачами, было отмечено-- в рамках СССР наибольший процент плоскостопия у молодежи наблюдался именно в Армянской республике. Из-за этого первые шаги по организации в СССР того, что сейчас в мире называется барфусс-парками, были советскими педиаторами и ортопедами предприняты именно для армянских детсадов. Успехи или неудачи этой кампании, отмечавшейся тогдашней нашей прессой, она далее не отследила.
...

Тем не менее существуют устойчиво босоногие женские персонажи и для армянской живописи--это пастушки: красоту босых ног трудно победить ханжам из любого народа:
http://forum.openarmenia.com/index.php?act...=post&id=232721

Отредактировано Olga Gavva (2007-01-24 16:45:46)

0

11

Из Клауса:
"...Продолжение Острова Искушений. Соблазнительницам устроили футбол с большим надувным мячиком и на хорошем газоне. Разулись только те, кто не взял на остров кроссовки. Причем почти все побежали обуваться сразу по окончании матча..."
При внимательном рассмотрении эта игровая ситуация выглядела следующей: ведущий Вячеслав Галкин предложил выбрать двух из восьми "искусительниц" проекта, чтобы отправить их с шоу вон--исход выборов должен был решить футбольный матч между "искусительницами"--проигравшая команда должна была расстаться с двумя своими игроками. Отбирать девушек по командам должны были искушаемые, а у них получилось, что они выбрали для своей, "дорогой" их сердцу команде только девушек, пришедших на испытание играть босиком: в их числе была Наиля  Мухамеджанова(ее босоногие фото я скоро опубликую), Полина Соколова(http://dirtysoles.ru.net/images/art/art … sion36.jpg), Ирина Голяк (http://dirtysoles.ru.net/images/art/art … sion40.jpg), Наталья Попова(http://dirtysoles.ru.net/images/art/art … sion34.jpg)--вот такой неоспоримый факт, подчеркнутый тем, что на враждебной стороне--"Обутой" искушаемые мужчины с легким сердцем оставили тех, кого еще вчера выбирали дамами своих сердец...Впрочем, и на обутой стороне нашлась наша сторонница--вратарь этой комнды--Илона Тарасенко(http://dirtysoles.ru.net/images/art/art … sion37.jpg )сейчас же разулась. Все же ее босоногого порыва к победе не хватило, и выигрыш достался команде полностью босых футболисток. Тем не менее, Илону с ее босыми ногами пощадили и выгнали именно двух прежде очень любимых искушаемыми девушек: Юлю Солнечную и Наталью Рыжую(http://dirtysoles.ru.net/images/art/art … sion39.jpg)--обе тоже раньше появлялись часто босыми, но на матч так прийти побоялись, а расплата за это-- в виде потери к ним внимания игроков-- воспоследовала немедленно...Наглядный урок того, что из обутой и босой девушек мужское внимание и чувства всегда достаются босоногой...

0

12

То, что из тропического дерева гевеи, индейцы добывали тягучий сок, европейцы знали давно. История этого «узнавания», кстати, довольно забавна. Первые колонизаторы встретились с огромными следами каких-то неведомых людей. Заочно их назвали патагонцами — в буквальном смысле «большеногие». Позже выяснилось, что здешние индейцы надрезали кору дерева гевеи, чтобы получить тот самый млечный сок, и по несколько раз опускали в сок босые ноги, получалась «обувь» наподобие наших галош, которая предохраняла от влаги и хорошо сидела на ноге. Она-то и оставляла на земле гигантские следы.

0

13

На этом форуме много говорилось о традиционно босоногих народах, в частности Индии, Вьетнама, Эфиопии и т.д.
Здесь возникает вопрос: действительно ли их босоногость традиционная, а не вынужденная, поскольку в настоящее время от неё остались лишь жалкие воспоминания. Например, по свидетельствам советских авторов 50-х годов, в Индии более 90% населения ходило босиком, как на севере, так и на юге, как в селе, так и в городе.
В последующие десятилетия число босоногих неуклонно сокращалось и в 70-х годах, согласно В. Я. Ивбулис,  "большинство ходит босиком и в селе и в городе, однако в штате Раджастхан обуты даже батраки" и "в городах некоторые ходят босиком нередко потому, что они так привыкли, живя в деревне". Но обутых уже примерно 50%.
В 80-х - 90-х годах босоногость в Нью-Дели, есть симптом нищеты или деревенской невоспитанности. В южной Индии примерно 20% горожан ходят босиком.
В настоящее время, согласно Кайре, босых вне храмов, в Северной Индии НЕТ, правда возможно, что только в городах. По поводу Южной Индии ничего не знаю.
Вырисовывается следующая картинка: по мере роста уровня жизни (удешевления обуви, в связи с распространением новых материалов) число босоногих неуклонно снижается. То есть среди "традиционно босоногих" индийцев не было и нет убеждённых барефутеров (либо их ОЧЕНЬ МАЛО), а были очень бедные люди, не имевшие возможности приобрести обувь, и (в меньшинстве) экономившие на обуви, но имевшее её для особых случаев, либо не желавшие постоянно носить обувь, чтобы не выглядеть белой вороной в босоногой толпе.
Когда обувь стала дешеветь и те и другие стали обуваться. Впрочем, некоторое время было достаточно много людей, которые просто не умели носить обувь. В более молодом поколении, которое не застало всеобщей босоногости, таких уже нет.
Таким образом, можно сделать вывод, что если даже традиция ВСЕОБЩЕЙ И ПОВСЕМЕСТНОЙ босоногости в Индии существовала, то она имела место быть очень давно, не позднее конца XVII века и прекратила своё существование с началом английской колонизации.

По поводу Эфиопии.
Там действительно БЫЛА такая традиция, до середины ХХ века. Теперь, судя по публикациям в журнале "Вокруг света" мужчины в сельской местности носят сандалии, которые часто делаются из старых автопокрышек, женщины, правда, босые. Информация за 80-е годы и начало 90-х. Возможно теперь уже все обулись и на селе. В городах это произошло ещё раньше.

Теперь о тропических островах.
Судя по публикациям в Сети, нормальное отношение к босоногости сейчас на Западном (Независимом) Самоа, там вроде бы, можно быть босым при исполнении служебных обязанностей, на любой работе, а также на улице и где угодно. Традицией это считать можно с натяжкой, скорее здесь просто РАВНОПРАВИЕ между обутыми и босыми, что тоже очень редко встречается. Насколько такое состоянии устойчиво, судить не берусь, возможно сейчас это уже не так. Когда была написана эта статья не помню, но по-моему несколько лет назад.
Сейчас традиция босоногости существует на Мальдивах, по крайней мере среди туристов. Там есть даже босоногие отели, где обувь сдают на хранения до отъезда. При этом, не знаю насчёт таких полностью босоногих отелей, в  обычных отелях обуты только официанты в ресторане. Это позволяет предположить, что там имеется очень нетипичная для современного мира ситуация, когда быть босым ПРЕСТИЖНО, а обутым - нет.
Кроме того, до второй половины ХХ века традиция босоногости существовала на острове Питкэрн, возможно существует и сейчас, никаких современных материалов про этот остров я не нашёл.

0

14

Очень приятный материал для дискуссии

0

15

Мне кажется, в отказе от босоногости есть 2 причины :

Во-первых, Alex прав, это повышение уровня жизни и, в том числе, доступность обуви.

Во-вторых, влияние европейской культуры и отход от традиционной одежды вообще. Современный костюм предполагает обувь как обязательный элемент.

И эта причина не менее важна, чем материальная.
Дешевая обувь, доступная даже беднякам, была во многих регионах : лапти у русских, деревянные башмаки у европейцев и т.п. И носили ее в том числе в летнюю жару.
Если в каких-то местах ее не было (в теплом климате) – значит, была просто не нужна.
Когда позволил уровень жизни и производства  - от такой обуви также отказались.

Никакой принципиальной босоногости, мне кажется, не было нигде и никогда,
если не считать служителей культа и какие-нибудь уж совсем извращенные общества типа спартанцев.
В жарких странах обувь не носили примерно по той причине, что мы не носим летом шапок (а можем, кстати, и надеть).

Пока влияние европейской и арабской культур было слабым – без обуви могли обходиться даже богачи и знать. Так было у зулусов, например или в той же Индии – причем там и там обувь была известна.
Чем больше было культурное влияние европейцев - а в Индии еще до этого  выходцев из Ирана и Средней Азии - тем шире распространялась мода на обувь.

0

16

Зулусам пришлось отказаться от традиционно использовавшейся ими обуви по указу своего беспощадного государя Чаки, желавшего иметь мобильных, быстро передвигающихся мужчин--воинов, а вместе с ними и женщин--в качестве обоза. До Чаки зулусы не были босоногим народом.

0

17

Добавлю, что лапти-- заметно неудобная обувь в смысле своей недолговечности--самая хорошая и дорогая пара их, по признанию мастеров их изготавливающих, могла носиться в сухую погоду максимум до двух недель. Получалось, наверное, как в римской поговорке"Ничто не обходится государству так дорого, как дешевая юстиция"--так и лапти, при всей их дешевизне при расчете  цены на одну пару, требуют очень много затрат труда и материала для ношения весь год.

0

18

Про зулусов :
Если я не ошибаюсь, Чака запретил носить обувь только воинам (а армия у него была регулярная). Женщин и вообще гражданское население не трогал.

Кстати, если бы зулусам было непривычно ходить босиком, вряд ли он разул бы солдат.

Про лапти : я согласен, что вещь неудобная.
Тем не менее их носили. Хотя летом и без них часто обходились.

0

19

Наряду с мужскими у Чаки были и женские "полки" (если нужно--я могу восстановить по университетским конспектам даже их традиционные названия и особенности их "униформы"):они точно так же подчинялись его жестким устновлениям в отношении единой формы одежды и отсутствия обуви. Даже после смерти самого Чаки его указы об отказе от обуви неукоснительно соблюдались: Чака погиб в результате заговора и, чтобы предупредить партию его сторонников о неожиданной гибели их вождя, вдова Чаки обошла несколько десятков их краалей со скорбной вестью. Хотя она была особой корлевской крови, любимой женой Чаки, который уже был мертв и не мог на нее прогневаться, хотя поход совершался в мнтересах дела, которое Чака считал бы своим, хотя вдова была уже в почтенном возрасте (стало быть, должна была и помнить дни, когда зулусам было привычно носить обувь)--все путешествие она проделала босой, мирясь с тем, что изранила себе все ноги так, что потом несколько недель лечения не могла выходить из своей хижины. Это ли не свидетельство того, что Чака не забывал требовать от женщин того же босоногого стиля жизни, который назначил и своим воинам? Более того, он настоятельно рекомендовал его представителям Великобритании при своем дворе, чтобы они распространили в дальнейшем его обычай, который он считал очень здравым и полезным, и по всей Англии.

0

20

"...Кстати, если бы зулусам было непривычно ходить босиком, вряд ли он разул бы солдат..."

Чака учитывал именно то, что его предложение ходить, более того,-- совершать походы, босиком идет вразрез с традицией, сформировавшейся именно среди мужчин--пастухов и исключительно пеших воинов, постоянно нуждавшихся на перекочевках и в походах в надежной защите своих ступней, создавших для этого себе надежную обувь и привыкших к ней в течении целых веков. Он сознавал, что придется пойти против массового недовольства, особенно открыто выражавшегося наиболее влиятельной частью его дружин--заслуженными семейными воинами, с мнениями которых его обязывала особенно считаться традиция. Недовольство тем, что придется ходить босиком было таким сильным, что Чака казнил на месте шестерых таких воинов, что было немало для его племенного союза, насчитывавшего тогда всего несколько сотен опытных мужчин-воинов:
...В числе других усовершенствований тогдашних обычаев ведения войны зулусами, он решил отказаться и от обуви, потому что заметил насколько ношение неудобных сандалий сковывает его подвижность. Став вождем, Чака предложил сделать тоже самое и бойцам отрядов, которыми он мог теперь распоряжаться со своего трона. Сначала то, что они должны отказаться от сандалий, не понравилось многим воинам, особенно-- старшим. Тогда Чака напомнил, что он сам ходит босым, и устроил в доказательство созтязание в беге, которое выиграл он и другие босоногие воины.
Месяц спустя Чака заметил, что упразднение сандалий все еще вызывает недовольство и даже ропот. Тогда он предложил воинам своего возрастного класса собрать много корзин "нкунзана"(трехконечных "Колючек дьявола", один шип которых всегда, при любом положении колючки на почве, направлен вверх). Эти колючки встречаются в большом количестве в некоторых местах Южной Африки, и любители гулять босиком обходят их стороной: средняя длина шипа достигпет у этих растений 3/16 дюйма.
Когда было собрано достаточно "колючек дьявола", Чака велел рассыпать их равномерно на поле для парадов в Булавайо. Всем отрядам было приказано построиться немного в стороне, и Чака обратился к воинам со следующими словами:
--Дети мои, я слышал, что у некоторых из вас нежные ножки.Эта весть напомнила мое сердце скорбью. И решил я как отец помочь вам закалить ноги, чтобы никогда впредь вам не пришлось жаловаться на них. Поле для парадов усыпано "нкунзана", и вам предстоит их вытоптать босыми ногами, да так, чтобы ни одной колючки после не осталось. К тому же, дети мои, я желаю, чтобы вы это делали весело и, чтоб я видел, как приятно вам выполнять мои приказания. Кто станет колебаться или топтать колючки с осторожностью--тот, значит, ослушник моей воли, а ослушание заслуживает смерти. Палачи мои на месте...А теперь веселее принимайтесь за дело.
Воины с боевой песней перешли на поле для парадов. Впереди шагал сам Чака, но он давно уже не носил обуви, подошвы его ног закалились и огрубели. Повернувшись лицом к воинам, он первым начал втаптывать колючки, и орлиный взор его мгновенно заметил тех, кто не сразу решился последовать его примеру. Подходя в сопровождении палачей к этим воинам, Чака приказывал им выйти из строя, и они тут же падали с разможенными черепами. Шести казней оказалось довольно, чтобы все принялись с величайшим ожесточением затаптывать колючки, стараясь перещеголять друг друга...
Чака, вообще, не боялся ставить своим подданым необычные и трудновыполнимые требования. К примеру, после смерти своей матери он объвил никогда прежде невиданный суровый траур: запретил на срок более полутора лет в своем государстве вступать в половые сношения(включая, и особо выделяемые в обычаях и языке зулусов различные формы петинга) и пить молоко, несмотря на то, что это привело к голоду и массовым смертям от него.

0

21

он решил отказаться и от обуви, потому что заметил насколько ношение неудобных сандалий сковывает его подвижность.


В том-то и дело, что непривычный человек босиком много не навоюет.
Для него уж скорее отсутствие обуви будет неудобным и станет сковывать подвижность.
Разуй своих солдат, к примеру, Наполеон или Суворов - после первого же перехода от армии ничего бы не осталось.
Сама постановка вопроса такова : этим людям было удобнее босиком.
Обувь носила больше статусный характер, что и вызвало бурную реакцию заслуженных воинов.
Хотя, конечно, совсем босоногим народом зулусы до Чаки не были.

Наряду с мужскими у Чаки были и женские "полки" (если нужно--я могу восстановить по университетским конспектам даже их традиционные названия и особенности их "униформы"):они точно так же подчинялись его жестким устновлениям в отношении единой формы одежды и отсутствия обуви.

Речь опять же идет о военизированных формированиях с армейской дисциплиной и подобием униформы.
Про особенности их формы было бы очень интересно узнать !

PS Я не утверждаю, что до Чаки зулусы всегда (или в основном) ходили босиком. Но это было достаточно обычным делом - иначе сама идея такая у Чаки не родилась бы.

Отредактировано wolsung (2006-11-09 15:36:49)

0

22

Вы не учитываете, что он отказался еще от одного, прежде необходимого в обществе для "приличного" зулуса элемента своей одежды, которые зулусы не снимали даже во время купания--фаллокрипта--чехла на мужской половой орган. Я не писала об этом, поскольку этот факт не касается нашей темы, но это изменение обычая в одежде Чаки тоже зулусам очень запомнилось, как и отказ от обуви--его мозг рождал очень необычные для зулусов идеи.
Что касается того, что непривычный воин босиком воюет плохо--похоже Чаку совсем не волновали проблемы необученных и незакаленных воинов его войска: после смотра с вытаптыванием колючек его ветеранские части из семейных воинов, привыкшие ранее к обуви, почти месяц лечили нарывы на подошвах и не смогли бы совсем принимать участие в каком бы то ни было походе, если такой и потребовался бы. Чака считал, что ему босиком воевать намного удобнее, что-в этом секрет его побед, поэтому хотел, что бы все его воины были как он. Судьба тех, кто не мог или на смог быть схожим с ним, Чаку не интересовала. Он и сам охотно казнил таких людей.
Что касается женских формирований, Чака объединил в их составе всех незамужних девушек и подчинил их дисциплине, которую трудно назвать чисто армейской, потому что она касалась, в первую очередь, половых контактов. После побед женским полкам полагалось ублажать победоносные мужские полки Чаки, а перед боем-- возбуждать их же плясками, открывающими мужскому взору "все сокровенные места девичьего тела". Этими же плясками в дни траура по матери Чака испытывал своих воинов на лояльность своим указам--тот воин, у которого палачи Чаки наблюдали на таком параде эрекцию, немедленно забивался ими дубинами. По свидетельствам зулусских гриотов--в некоторых зулусских полках в тот парад "проверки на лояльность" перебили по одной-две передних шеренги воинов, у которых эрекция была Чаке особенно заметна.

Отредактировано Olga Gavva (2006-11-09 16:38:57)

0

23

его мозг рождал очень необычные для зулусов идеи

Петр Первый, блин :)

За информацию о женских полевых (половых :) ) частях зулусской армии - спасибо ! Не знал.

И все же

Что касается того, что непривычный воин босиком воюет плохо--похоже Чаку совсем не волновали проблемы необученных и незакаленных воинов его войска

Судя по тому, что воевали успешно - привычка и закалка таки была.
А по колючкам специально в условиях войны никого, думаю, не гоняли.
Это была образцово-показательная мера для обуздания недовольных.
Тут хоть всю жизнь босиком проходи - все равно без ног останешься.

Так же как с трауром : Чака мог перебить пару сотен воинов за реакцию на эротические танцы, но если бы рубил головы всем, у кого в течении года была эрекция - из подданных у него остались бы только малые дети да глубокие старики. Чего не произошло.

0

24

Этого не произошло, потому что факты половых сношений все же, вне смотра, устанавливали по появлению беременности, либо по показаниям двух свидетелей. Забеременевших девушек из своего гарема проверял сам Чака: если он не мог вспомнить своего визита к этой девушке в подходящий к беременности срок--ее казнили--в этом случае считалось достаточным одного его свидетельства. Зулусы и сами на следствии считали за честь отвечать правдиво: однажды Чака опрашивал мальчиков-пажей из своей свиты: часть подозревали в том, что они подглядывали за одним из женских полков, когда девушки принимали родившихся телят у коров в королевском краале(на такую грязную работу, когда коровницы бывали перемазаны с головы до ног, девушки всегда ходили нагишом), часть уличили в том, что мальчики сосали молозиво перед телятами, хотя и простое молоко пить было запрещено. Никто из мальчиков не захотел изворачваться:все признали гордо свою вину. Чака сам похвалил каждого из мальчиков, что не заробели и подарил их семьям по буренке за то, что воспитали таких правдивых и смелых сыновей. Однако, после этого все пажи свиты были казнены

Отредактировано Olga Gavva (2006-11-09 17:37:05)

0

25

Извините, что уклоняюсь от темы, но мне кажется, что если тот же Чака умудрялся побеждать англичан, то его всё-таки волновал вопрос: сможет ли его армия воевать или нет!
Вообще, командиров-самодуров, которые без толку издеваются над солдатами, во время боя эти солдаты пристреливают под шумок. Если же Чака решался проводить образцово-показательные казни перед всем войском, имея в качестве охраны нескольких палачей, то значит недовольных было мало, несмотря на все его жестокости.
Потом. Не являются ли слухи о жестокостях Чаки сильно преувеличенными английской пропагандой?

0

26

Ещё интересный вопрос: как тот же Чака оказался завзятым барефутером, если зулусы вообще, а тем более их элита босиком не ходили совсем?

0

27

Теперь из Африки стоит вернуться в Россию.
Рассмотрим вопрос: зачем крестьянки носили наголенники или онучи в сочетании с босыми ногами?
Здесь надо сказать, что наголенники носили и с обувью, без обуви они скорее всего были данью моде, так например, в то время идеалом женской красоты в деревнях считалась обладательница максимально толстых ног, фигура фотомодели там не котировалась. Именно по этому, возникла традиция обматывать ноги онучами во много слоёв, кроме того онучи защищали голени от обивания подолом намокшей, например от росы в поле, юбки; хотя этого можно было достичь, обматывая онучи только в один слой.

0

28

Одежда босоногих народов Кампучии 
Традиционная одежда кхмеров (сампот тьанг кбэн) представляет собой широкое домотканое полотнище(до 2,5- 3 м), оборачиваемое вокруг бёдер, концы которого пропускаются между ног и закрепляются сзади на талии. Сампот могут носить как мужчины, так и женщины, различие состоит лишь в расцветке. В качестве повседневной одежды в деревнях издавна предпочитали хлопчатобумажные сампоты более тёмных тонов. Для праздничного костюма, особенно в состоятельных семьях, использовали цветные шелковые ткани. По торжественным случаям сампот дополнялся у мужчин прямозастежной курткой (ау ка транг) с длинными рукавами и небольшим воротником-стойкой. У женщин важную часть традиционного костюма составлял широкий шарф (крама банг ка), закрывавший верхнюю часть тела.
http://dirtysoles.ru.net/images/fashion/kampuchea01.jpg
http://dirtysoles.ru.net/images/fashion/kampuchea02.jpg
http://dirtysoles.ru.net/images/fashion/kampuchea03.jpg
http://dirtysoles.ru.net/images/fashion/kampuchea04.jpg
http://dirtysoles.ru.net/images/fashion/kampuchea05.jpg
Для работ в поле кхмерский крестьянин надевает короткие, до колен, штаны и рубаху тёмного цвета, а женщина--длинное, спускающееся ниже колен черное платье туникообразного покроя (ау бампунг венг) с прямыми, облегающими рукавами. В одежде кхмеров широко распространен крама--хлопчатобумажный шарф(размером 0,6 на 1 м) в мелкую бело-сине-красную клетку. Его завязывают на голове в виде тюрбана, носят на шее и поясе; крама легко превращается в набедренную повязку, в которой купаются в водоёме, а затем используют в качестве полотенца.
http://dirtysoles.ru.net/images/fashion/kampuchea06.jpg
http://dirtysoles.ru.net/images/fashion/kampuchea07.jpg
http://dirtysoles.ru.net/images/fashion/kampuchea08.jpg
http://dirtysoles.ru.net/images/fashion/kampuchea09.jpg
http://dirtysoles.ru.net/images/fashion/kampuchea10.jpg
Кампучийские горцы Камбоджи племена горных кхмеров--представляют пантомиму, сюжет которой рассказывает про основание Кхмерского государства Царицей Лю Е (Ивовый Лист).
http://dirtysoles.ru.net/images/fashion/kampuchea11.jpg
http://dirtysoles.ru.net/images/fashion/kampuchea12.jpg
http://dirtysoles.ru.net/images/fashion/kampuchea13.jpg
http://dirtysoles.ru.net/images/fashion/kampuchea14.jpg
http://dirtysoles.ru.net/images/fashion/kampuchea15.jpg
http://dirtysoles.ru.net/images/fashion/kampuchea16.jpg
http://dirtysoles.ru.net/images/fashion/kampuchea17.jpg
http://dirtysoles.ru.net/images/fashion/kampuchea18.jpg
http://dirtysoles.ru.net/images/fashion/kampuchea19.jpg
http://dirtysoles.ru.net/images/fashion/kampuchea20.jpg
http://dirtysoles.ru.net/images/fashion/kampuchea21.jpg
Экспонаты Кхмерского Королевского Этнографического Музея, посвященные национальным историческим костюмам горных кхмеров:
http://dirtysoles.ru.net/images/fashion/kampuchea22.jpg
http://dirtysoles.ru.net/images/fashion/kampuchea23.jpg

Отредактировано Olga Gavva (2006-11-13 10:15:51)

0

29

Извините, что уклоняюсь от темы, но мне кажется, что если тот же Чака умудрялся побеждать англичан, то его всё-таки волновал вопрос: сможет ли его армия воевать или нет!
Вообще, командиров-самодуров, которые без толку издеваются над солдатами, во время боя эти солдаты пристреливают под шумок. Если же Чака решался проводить образцово-показательные казни перед всем войском, имея в качестве охраны нескольких палачей, то значит недовольных было мало, несмотря на все его жестокости.
Потом. Не являются ли слухи о жестокостях Чаки сильно преувеличенными английской пропагандой?

Все дело в том, что Чака никогда не побждал англичан, более того--он никогда не воевал с ними. За всю жизнь Чаки в его стране появилось около десятка английских граждан--офицеров и путешественников. Все они были представлены Чаке и его двору, причем Чака очень милостиво относился к этим англичанам и очень горевал, когда двое из них скончались от местных болезней. К британским монархам Чака испытывал крепкие дружеские чувства и отослал им в виде даров слоновую кость и четырех самых красивых жен из своего гарема. В составе посольства он направил в распоряжение английских королей кузнеца своих особых копий--ассагаев и мастера по изготовлению щитов: Чака считал, что британский монарх, по его, Чаки, примеру должен приказать своим воинам воевать босыми, чтобы они были мобильнее, а кожу вместо обуви использовать для изготовления щитов, чтобы искусно отводить ими в сторону штыковые удары вражеских солдат. Чаке нравились англичанеи как особый человеческий тип людей, поэтому он назвал свой самый юный по возрасту женский полк--из трех тысяч 19-тилетних девушек "У-Нгисиман"--"Красивые как англичане". Скажу больше, армии Чаки, вообще, ни разу не довелось столкнуться с какой-либо из европейских армий, а, стало быть, не было и никаких побед над ними. Сам Чака размышлял с англичанами, что мог бы победить в дождливый день, когда  огнестрельное оружие не может действовать, европейское войско равной с его армией численности-- за счет того, что зулусские воины босыи и потому двигаются быстрее, а от холодного оружия защищены щитами. В реальности такой бой произошел примерно в то же время, но на другом континенте--армия из босоногих андских индейцев под командованием генерала Сан-Мартина в дождливый день под городом с пророческим названием Айякучо("угол мертвых") разбила наголову корпус регулярных испанских войск. Правда, у андских индейцев не было щитов, но, зато они превосходили врага чмсленностью...

0

30

Соответственно милостивому отношению Чаки к британским представителям, английская пропаганда скорее намеренно заглаживала для масс-медиа деяния этого сурового правителя, а не распускала порочащие его слухи.

0


Вы здесь » dirtysoles » Общество грязных подошв » Традиционно босоногие народы в прошлом