dirtysoles

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » dirtysoles » Общество грязных подошв » Босоногие наказания - 2


Босоногие наказания - 2

Сообщений 1531 страница 1560 из 1575

1531

quaestor написал(а):

Такого рода "модернизация" классического ошейника для рабов служила ещё одной цели. Это был своего рода "маркер" для провинившегося раба. По этой выступающей части они были более заметны в общей массе рабов, чтобы надсмотрщики уделяли им особое внимание.

Вопрос спорный, потому что в Бразилии в таких ошейниках ходили в том числе и городские уличные торговки (рабыни, разумеется).

0

1532

Demetrius написал(а):

Пилигрим написал(а):

    Тут надо бы уточнить, что в британских колониях под белыми в плане прав и статуса понимался не всякий человек с белым цветом кожи, а только, как правило, люди англо-саксонского происхождения.

Опять-таки это уже пришло позже.
А на заре колониального рабства бывшие лондонские бродяжки (вполне себе англо-саксонского происхождения) вкалывали на тростниковых и табачных плантациях Британской Вест-Индии безо всяких прав и статусов.

Ни белый цвет кожи, ни англо-саксонское происхождение не были защитой от обращения в рабство. Ещё до расцвета торговли "черным товаром" в Англии прцветал бизнес торговли заключенными. Он начался со второй половины XVII века и оставался до конца первой XIX половины века. Капитану корабля, занимавшемуся доставкой грузов в колонии, оптом по сходной цене продавали сразу всех заключенных, чтобы не тратится на их содержание и освободить место для новых. Женщины пользовались особым спросом. В колониях ич покупали охотнее, чем мужчин, потому что там их всегда не хватало.

0

1533

Demetrius написал(а):

Вопрос спорный, потому что в Бразилии в таких ошейниках ходили в том числе и городские уличные торговки (рабыни, разумеется).

Противопобеговое назначение было основным. Такой ошейник нельзя было снять самостоятельно или скрыть под одеждой, как обычный. Раб с таким ошейником был более заметным в общей толпе народа.

+1

1534

quaestor написал(а):

К сожалению, крепостное право  часто стараются приравнять к рабству.

В принципе это и есть эволюционная разновидность рабства, появившаяся еще в Римской империи в форме колоната. Как и до сих пор сохранившийся в Латинской Америке пеонаж.

Отредактировано Demetrius (2025-05-30 12:08:13)

+1

1535

quaestor написал(а):

К сожалению, крепостное право  часто стараются приравнять к рабству. Но это уже совсем другая форма социально-имущественных отношений – феодализм!

Вот интересное видео с их сравнением и тематическими иллюстрациями. Про ирландцев, тут упомянутых, там тоже много сказано.

quaestor написал(а):

Это вполне закономерно. Довольно часто те, кто сами испытали страдания, срывают свою злость на других, ни в чём не повинных людях.

Ну так не зря же говорят, что самыми жестокими тиранами становились именно пришедшие к власти рабы.

Demetrius написал(а):

Что поделать, если вся человеческая история есть история жестокости?
Бессонов просто реалистично рисовал то, что было на самом деле.

Не смаковать её описание, во все времена принимавшей самые жутки и изощрённые формы, а стараться всё описывать и изображать объективно, стремясь к исторической достоверности, которая у Бессонова тоже вызывает много вопросов. Помню кто-то писал тут в другой теме, что его картинки не более реальны, чем если у девушек на них было по три ноги, но встречал и другое мнение что он всё изображал достоверно, просто заменял негров мужчин на привлекательных белых женщин.

0

1536

Н. Бессонов. Крепостная девочка наказанная "посажением в цепной стул" (именно "в стул", а не "на стул", иногда даже писали "в стуло"). Россия. XVIII-XIX вв.
https://forumupload.ru/uploads/0015/ec/e0/1409/t867526.jpg
И сам цепной стул (из собрания Государственного Исторического музея).
https://forumupload.ru/uploads/0015/ec/e0/1409/t224704.jpg
Писатель-фельетонист С.Н.Терпигорев (Атава) в своих "Потревоженных тенях" (рассказ "Емельяновские узницы") описывает, как в детстве (1849 г.) видел дворовых девок в подобных "стульях", чистивших дорожки в барском саду. Т.е. данный "убор", несмотря на официальный запрет в 1826 г., применялся фактически до самой отмены крепостного права.

Отредактировано Demetrius (2025-05-31 10:35:03)

+5

1537

https://forumupload.ru/uploads/0015/ec/e0/2548/908169.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0015/ec/e0/2548/764287.jpg

+3

1538

Н. Бессонов. В римском эргастуле.
https://forumupload.ru/uploads/0015/ec/e0/1409/t943789.jpg

+2

1539

Demetrius написал(а):

В принципе это и есть эволюционная разновидность рабства, появившаяся еще в Римской империи в форме колоната. Как и до сих пор сохранившийся в Латинской Америке пеонаж.

Это неверно ни юридически, ни исторически. Разумеется, были помещики, которые относились к своим крестьянам даже хуже, чем в Древнем Риме относились к рабам. Но судить по таким случаям обо всём феодальном строе крайне неверно. Большинство крестьян жили сами по себе и со своими "угнетателями" могли ни разу в жизни не пересекаться. Барский дом или усадьба были далеко не в каждой деревне. Во многие деревни в силу их удалённости не только барин, а даже его управляющий ни разу не заглядывал. За сборы оброка, налогов и податей отвечал сельский староста. После продажи урожая, который крестьяне сами же и продавали, он отправлял положенную часть денег, куда следует, На этом весь процесс угнетения в общем то, и заканчивался.

+1

1540

Demetrius написал(а):

Н. Бессонов. В римском эргастуле.

Ещё один яркий пример сексуального садизма в работах этого художника. Это не РЕАЛИЗМ, а визуализация сексуальных фантазий самого автора картины, вставленное в "историческое обрамление".

0

1541

Demetrius написал(а):

Н. Бессонов. Крепостная девочка наказанная "посажением в цепной стул" (именно "в стул", а не "на стул", иногда даже писали "в стуло"). Россия. XVIII-XIX вв.

Такой вид наказаний был действительно, весьма распространён в то время, но применялся он в основном, для заключенных в тюрьмах, острогах и на каторжных работах. По большей части приковывали за ногу, а не за шею. Варианты "стула" с ошейником встречаются гораздо реже, чем с ножными оковами. Но в отношении крепостных крестьян такие методы наказания использовались очень редко.

0

1542

quaestor написал(а):

По большей части приковывали за ногу, а не за шею.

Был и такой вариант. Только назывался он не "стул", а "чушка". О нем упоминает В.И. Чивилихин, цитируя воспоминания своей матери:
... - А у нас в дяревне, сказывали, раньше работали с чушкой на ноге.
- С какой чушкой?
- От брявна отпилят и рямнем или вяревкой к ноге. Жали с чушкой на барщине, снопы вязали...

В стул же сажали в основном дворовых девок-рукодельниц занятых сидячей работой - за прялкой или пяльцами.

Отредактировано Demetrius (2025-06-01 17:20:48)

+1

1543

Demetrius написал(а):

А у нас в дяревне, сказывали, раньше работали с чушкой на ноге.
- С какой чушкой?
- От брявна отпилят и рямнем или вяревкой к ноге. Жали с чушкой на барщине, снопы вязали...

Не понимаю, какой вообще смысл привязывать верёвкой или ремнём к ноге деревянную чушку, если и то, и другое можно легко перерезать серпом или перерубить лопатой?

+1

1544

quaestor написал(а):

Не понимаю, какой вообще смысл привязывать верёвкой или ремнём к ноге деревянную чушку, если и то, и другое можно легко перерезать серпом или перерубить лопатой?

А кто перерубит, тому хуже будет.

+1

1545

serg написал(а):

quaestor написал(а):

    Не понимаю, какой вообще смысл привязывать верёвкой или ремнём к ноге деревянную чушку, если и то, и другое можно легко перерезать серпом или перерубить лопатой?

А кто перерубит, тому хуже будет.

Скорее всего, это вариант сказки об ужасах крепостной России был просто написан в наше время без какого либо понимания сути самого вопроса. Зачем вообще ограничивать возможность передвижения человеку, который живёт на этой земле, работает на тебя и бежать точно, никуда не собирается, потому что здесь его дом и семья? От этого только производительность его труда существенно снизиться, да ещё и обида немалая появится на барина своего.
Если в случае с заключенными и каторжанами применение подобных приспособлений было вполне оправдано, так как это был весьма надёжный и эффективный способ предотвращения побегов и нападений на надзирателей и конвой, то применять подобные вещи к собственным крестьянам было мягко говоря, нерационально.

+2

1546

quaestor написал(а):

Скорее всего, это вариант сказки об ужасах крепостной России был просто написан в наше время без какого либо понимания сути самого вопроса.

Как рабовладельцы на Барбадосе даже не могли спокойно пообедать, не почмырив несчастных негров.

0

1547

serg написал(а):

А кто перерубит, тому хуже будет.

А как отлежится после порки, пойдет на барщину уже не с чушкой, а в таком вот "уборе":
https://forumupload.ru/uploads/0015/ec/e0/1409/t504540.jpg
Дабы другим "хамкам" неповадно было.

+2

1548

Моё такое мнение.

1. Крестьяне бегали от хозяев с первых лет крепостного права и до 1861 года.
"С Дона выдачи нет !" - это потому, что казаки беглых крестьян не возвращали.

2. Неадекватных личностей среди помещиков всегда хватало - что в России  , что в Бразилии, что в иных странах. Уж де Сад каких "диких помещиков"  описывал. А это, пардон, Франция.

3. Бессонов, при всём уважении, был мастер "подгонять источники под лажу".
А то и додумать мог, для красного словца.
Цыган, что с него возьмёшь !  :longtongue:
Я тут с ним спорил одно время, пока художник был жив.

Те извращения, которые, несомненно, бывали во время крепостного права - но были исключением. Либо как наказание, либо барин совсем уж неадекватный. Бессонов преподносит , как норму жизни.
У него все крепостные в рогатках, в колодках, в цепях - и относятся к этому, как к норме.
Но в реале это было именно наказание, за какие-то выдающиеся косяки.

Отредактировано wolsung (2025-06-02 22:00:25)

+1

1549

wolsung написал(а):

У него все крепостные в рогатках, в колодках, в цепях - и относятся к этому, как к норме.

В эпоху крепостничества большая часть крепостных относилась к барскому праву наказывать их, как к норме.
Не забываем также и про церковную установку, что "барская власть - от бога", а "неповиновение барину - грех".
Что же касается извращений и неадекватности, то в одной и той же дворянской семье могли читать детям "Хижину дяди Тома" и пороть домашнюю прислугу.

Отредактировано Demetrius (2025-06-03 00:22:57)

0

1550

Demetrius написал(а):

В эпоху крепостничества большая часть крепостных относилась к барскому праву наказывать их, как к норме

К праву наказывать - 100%  относились, как к норме.
Тем более, что каждый помещик был  по выражению Николая 1  , полицмейстером в своём имении.

Но одно дело иметь право наказывать - другое дело наказывать постоянно и ни за что.
Или за мелкие провинности по многу дней рогатку носить.

О да, были такие выдающиеся личности , как Дарья Салтыкова. Так её и посадили в конце концов.

При Николае 1 не сажали, но к особо одарённым помещикам назначали государственных управляющих.

0

1551

wolsung написал(а):

Или за мелкие провинности по многу дней рогатку носить.

Тут опять-таки барин или барыня решали - мелка провинность или нет. Поговорка "хозяин - барин" не просто так родилась.
В качестве примера - у помещиков Польских дворовая девка Ефремова за утопленные при стирке шелковые чулки стоимостью 15 рублей была наказана 20 палочными ударами и последующим ношением рогатки весом 8 фунтов в течение двух недель, в течение которые должна была работать за прялкой "на хлебе и воде".
Также известен случай, когда барыня угрожала "одеть рога" крепостной за плохо окопанную яблоню в саду. На что холопка флегматично отвечала: "Воля ваша. Хоть в рога, хоть в кандалы".

Отредактировано Demetrius (2025-06-03 03:09:40)

0

1552

Demetrius написал(а):

барин или барыня решали - мелка провинность или нет.

Это 100% так.
Это и называется "феодализм" .

Я говорю не о том, что хозяева не имели права наказывать крестьян.
Имели.

Тем более, что 15 рублей - немалые деньги по тем временам.

А о том, что на картинах Бессонова изображена не повседневная норма жизни, а либо наказания, либо барин совсем самодур (каковые тоже случались).

0

1553

wolsung написал(а):

А о том, что на картинах Бессонова изображена не повседневная норма жизни, а либо наказания, либо барин совсем самодур

К сожалению, в России во все времена ее существования именно последнее было нормой.

0

1554

Demetrius написал(а):

А как отлежится после порки, пойдет на барщину уже не с чушкой, а в таком вот "уборе":

Похоже, что Николай Бессонов был человеком весьма далёким от понимания многих особенностей сельскохозяйственных работ в России того исторического периода.
Работы по уборке урожая – это прежде всего работы, связанные с постоянной подвижностью. Большая часть сельскохозяйственных земель Российской Империи – это зона рискованного земледелия, когда урожай (если он ещё уродился), нужно убирать очень быстро, пока это позволяют сделать погодные условия. С такими приспособлениями, как «стул» или другие аналогичные им колоды, выполнять какие либо работы, связанные с подвижностью, практически невозможно.
Даже каторжане, выполняющие работы с такими приспособлениями на ногах, либо копали землю лопатой где то в одном месте, либо дробили камни киркой.
Я лично видел такой «стул» в музее города Соль-Илецк Оренбургской области. Их использовали для содержания каторжан, добывающих соль в соляных шахтах. В отличии от других экспонатов музея его можно было не только потрогать руками, но и даже попытаться поднять. Это был дубовый чурбак диаметром около 20 см. и высотой примерно 50 см., окованный двумя железными обручами, чтобы его было невозможно разрубить топором. К одному из обручей была прикована цепь длинной около одного метра с массивным браслетом для ноги. Цепь была такая, что её было невозможно разрубить даже топором, а не только что киркой или лопатой. Всё это приспособление весило более 20 кг.
Если применять такие вещи к работающим в поле крестьянам, можно остаться без урожая вообще. А помещики, даже самые жестокие, были далеко не дураки и себе не враги. Ведь разоряя крестьян разоришь и себя самого.
Ошейник с шипами, изображенный на шее крестьянской девушки, тоже экспонат одного из тюремных музеев. Их тоже использовали для наказания заключенных за некоторые виды провинностей. Но, каких либо достоверных свидетельств использования их в отношении крепостных крестьян лично я нигде не встречал. Вполне возможно, были отдельные изверги, которые ради собственного удовольствия могли заковывать крестьянских девушек в кандалы и даже использовать такие ошейники, причём безо всяких поводов и «провинностей» с их стороны. Но это были единичные случаи, не носящие массового, либо системного характера.

0

1555

wolsung написал(а):

Те извращения, которые, несомненно, бывали во время крепостного права - но были исключением. Либо как наказание, либо барин совсем уж неадекватный. Бессонов преподносит , как норму жизни.
У него все крепостные в рогатках, в колодках, в цепях - и относятся к этому, как к норме.
Но в реале это было именно наказание, за какие-то выдающиеся косяки.

Полностью с этим согласен.
Даже один из самых отъявленных литературных злодеев, описанных в романе маркиза Де Сада «Жульетта», русский аристократ Минский, который ежедневно издевается над принадлежащими ему людьми, был вынужден покинуть Россию и обосноваться в Европе, потому что на родине подвергался уголовному преследованию за свои зверства.

0

1556

Demetrius написал(а):

К сожалению, в России во все времена ее существования именно последнее было нормой.

Саиодуров всегда хватало.
Но, по счастью, это всё же исключение, а не правило. :longtongue:

+1

1557

quaestor написал(а):

Ошейник с шипами, изображенный на шее крестьянской девушки, тоже экспонат одного из тюремных музеев. Их тоже использовали для наказания заключенных за некоторые виды провинностей. Но, каких либо достоверных свидетельств использования их в отношении крепостных крестьян лично я нигде не встречал.

Процитирую известную работу С.Т. Славутинского "Генерал Измайлов и его дворня":

Здесь следует рассказать с некоторою подробностью об одном орудии наказания, бывшем особенно часто в ходу у генерала Измайлова, то есть о рогатках. Их было в Хитровщинской господской усадьбе его восемьдесят шесть. Иные из них были весом в пять-шесть фунтов, а некоторые в десять - пятнадцать и даже в двадцать фунтов; все о шести рогах, а каждый рог был до шести вершков длиною. Эти рогатки, когда надевались на караемых ими, запирались на шее висячими замками или же просто заклёпывались на наковальне. Постичь невозможно даже то, как надевались и укреплялись на шее - особенно же как заклёпывались на наковальне - эти страшные, железные, длиннорогие, тяжелые орудия наказания... А между тем несомненно по весьма многим свидетельствам, не говоря уже о самом факте их нахождения в Хитровщинской усадьбе, что Измайловские крестьяне и дворовые, как мужчины, так и женщины, действительно носили рогатки по месяцу, по полугоду, даже по году. Есть тоже показание, что один из дворовых ходил будто бы в рогатке сряду восемь годов. Из многих показаний видно, что все, наказывавшиеся рогатками, страдали чрезвычайно от бессонницы. Надо притом заметить, что дворовым людям было гораздо тяжелее от рогаток, чем крестьянам: дворовые были постоянно на глазах у барина, и если попадали в рогатки, то уже никак не могли от них отделаться без барского прощения; но крестьяне иногда сбивали их с себя да уж кстати и истребляли, отчего, как говорит в своем показании слесарь Сандунов, очень часто приходилось делать новые рогатки. И еще замечательно: рогатки надевались на провинившихся не только по воле самого Измайлова, но и по распоряжениям его приказчиков, его главного псаря, его главного повара, так называемого кухмистера и проч.

Оттуда же:

Авдотья Чернышева четыре года была наложницей, попавши в это положение на шестнадцатом году… Вместе с прочими девушками и она содержалась за замками и решетками, но «по слабому смотрению в тогдашнее время», сошлась она с каким-то дворовым человеком и забеременела от него. За это Измайлов сослал ее на поташный завод. Через несколько времени она попросилась жить у себя дома — и за такую просьбу была наказана палками, а в то же время надеты были ей на ноги колодки, с которыми и ходила она на работу два или три дня.

Акулина Горохова на пятнадцатом году стала наложницею… На семнадцатом году назначили ее в прачечную. Как-то Измайлов собирался ехать в Москву и брал Горохову как прачку с собою; тогда она попросила, чтобы барин позволил ей взять ее ребенка или же приказал, по крайней мере, чтобы в Хитровщине выдавали ему на прокормление молока. За эту просьбу попала она в рогатку и сослана была на поташный завод. А то еще раз носила она рогатку целые полгода и работала на кирпичном заводе за то, что ходила по лугу с двоюродным своим братом.

Афросинья Хомякова была наложницею Измайлова — и в этом положении, пользуясь всем барским фавором, ознакомилась-таки и со всеми прелестями жизни в Хитровщинской господской усадьбе. Многократно была сечена она розгами и плетьми, а раз целую неделю носила рогатку. Наконец надоела ей, как видно, до нестерпимости эта жизнь, дикая смесь непрерывного разврата и разгула со всяческими истязаниями, с величайшим унижением человеческого достоинства, и она... обратилась к барину с настойчивою просьбою о дозволении их родственникам видеться с ними хоть сквозь решетку окна. За это преступление Афросинья тотчас же была наказана пятьюдесятью ударами плети, сослана на поташный завод и употреблена во всякие тяжелые работы. При этом она получала в пищу один только хлеб, а одежды уже вовсе ей не выдавалось. На поташном заводе она должна была вместе с родной своей сестрой Марьей каждодневно принести сто ушатов воды, столько же коробов сухой золы из чанов.

Отредактировано Demetrius (2025-06-03 17:52:56)

+2

1558

wolsung написал(а):

Крестьяне бегали от хозяев с первых лет крепостного права и до 1861 года.
"С Дона выдачи нет !" - это потому, что казаки беглых крестьян не возвращали.

Так было до учреждения Реестра Петра I. Согласно его донские казаки определялись как государевы служивые люди Великого Войска Донского. Попасть в этот реестр для беглых крестьян было весьма проблематично. На основании списков этого реестра назначалось государево хлебное и иное жалование.

0

1559

Demetrius написал(а):

Писатель-фельетонист С.Н.Терпигорев (Атава) в своих "Потревоженных тенях" (рассказ "Емельяновские узницы") описывает, как в детстве (1849 г.) видел дворовых девок в подобных "стульях", чистивших дорожки в барском саду.

Аналогичное приспособление фигурировало в материалах одного уголовного дела конца 90-х – начала 2000 -х. Кратко из того, что получилось вспомнить.
Молодая женщина была похищена днём прямо на улице. К ней подошли двое мужчин, один из них был в милицейской форме, и усадили в машину под предлогом проверки документов. Затем её насильно вывезли в сельскую местность, и несколько месяцев содержали в деревенском доме. Всё это время к её ноге с помощью цепи и замка была прикреплена самодельная железная гиря для спортивных силовых упражнений.
Женщину не только почти ежедневно насиловали, но ещё и заставляли выполнять садово-огородные работы на приусадебном участке. Это неоднократно видели соседи, но в милицию так и не сообщили, так как, по их словам, они боялись мести своего соседа.
Поняв, что помощи ждать неоткуда, женщина сама смогла выкрасть ключ, освободиться от цепи и сбежать. Похититель пытался её преследовать, но она убила его из его же собственного обреза.
К сожалению, я так и не смог узнать, чем закончилась эта история. На момент публикации, которую я тогда прочитал, женщину собирались осудить за убийство своего похитителя.
Второй мужчина, который принимал участие в похищении, оказался недееспособным племянником убитого похитителя. Именно он был одет в милицейскую форму.
Самое страшное в этой истории это то, что по показанием соседей, эта женщина была далеко не первой из тех, кого они видели работающими в цепях на участке своего грозного соседа. К сожалению, следствию на тот момент ничего не удалось установить по этому поводу.

p.s. Если кто нибудь встречал публикации по данному делу, буду очень благодарен за ссылку.

0

1560

quaestor написал(а):

Попасть в этот реестр для беглых крестьян было весьма проблематично.

Но бегать от господ не прекратили.

0


Вы здесь » dirtysoles » Общество грязных подошв » Босоногие наказания - 2