dirtysoles

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » dirtysoles » Босоногие встречи » Босоногая психология


Босоногая психология

Сообщений 241 страница 261 из 261

241

Karl Marx Sex Pistols написал(а):

quaestor написал(а):

    Искренне не могу понять причинно-следственной связи между такими понятиями, как "ритуальный каннибализм", "человеческие жертвоприношения" и "гражданский долг" и "выборы"!

    Участие в выборах (как, впрочем, и их бойкотирование) – это одна из форм служения силам зла. Потому это наш гражданский долг и проявление патриотизма (ибо патриотизм есть богоборчество!)
    Хотя я считаю себя человеком, далёким от политики, но занимаю активную богоборческую позицию, и служение бесам мне не чуждо.

Не стоит в очередной раз приписывать мне то, что я не никогда не писал, тем более, что оригинал текста, который Вы сознательно извратили и переиначили, находится здесь же! Вы можете не уважать мои убеждения точно также, как я не разделяю Ваши, но дискуссию нужно вести честно и не вводить в заблуждение остальных посетителей нашего форума!

+1

242

quaestor написал(а):

Не стоит в очередной раз приписывать мне то, что я никогда не писал, тем более, что оригинал текста, который Вы сознательно извратили и переиначили, находится здесь же! Вы можете не уважать мои убеждения точно также, как я не разделяю Ваши, но дискуссию нужно вести честно и не вводить в заблуждение остальных посетителей нашего форума!

Я ничего не извращал и не переиначивал.
Я написал именно то, что высказал нечестивый quaestor  — он же вместо этого приводит лишь те слова, которыми он прикрывает и маскирует те его поганые слова, которые привёл Я.    Ну что же, – пусть тут будут оба текста: это очень правильно!
Надеюсь, народ на форуме всё поймёт и сделает выводы.
Хотел бы верить, что выводы эти будут не в пользу quaestor'а...

Я же на этом предлагаю завершить этот бессмысленный спор, ибо незачем тратить слова на разговоры с тем, кто лжёт не только другим, но и себе.

-1

243

Karl Marx Sex Pistols написал(а):

quaestor написал(а):

    Патриотизм создаёт культурные ценности, а вандализм из разрушает!

    Ведь даже в V веке до н.э. греческий философ Сократ не оправдывал вандализм!
    Это понятие появилось немного позже, между 120 и 150 г. до н.э., когда племена вандалов вторглись на территорию Римской Империи, разрушая всё на своём пути.

Вообще-то понятие "вандализм" появилось именно в XVIIIвеке в связи с возникновением и распространением экстремистской нигилистически-демократической идеологии под названием "патриотизм", ниспровергавшей основополагающие устои и ценности.

  (Увы, немногие в наше нигилистическое время способны хоть в общих чертах вспомнить, – каковы же эти устои; и лишь совсем немногие по-прежнему блюдут верность тем ценностям! и это при том, что практически вся наша многовековая культура есть свидетельство о них!)

Вот в такой вот обстановке и родилось в религиозно-консервативных кругах это словечко "вандализм" – как сравнение того, что говорили и делали тогдашние нечестивцы-патриоты, с деяниями варваров,  учинивших погром "Вечного города"...

Философы эпохи Просвещения, будучи высокообразованными людьми, попытались перенести в современную им феодальную Европу прогрессивные достижения античных демократий. Отчасти это им удалось, но большая часть этих идей была понята неправильно и даже извращённо. Конечный результат всех этих усилий известен - кровавая революция во Франции, уничтожившая самым варварским способом не только большую часть аристократии, но и лучших людей этой страны. Так что "Во всём вина Вольтера, во всём вина Руссо!".
On est laid à Nanterre,
C'est la faute à Voltaire,
Et bête à Palaiseau,
C'est la faute à Rousseau.

Отредактировано quaestor (2018-06-15 07:53:38)

-1

244

Верноподданный написал(а):

Кстати, да! Было бы весьма не лишним напомнить, сколь родственны между собой такие идеологии, как патриотизм, либерализм, фашизм, анархизм, коммунизм, национал-социализм и т.д. и т.п.
На взгляд современного человека различия между ними весьма велики - но общего намного больше!


  В своё время один консервативный публицист верно заметил, что все их различия – "в количестве того сыпучего песка, на котором тщатся они возвести свои лишённые фундамента постройки".
  Замечено очень верно!

Так не пора ли обратиться к чему-то более фундаментальному вместо того, чтоб продолжать страдать всей этой фигнёй?!

:angry:
  Многие беды нашего форума именно и происходят от мировоззренческой (и в том числе идеологической) дремучей безграмотности! 
  На практически всех прочих подобных форумах с этими вопросами люди худо-бедно да определились и в идейном плане кое-что из себя обычно представляют...
... а у нас?!          :(

  Хотел Я когда-то создать отдельную тему, посвящённую идейным аспектам (не исключая и идеолого-политические) — да в итоге передумал.
  Стоит ли "метать бисер перед свиньями"?!
Раз люди довольны своей дремучестью — нужно ли их просвещать, раз они сами к тому не стремятся?

  Горько Мне об этом обо всём писать — но ведь именно так оно и есть! и с каждым днём оно всё более прогрессирует...

0

245

Karl Marx Sex Pistols написал(а):

Многие беды нашего форума именно и происходят от мировоззренческой (и в том числе идеологической) дремучей безграмотности!
  На практически всех прочих подобных форумах с этими вопросами люди худо-бедно да определились и в идейном плане кое-что из себя обычно представляют...
... а у нас?!

Во первых, мировоззрение и идеология - вещи совершенно разные по своей сути. Мировоззрение существует всего в трёх видах - мифологическое, религиозное и философское (научное), и оно не политизировано, в отличии от идеологии. Идеологий может быть сколько угодно - буржуазная, коммунистическая, националистическая и т.д., в зависимости от политической системы, которая её насаждает. Но я очень надеюсь, что мы не будем превращать наш форум, посвященный совершенно другим проблемам, в очередную политическую помойку!

Отредактировано quaestor (2018-06-20 17:29:20)

+1

246

Автор: Михаил Каменецкий-Евсеев написал:

В мини-сериале "Григорий Р" главный герой - Распутин - (персонаж в этом фильме положительный) говорит Вырубовой, что однажды враги подвергнут её страшному наказание: заставят ходить босиком! Чтобы избежать этой чудовищной пытки, Распутин предложил ей приехать к нему на его малую родину и там босиком совершить паломничество в монастырь.

Для очень многих людей, испытывающих "зависимость" от обуви, хождение босиком действительно воспринимается, как "страшное наказание", без всяких преувеличений и на полном серьёзе. Человек, который идёт босиком, в их представлении, либо мазохист, либо добровольный мученик, совершающий "богоугодное" деяние.
Но с моей личной точки зрения, едва ли подобное отношение к хождение босиком было у самого Григория Распутина. Скорее всего, это личная позиция авторов этого фильма.
p.s. Лично я, как психолог, предложил бы считать чрезмерную привычку носить обувь "зависимостью" (то есть тем, от чего человек не способен освободиться без посторонней помощи). Но едва ли ко либо из коллег меня в этом поддержит.

Отредактировано quaestor (2018-07-20 08:04:02)

0

247

Советское образование для девочек, дополненное элементами мелкобуржуазной культуры в виде домоводства, которому советский режим дозволил реликтами остаться в опыте бабушек и в виде "Книги о вкусной и здоровой пищи", безусловно считала, что хождение босиком это:
1) добровольное саморазрушение тела - "работа некоторых на приусадебных участках босиком чревато трамированием кожи ног и инфицированию ранок столбняком, может привести   к гангрене ии заражению крови; температурный аспект -хрестоматийный пример истязания и обморожения Зои Космодемьянской
2) добровольное самоосквернение - советская женщина не может иметь перманентно грязные части своего тела - босые ступни или даже одни только подошвы
3) добровольное унижение - в стране социалистического изобилия нормальный человек не может исключить из своего внешнего облика обувь
4) нездоровая деталь в смысле бессмысленного обнажения части  своего тела

0

248

Лично я бы добавил ко всему вышеперечисленному, что советская система воспитания и образования была устроенна таким образом, что просто подавляла и уничтожала всё, что хоть как то отличалось от общепринятых норм и правил (хотя сами по себе эти нормы и правила в большинстве случаев либо отсутствовали, как утверждённый норматив, либо были полной "отсебятиной", порождённой узостью мышления того руководящего работника, который их устанавливал). В результате всё сводилось к одному общему правилу поведения - будь "как все", иначе тебя просто затравят. Я прекрасно помню, как в старших классах учителя выгоняли девушек прямо с уроков только за то, что им их причёска не понравилась, Что уж о хождении босиком говорить, в школу точно уж не пустили! Настоящим праздником свободы был для нас лишь выпускной вечер, когда примерно через час после окончания торжественной части больше половины наших девушек сняли свои туфли на высоких каблуках (к ношению которых они явно не привыкли, в школе это строго преследовалось) и практически все танцы прошли именно босиком.

Отредактировано quaestor (2018-07-20 19:47:52)

0

249

Вроде же жили все в советское время, неужели человек так легко может поменять собственную память под влиянием идейных установок?
Вполне нормальное было отношение к босоножеству тогда было, гораздо получше, чем сейчас. И ходили гораздо больше. На даче, на курортах, в пионерских лагерях, просто в городе в ливень. А в особенности если босячили дети и молодежь - никто косо не смотрел.
Подвергались порицанию выпендреж и подражание западным новомодным веяниям. Хотя тоже умеренно, брюки клеш в 70-х все носили, и мои родители тоже.
А тяга к естественности наоборот поощрялась. Как и разные виды ЗОЖ, закалка, спорт.

В моей школе наоборот, как я упоминал, бывало, что школьницы ходили босиком помимо собственной воли (учителя могли заставить забывших дома спортивную обувь или сменку). Но когда кто-то решал бегать на физре босиком добровольно - ни разу не слышал, чтобы учителя возражали. Бывало, что босиком выбегали в коридор на цементный пол - снова ноль реакции от учителей.
А то, что школьницам не разрешали ходить на высоких каблуках - правильно делали. Девочкам 14-16 лет это не полезно.

+1

250

Прости ВуДу, но это - не очень глубокий взгляд на отношении идеологии Сов власти  к босоногому стилю жизни...Конечно, за громадьем планов - некогда ей было следить - выбегают из "переодевашки" после физкультуры босиком школьники на цементны пол или нет. Но, поднимись кто-нибудь из упомянутых Тобой босоногих школьников по тому же полу на занятия в учебные кабинеты на втором этаже - к нему сейчас же были бы применены серьезные дисциплинарные меры, и второй бы раз он НИКОГДА бы уже так не сделал.
http://s3.uploads.ru/t/FLhNm.jpg
Вот снимок из журнала "Огонек", который был признан из-за помещения подошв босых ног на первый план кадра -"порнографическим": фотографа уволили с "волчьим билетом", художественного редактора сняли, главный редактор получил выговор с предупреждением "о неполном служебном соответствии", хотя абсурд этих репрессий был всем понятен: прыгуны всего мира выступают босиком. "А зачем Вы это выпячиваете на страницах  прославленного советского журнала?" На этот прямой вопрос Советской иделогии никто из наказанных ответить не сумел

0

251

Olga Gavva написал(а):

Но, поднимись кто-нибудь из упомянутых Тобой босоногих школьников по тому же полу на занятия в учебные кабинеты на втором этаже - к нему сейчас же были бы применены серьезные дисциплинарные меры, и второй бы раз он НИКОГДА бы уже так не сделал.

Разве не зависит от конкретной школы, конкретной администрации и т.д.? Прям советская власть на уровне школ - всевидящий монолит, а не куча дядек и тёток разного ума и вкусов ^^

Olga Gavva написал(а):

Вот снимок из журнала "Огонек", который был признан из-за помещения подошв босых ног на первый план кадра -"порнографическим": фотографа уволили с "волчьим билетом", художественного редактора сняли, главный редактор получил выговор с предупреждением "о неполном служебном соответствии", хотя абсурд этих репрессий был всем понятен: прыгуны всего мира выступают босиком. "А зачем Вы это выпячиваете на страницах  прославленного советского журнала?" На этот прямой вопрос Советской иделогии никто из наказанных ответить не сумел

Ольга, можно источник, особенно про порнографичность, а то странно всё это - не верится. Разве что в партийных органах футфетишисты засели, для которых это - типа порно :)

+1

252

Olga Gavva написал(а):

Прости ВуДу, но это - не очень глубокий взгляд на отношении идеологии Сов власти  к босоногому стилю жизни...Конечно, за громадьем планов - некогда ей было следить - выбегают из "переодевашки" после физкультуры босиком школьники на цементны пол или нет. Но, поднимись кто-нибудь из упомянутых Тобой босоногих школьников по тому же полу на занятия в учебные кабинеты на втором этаже - к нему сейчас же были бы применены серьезные дисциплинарные меры, и второй бы раз он НИКОГДА бы уже так не сделал.

Я говорю только о своем опыте.
И на второй этах босиком по каменным ступеням некоторые тоже поднимались - когда надо было перейти из спортзала, где перед этим уже переоделись в раздевалке, в другой на втором этаже.
А дисциплинарные меры принимались к тем, кто забыл дома сменку и хотел зайти в класс в уличной обуви. Таких учеников химица и математица заставляли разуться помимо их воли, оставить обувь у входа в класс и зайти босиком. Правда, на моей памяти совсем босых не было: мальчики оставались в носках, девочки в чулках.

На физкультуре в спортзале с дощатым полом обувь была на рассмотрение школьников. Кто-то занимался в кедах или чешках, кто-то в носках, кто-то (из девочек) совсем босиком. Учителям это было до лампочки. Главное - чтобы не в уличной обуви.
Как-то раз моя одноклассница, которая всегда занималась в кедах, их забыла. Так учительница заставила её разуться, несмотря на то, что на ней была сменка (в которой она ходила на другие уроки). Девочка видимо была не из закаленных, и ей было холодно стоять в носках, она очень трогательно подгинала пальчики. Меня это возбудило, я это хорошо запомнил.
Еще одна симпатичная девочка из паралелльного класса начала заниматься в шерстяных носках, но ей стало жарко и она их в ходе занятия сняла и осталась совсем босиком. Её подошвы через короткое время стали черными. Потом видимо замерзла и захотела снова надеть носки, но училка ей не разрешила прерывать урок, и она так и осталась босиком до конца урока.
Плюс ко всему - на том дощатом полу спортзала водились занозы. И на перемене после физры и перед следующим уроком девчонки часто, сидя за последними партами, их вытаскивали из ног. Тоже было на что посмотреть.

0

253

YDM написал(а):

Разве не зависит от конкретной школы, конкретной администрации и т.д.? Прям советская власть на уровне школ - всевидящий монолит, а не куча дядек и тёток разного ума и вкусов 

Ольга, можно источник, особенно про порнографичность, а то странно всё это - не верится. Разве что в партийных органах футфетишисты засели, для которых это - типа порно

Фразу про порнографичность произнес, по-моему, Романов - источник сведений об этом разбирательстве - телепередача с интервью каких-то ветеранов, вспоминавших свою нелегкую работу в Огоньке - смотрела я ее где-то в 1995-1998 годах, причем так получилось, что дважды - оба раза я прекрасно понимала, о каком абсурде шла речь, поэтому до сих пор, как видите, хорошо помню все детали и кого как наказали...Само искомое  фото мне тоже очень запомнилось, поэтому- когда оно мне попалось в сети в 2002 году я его для себя сохранила. :idea:

0

254

http://s9.uploads.ru/t/0lays.jpg

Вот на мой взгляд один из самых простых и эффективных способов показать окружающим в повседневной жизни, что хождение босиком - это ваш жизненный стиль. Вариантов здесь может быть множество, многие из них можно подобрать в разделе "украшения для босых ног и ступней", или придумать что либо индивидуально. Совершенно не играет роли то, что на ваших ногах будут браслеты из элитного ювелирного салона, или обычные кожаные напульсники из магазина спортивных товаров. С личностями маргинальной направленности в таком виде вас точно, никто не спутает. Главное - это уверенность в себе, и в том, что вы - сильная личность, ведь ваше главное преимущество в любой ситуации - Вы постоянно чувствуете своими ногами землю, а остальные - лишь собственную обувь!
p.s. Прошу прощения, снимок заимствовал, вроде бы у Ольги.

Отредактировано quaestor (2018-07-31 22:01:14)

0

255

С моей личной точки зрения, основная проблема босоногой психологии = это полное отсутствие понимания со стороны абсолютного большинства «обутых» людей тех, кто любит ходить босиком. Хотя я сам не являюсь «идейным» противником ношения обуви, но с моей точки зрения в большинстве жизненных ситуаций обувь просто не нужна, а чрезмерную привычку большинства людей носить обувь  постоянно я бы отнёс к психологическим зависимостям (те стереотипы поведения, от которых человек не в состоянии избавиться самостоятельно), но понимаю, что мои коллеги психологи едва ли в этом меня поддержат.
Каждый из нас – это своеобразный продукт того воспитания, которое он получал с детства на всём протяжении последующей сознательной жизни. А что слышал каждый из нас по этому поводу – «Не ходи босиком, пол в квартире холодный, простудишься и заболеешь!», или «не ходи босиком на улице, наступишь на гвоздь, получишь заражение крови и умрёшь!». И это лишь малая часть из того, что было сказано в детстве лично мне. Лишь спустя многие годы я стал понимать всю абсурдность подобных угроз и запугиваний. Пока ещё ни один врач не доказал, что хождение босиком приводит к повышенному риску получить простудное заболевание, зато любители босоногого образа жизни своим личным примером многократно доказывали, что простудными заболеваниями они болеют гораздо реже, чем те, кто никогда не расстаётся с обувью.
Возможность подцепить «какую ни будь заразу» при хождении босиком не менее абсурдна. Если вы постоянно ходите в тёплое время года в каких ни будь шлёпках типа «вьетнамок», то грязи и прочих «инфекций» на подошвы ног попадёт ничуть не меньше, чем при хождении босиком, но об этом почему то постоянно умалчивают, также, как и о том, что никакая пляжная обувь не защитит вас от «песчаных блох» и других паразитов, которыми так любят пугать посетителей многих пляжей. Иначе кто же тогда пляжную обувь покупать будет? В годы моего детства пляжная обувь тоже продавалась, но тех, кто её на пляже носил, можно было по пальцам пересчитать, а сейчас наоборот, по пальцам можно пересчитать тех, кто находится босиком на пляже.
Иногда эта «привязанность» к обуви доходит до полного абсурда. Вот один из личных примеров: в своё время мне пришлось немало поездить по командировкам и жить в гостиничных номерах. Многие, надеюсь, ещё помнят, как выглядели номера типовых советских гостиниц – комната 14 кв.м. в которой две кровати и то, что называлось «санузлом» или просто с/у. Если с/у был в самом номере, это уже считался чуть ли не «полулюкс». Одноместных номеров всегда не хватало, поэтому приходилось соглашаться на «подселение». Вот один раз мне попался такой «подселенец» из состава той же самой инспекторской бригады, в которой был и я сам.
Когда этот отваришь распаковал свои вещи, то обнаружил, что не взял с собой тапочки. Для него это было настоящей трагедией. Для того, что бы дойти от своей кровати до с/у, они обязательно были ему нужны. Он попытался «одолжить» тапочки у меня, но поскольку у меня их не было, он искренне мне посочувствовал – наверное, тоже дома забыл. Но когда я попытался объяснить, что даже дома я такими вещами не пользуюсь, мне армейских ботинок на службе вполне хватает, он полностью перестал меня понимать. Чтобы пройти эти три шага от кровати до с/у по вполне чистому полу гостиничного номера, он сначала натягивал носки, потом ботинки, и так продолжалось на протяжении всей командировки. То, что я приходя в номер, снимал не только ботинки, но и носки и всё время ходил  босиком, вызывало у него шок, он не понимал меня также, как я искренне не понимал его.

Отредактировано quaestor (2018-08-02 15:27:16)

0

256

Вам, как психологу, наверное проще разобраться в таких вещах :D Нам, простым обывателям, намного сложнее. Месяц назад отдыхали три дня на море. Обычный частный сектор, минигостиница с уютным двориком, беседками, кухней и столовой. Я босиком почти постоянно, жена тоже, НО для неё прийти босой на кухню, готовить кушать стоя босыми ногами  - нет и нет :( Кафель холодный, говорит. В +35 на втором этаже. Ты, говорю, дома вообще тапок не носишь и на гораздо более холодном полу спокойно ходишь босиком, а тут не можешь....
Никак я не могу понять вот этого совершенно разного поведения в одинаковых обстоятельствах!

0

257

южный перчик написал(а):

Я босиком почти постоянно, жена тоже, НО для неё прийти босой на кухню, готовить кушать стоя босыми ногами  - нет и нет :( Кафель холодный, говорит. В +35 на втором этаже. Ты, говорю, дома вообще тапок не носишь и на гораздо более холодном полу спокойно ходишь босиком, а тут не можешь....
Никак я не могу понять вот этого совершенно разного поведения в одинаковых обстоятельствах!

Ничего странного здесь нет. Даже для тех, кто привык ходить босиком и получает от этого удовольствие, могут быть определённые виды поверхностей, наступать на которые им просто неприятно. В данном случае это оказалась кафельная плитка на кухне, или возможно, даже не сама плитка, а контраст температур, который она создаёт. Моя жена, например, очень не любит ходить босиком по линолеуму, у каждого человека свои индивидуальные особенности.

Отредактировано quaestor (2018-08-02 17:30:41)

0

258

южный перчик написал(а):

Вам, как психологу, наверное проще разобраться в таких вещах :D Нам, простым обывателям, намного сложнее.

Любой психолог прежде всего, такой же обычный человек со своими сложившимися приоритетами моральных и духовных ценностей. Профессиональное знание психологии тоже не даёт ответов на очень многие вопросы, которые каждый человек иногда задаёт самому себе. Одно из основных правил профессиональной этики в консультативной психологии  - не пытайтесь консультировать самого себя, своих близких и людей из ближайшего круга общения. Как бы психолог в этой ситуации не старался быть объективным, полностью избежать предвзятого отношения всё равно не получится.

0

259

ВЫБОР ПРОБЛЕМЫ: ФРУСТРАЦИИ ЛОКАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

Проблематика, которую может решить «управляемое шоковое воздействие» на человеческую психику, достаточно узка: здесь можно говорить только о фрустрациях, т. е. о психическое состояние, вызванном неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Оно, как правило, сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием. Иногда наблюдается психосоматическое расстройство – сна, аппетита, потоотделения, иные «видимые эффекты».
Надо отметить, что Локальный практикум, конечно, не сможет преодолеть длительно развивавшуюся и серьезную фрустрацию, перешедшую в стадию невроза – например, в случаях психогенных расстройств, когда угнетающий фактор, например, страх чего-либо, либо стыд по какому-либо поводу, становится генерализующим в поведении, провоцирует глубокую депрессию и перерастает в устойчивую фобию, характеризующуюся постоянными внешними проявлениями. Чаще всего в этом случае невроз затрагивает вегетативную систему: это касается желудочно-кишечного тракта и сердца. Невроз может проявляться частым сердцебиением, «замиранием» сердца и другими явлениями. В этом случае ЛП не поможет, необходим комплекс психотерапевтических мероприятий, включающих прием психотропных препаратов, курс фитотерапии, общеукрепляющие средства (правильный режим сна, постоянный отдых, медитация), физиотерапию.

Однако, вместе с тем, поле применения ЛП довольно широко. Да, трудно преодолим эмоциональный гомеостаз при так называемых витальных фрустрациях - то есть при крушении глобальных жизненных планов; однако такие случаи не представляются безнадежными!  Фрустрации, с которыми может справиться ЛП, возникают, например, при потере близкого человека, с которым было связано будущее. Другие примеры витальных фрустраций – неожиданная измена или развод, потеря или кража значимого личностного имущества, внезапное стойкое расстройство здоровья вследствие травмы или тяжелой болезни, неожиданное увольнение с работы… В этих случаях требуется, возможно, проведение нескольких сеансов ЛП, а также последующая групповая терапия, с сеансами медитации, однако это хоть и продолжительно, сложно, но тоже возможно.

Во всех же остальных случаях, включая упомянутые выше случаи в лёгкой форме, ЛП действенен в единичной, краткой форме непрерывного двенадцати- или двадцатичетырехчасового индивидуально-ориентированного тренинга. Почему? Причиной фрустрации, а точнее, ее частным случаем, может быть любой значимый личностный кризис, сопровождающийся ощущением «потери жизненной опоры». При этом значимость кризиса оценивается клиентом в чисто субъективной стороны и поэтому сомнительна; она базируется на сложном комплексе самооценки, мотивов самореализации, различных параметров самоидентификации – но в любом случае эта система нестабильна. И в такой ситуации клиент получает эту точку опоры, в буквальном смысле – опоры на собственные силы, на землю, на modus agenda, на вербализацию достигнутого им успеха. Это даёт мощный импульс психике, толчок к позитивному развитию, что и оказывает собственно терапевтическое воздействие.

Тем более, что довольно часто «частые мелкие фрустрации»  связаны с проблематикой «оценочного характера», которая закладывается еще в детском возрасте и, помимо фрустраций, обычно выливается либо в комплекс отличника, либо в застенчивость, либо в ту или иную зависимость от внешнего оценщика. Частые фрустрации закономерно вызывают и проблемы с самооценкой: и здесь ЛП работает быстро, точно и эффективно. Метод «шоковой терапии» и выведения клиента из зоны психологического комфорта позволяет моментально перестроить систему самооценки – клиенту даётся возможность совершить, условно говоря, «маленький подвиг», вербализовать его и в полной мере проанализировать с максимальной для себя пользой.

Екатерина: «Я обратилась к специалистам ШЕРП по поводу начавшейся у меня депрессии. Я перешла в десятый класс школы, и у нас сменились учителя по ряду предметов. До этого я неизменно училась на «4» и «5», была отличницей, с чем был связан мои имидж и ожидания семьи относительно меня. Однако в десятом классе у меня возникли проблемы с рядом учителей, и, как следствие, снизились оценки. Привыкнув к своему статусу отличницы. Я болезненно переживала данную ситуацию, и, в частности, то, что в глазах близких я потеряла прежний статус, т. е. я «не оправдываю их надежд» в отношении учёбы. Депрессия сначала развивалась в форме постоянной тревожности, расстройства сна, потом пошли явления, связанные с психосоматикой и расстройством памяти6 я решила пройти Локальный практикум «Босиком-НонСтоп».

Татьяна Анисимова, научный консультант ПП Ассоциации, директор тренинг-студии «ДЛЯ СЕБЯ»: «Прежде всего, следует учитывать, что реальная жизнь может быть сложнее любой наперед заданной величины. И здесь хорошо помогает так называемый вероятностный анализ: оценка тех или иных рисков после сбора информации, взвешивание всех возможностей в каждом конкретном случае, а также – сохранение гибкости мышления и вариабельности целей.  В этом плане необходима предварительная работа с клиентом по заполнению ряда тестов, которые помогают точно определить его мотивации и как можно более эффективно подобрать форму терапии, форму проведения ЛП. Суть метода во всех случаях сохраняется – это по сути дела, грамотное использование «суперстресса», своего рода «психологической прививки» сознанию человека, но тренер может подбирать, ослаблять или усиливать различные дополнительные влияния сообразно с исходным психологическим состоянием клиента. Тем не менее, принцип старой русской поговорки – «клин клином вышибают», здесь определённо работает!».

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ: ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ КЛИЕНТА

Аксиомой для психолога является то, что основная проблема при психотерапевтической работе с фрустрациями – определенная «суженность сознания» у клиента. Чем сильнее фрустрация, тем больше зацикленность на упущенной возможности, не достигнутой цели или пережитой потере. Поиск новых задач, принятие их и переключение на них достаточно эффективно помогает справляться с пост-фрустрационными стрессами, разве что сложно бывает при таком стрессе сделать это самостоятельно. И психотерапевт в первую очередь может помочь клиенту «расширить поле зрения», оглянуться по сторонам, увидеть новые возможности: в том числе и для реализации «вроде бы упущенных» целей. Он не даст клиенту готовую новую цель, но может оказать всестороннее содействие в её поиске.

В этом отношении ЛП полностью выполняет поставленную задачу: он не даёт клиенту явных и прямых рекомендаций по преодолению сложившейся ситуации (чего, возможно, сделает в ходе длительной консультации практикующий психотерапевт и чего, собственно, ожидает клиент), однако погружает клиента в новую ситуацию и ставит перед ним задачу преодоления некоего барьера, «выхода из зоны комфорта». В данном случае этот выход реализуется в форме выхода человека на улицу босиком, в оптимальных погодно-климатимческих условиях, либо в экстремальных – в случае проведения ЛП с другими, более сложенными задачами.

Эта процедура, при всей её безопасности с медицинской точки зрения, тем не менее, обладает определенными характеристиками «шоковой терапии»: во-первых, клиент выступает в «инаковом» образе, существенно и явно отличаясь от всех остальных прохожих на улице, что даёт ему материал для самоанализа и новую почву для самооценки, для корреляции прежнего значения, построенного в условиях прежней, докризисной, дофрустрационной «системы координат».

Во-вторых, клиент автоматически попадает в центр пристального внимания со стороны окружающих, что модулирует все психические реакции, усиливает их и генерирует их сверхвоздействие. В-третьих, клиент находится в такой ситуации не в пассивной форме, а в форме активного вербального контакта, что даёт определённый элемент групповой психотерапии ненаправленного, фонового действия. В-четвертых, разнообразные побочные фобии и страхи клиента, например о том, что «ходить по улице босиком опасно из-за угрозы микротравм» автоматически придают необходимый тонус психике, заставляют организм вырабатывать необходимое количество адреналина им серотонина, которые в данном случае играют роль катализаторов психических реакций.

Нетрудно увидеть, что основной целью, реализуемой в ходе ЛП, является фактическое достижение клиентом прежнего, докризисного состояния, т. е. состояний до фрустрации после визуального решения задачи, поставленной коучем. Клиент «берёт барьер» действия, которое ранее было бы для него нехарактерным. Трудноосуществимым или практически невозможным и становится на иной личностный уровень: на этом уровне происходит автоматическая переоценка ценностей и причин фрустрации – многие исходные её компоненты нивелируются. Основной мотивацией в этом случае служит: «Я сделал ЭТО!», что в психотерапии является одним из важных позитивных моментов психологического прогресса.

Необходимо отметить, что нередко состояние тревоги и бессилия, вызванное фрустрацией, усиливается внутренним ощущением «Нет выхода», которое возникает у человека при крушении каких-либо планов. Его мышление при этом направлено в прошлое, и чрезвычайно сложно перенаправить взгляд в будущее. ЛП позволяет решить проблему «здесь и сейчас», не оставляя шанса для отступления, абстрагироваться от прошлого, сделать действующую фрустрацию «вчерашним днём».

Если говорить об особенностях проведения ЛП, связанных с хождением босиком, то тут они дают широкие возможности для генерализации той или иной микрофобии клиента, которая не участвует в общем комплексе изначальной фрустрации, идёт параллельно. Например, для кого-то критическим моментом может оказаться ситуация неизбежного попадания в центр общественного внимания. Людям с комплексом сверхценности собственного тела важно то соображение, что они частью своего тела – босыми ногами, прикоснутся к «городской грязи» и будут выглядеть, по их мнению, «неэстетично». Для третьей категории важно опасение «порезаться», получить микротравму ступней (чего, естественно, никогда не происходит при грамотном проведении сеанса – пр. ред.).

Для четвёртой – важен коммуникативный момент присутствия коуча (тренера), эффект синхронизации действия - «делай, как я». Отдельно можно говорить о сложном комплексе чувств, связанных с повышенной стыдливостью человека, для которого демонстрация босых ног в нехарактерной обстановке – за пределами бассейна, пляжа и т. д., является ситуацией «микроообнажения»; однако и этот мотив-ограничитель играет позитивную роль в качестве задачи, переориентирующей мотивации клиента.

Екатерина: «Конечно, определённый опыт хождения босиком в городских условиях летом у меня был. Мы часто гуляли с подругами босиком в жаркую погоду, а также я принимала участие в ряде БосоПоходов. Однако, когда я начала размышлять над условиями проведения ЛП, я поняла, что они представляют для меня определённый барьер. В этом случае я была бы босиком в городе одна, если не считать тренера, но именно в одиночку я должна бы была вступать в общение с прохожими. Вот тут я поняла, что именно это меня немного пугает, именно этот момент представляется мне самым трудным в проведении ЛП. Однако, конечно, я уже решилась на это и отступать не хотела…».

Татьяна Анисимова, научный консультант ПП Ассоциации, директор тренинг-студии «ДЛЯ СЕБЯ»: «Стремление преодолевать трудности — это нормально. Человеку кажется, что со многим в жизни можно справиться без посторонней помощи — «взять себя в руки», стерпеть, промолчать или просто уйти, можно забыть, попытаться вычеркнуть из памяти. Надо только захотеть справиться с бедой, с неприятностями. Возможно, каждая отдельно взятая обида, потрясение и скандал ничего не значат. Но вместе - капля за каплей, они накапливаются и в момент «икс» из количества переходят в качество - именно так рождается большинство неврозов. Однако в нашем случае, наличия такой фрустрации - этот момент ещё не наступил. Таким образом, мы искусственно создаем его приход, в «лабораторных» условиях, под постоянным контролем, катализируем психомоторные реакции и направляет энергетику в русло «выхода из фрустрации», снятия стресса, не позволяя ей углубляться – что обычно происходит в отсутствии работы с психотерапевтом на данном этапе, у других людей…»

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: ТЕСТИРОВАНИЕ

В предварительной консультационной беседе необходимо выяснить наиболее важные компоненты фрустрации и степень их влияния. У клиента в ходе беседы диагностируется раздражительность, недовольство, постоянное плохое настроение, снижение аппетита, бессонница, депрессия – отмечается,  в каких пропорциях и в какой стадии развития присутствуют данные факторы постоянного стресса. В силу полученных данных выбирается время ЛП – 12 или 24 часа, виды проведения: средний, оптимальный, или экстремальный, связанный с хождением босиком по некомфортным поверхностям и фактического привлечение рефлексотерапии для усиления воздействия.

Также с помощью ряда тестов диагностируются индивидуальные особенности, которые могут стать определёнными тормозящими факторами в процессе психотерапии, учитывается их значение и степень развития: это впечатлительность, ранимость, мнительность, склонность к страхам и опасениям, грубая властность, прямолинейность, нетерпимость, неумение прислушиваться к чужой мысли. Некоторые из них вполне можно обратить в пользу достигаемого эффекта, например, впечатлительность; вместе с тем оцениваются общие показатели тревожности и коммуникативности, так как именно они являются основными «рабочими» параметрами при поведении ЛП. Тесты на интеллект в процессе предварительного тестирования не используются, так как интеллектуальный уровень развития клиента не играет существенной роли, а в отношении типа психики возможно использовать тест Айзенка на тип темперамента, за исключением случаев, когда опытный психотерапевт может определить его показатели по отношению к клиенту простым визуальным способом и исходя из результатов беседы.

Необходимо отметить, что предпочтение в ЛП отдается простым рисуночным тестам, которые не вызывают мыслительной интерференции у клиента и не требуют большого времени для заполнения. Чаще всего в методике используется тест на уровень общительности В. Ф. Ряховского, тест А. Ассингера (агрессивность в отношениях), шкала депрессии «ТиД», либо шкала оценки уровня личностной и реактивной тревожности, Ч. Д. Спилберга – Ю.Л. Ханина. В области рисуночных тестов более всего эффективен тест Стьюзан Деллингер, тест «Несуществующее животное» и часть методик теста Коха «Дом – Дерево – Человек». Рисуночные тесты дают хорошую возможность оперативно контролировать текущее состояние клиента в ходе ЛП.

Для общей профильной диагностики клиента к самому методу – публичного хождения босиком, хорошо подходит текст Бишопа, который является одним из основных, первичных, диагностирующих само отношение клиента к проведению ЛП по данной методике и дающий возможность коучу выбрать тот или иной маршрут, те ли иные ситуации, связанные с применением босохождения, как метода «шокового воздействия». Также в качестве экспресс-методики применяется методика А. Уэссмана и Д. Рикса – «САН», «самооценка эмоциональных состояний».

Татьяна Анисимова, научный консультант ПП Ассоциации, директор тренинг-студии «ДЛЯ СЕБЯ»: «Человек раскрывает все свои способности в ситуации, когда он, во-первых, хотя бы примерно представляет, чего может от себя ждать, причем представляет адекватно, не завышая и ни принижая своих возможностей. В этом отношении ЛП даёт клиенту простую и ясную картину – он может сделать то, что от него требуется, хотя при этом может испытывать трудности принятия решения. Но недостаток мотивации и волевого усилия компенсирует коуч, который сопровождает его босиком по всему маршруту и демонстрирует позитивный вариант разрешения ситуации. Во-вторых, важно, что у человека есть собственные внутренние мотивы что-то делать и что-то реализовывать, когда он делает это с удовольствием и для себя, а не из-под палки и для кого-то. В этом смысле, конечно, ЛП эффективен при внутреннем  согласии клиента на публичное босохождение, что позволяет определить тест Бишопа. В нашей практике это 85-90% людей, которых можно назвать «латентными барефутерами», т. е. людьми, у которых нет твёрдых идеологических или иных внутренних запретов на это…»

Показатели Екатерины перед проведением ЛП (приводятся отдельные показатели):

Шкала депрессии (методика Т. И. Балашовой): 67 баллов, субдепрессмивное состояние (маскированная депрессия).

Коэффициент тревожности: -2,11, выраженная психическая напряженность, тревожность.

Шкала «ТиД» (Уэссман – Рикс): П1 - повышенная тревожность, П2 – усталость, П3 – подавленность, П4 – беспомощность, суммарное значение по стеновой системе 3-4 (отрицательные значения).

Коммуникативность по Ряховскому: 20 баллов, «коммуникативность с выраженным опасением, «готовность к засаде».

Агрессивность по Ассингеру: 40 баллов, «здоровая агрессивность»,  готовность к преодолению проблемы.

Тип по м-ке Деллингер. Код 424, «тревожно-мнительный тип», повышенная тщательность, исполнительность в работе, альтруизм, высокий уровень требований к себе.

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ: СОСТАВЛЕНИЕ «МАНТР»

Одним из эффективных, поддерживающих методов проведения ЛП является подчеркнутая вербализация и визуализация проблемы, связанной как с изначальной фрустрацией, так и с ее проективным отражением, «Сверхзадачей», которая ставится на превалирующий уровень. В терминологии ЛП это, по примеру медитативных техник, называется «мантрами».

Они представляют собой комплекс утверждений, из 35-30 утвердительных предложений, разбитых на 5 групп. В каждой группе чередуются утверждения, касающиеся реальной фрустрации клиента и «сверхзадачи», её проективного образа. Также интересно отметить, что в некоторых ЛП использовался также образный символ проблемы в виде актуализации её в качестве предмета или образа в той или иной цветовой гамме. Однако наиболее частым приёмом в ЛП для визуализации вербализации является собственно городская грязь (т. е. сажа и уличная пыль), имеющая тёмный, чёрный или серый цвет и визуализированная в качестве некоего «чёрного» или «тёмного» пятна, несущего негативный образ.

«Мантры», или вербальные тезисы, составляются непосредственно коучем после беседы с клиентом. Например, в описываемом случае были выбраны 5 групп вербальных тезисов следующего типа:

Я могу хорошо учиться / Я иду босиком по улице / Мои ступни могут быть грязными / Мои знания позволяют мне быть отличницей / Я не боюсь внимания к моим грязным ногам / Мои оценки будут улучшаться.

В приведенной выше группе тезисов сделан акцент на желаемый результат и на внутреннее состояние клиента, т. е. на самооценку, так как её снижение было признано одной из причин состояния фрустрации. В других группах тезисов был сделан упор на вторую составляющую кризисного состояния психики: на соотнесение самооценки клиента и осознания им завышенных ожиданий по отношению к нему со стороны ближайшего окружения. Вербализация данных тезисов шла по той же схеме. Данная группа тезисов была основана на необходимости преодоления сенсорной деривации (эмоционально-информационного голода), в котором находилась проходящая ЛП Екатерина.

Я не жду одобрения от прохожих / Я могу спокойно показывать грязные ноги / Я не обязана учиться для кого-то / Мои босые ступни никого не волнуют / Мои школьные оценки зависят только от меня.

Анализируя направленность данных тезисов, можно отметить, что в случае одновременного наличия нескольких акцентуационных пиков сочетание в результате оказывается не похожим ни на одну из акцентуаций в "чистом" виде: здесь акцентуации смешиваются, сливаются, происходит интерференция мотиваций и образуется начало психомоторного моста по типу «я могу – я делаю», «я уверена – я успешна», что подготавливает почву для решения клиентом проблемы «здесь и сейчас».

Татьяны Анисимова, научный консультант ПП Ассоциации, директор тренинг-студии «ДЛЯ СЕБЯ»: «Мы не пользуемся 16PF-факторным вопросником Кетелла не потому, что он довольно громоздок. Недостаток собственно Кетелла – большая, скажем так, цензурность и оценочность утверждений: не личностная, а социальная. Многие утверждения сформулированы так, что несут в себе уже оценочный фактор: "хорошее" это утверждение или "плохое". К тому же Кеттел, как один из факторов берётся тестировать интеллект… В данном случае очень важны показатели психоастении и импульсивности, так как ЛП моделирует ситуацию «загнанности в угол» и может возникнуть мотивация: «мне всё рано, лишь бы эта пытка скорее кончилась!». Такое ощущение неизбежно возникает на первом этапе проведения ЛП, на первой его трети, но именно она переходит в демонстративность и, в конечном счёте, служит основной решающей тенденцией, использующей построенный нами психологический «мост».

Екатерина: «Трудности ощущались сразу же, как только из своего района мы переехали в центр города. В своем районе, где я жила давно, я ощущала себя психологически защищено, я была «в своём доме». Центр же, где я нечасто бывала, представлялся мне агрессивной средой… Впридачу, по условиям ЛП, я вышла из дома без какой-либо обуви с собой и таким образом, даже если бы мы прервали Практикум, возвращаться пришлось бы босиком, и по транспорту в том числе. Поэтому была мотивация идти до конца… в значительной мере мой страх снижало то, что мой тренер также был всё это время босой, сопровождая меня и поддерживал меня своим образом. Периодически каждые два часа, мы останавливались и я читала вполголоса «мантры», стараясь отключиться от звуков и ощущений. Сначала это было трудно, но потом появилась синхронность в чтении: когда я проговаривала это всё, заученное наизусть, у меня были закрыты глаза, но я мысленно видела свои босые ступни, покрытые пылью и буквально горячие уже от первых часов хождения босиком по городу…»

ХОД ПРАКТИКУМА: 12 ИЛИ 24 ЧАСА?

В каждом индивидуальном случае тренер сам выбирает продолжительность проведения ЛП. Стандартная процедура не может быть менее 9 часов. Это обусловлено тем, что у людей с разным опытом босохождения различный порог чувствительности активных точек на стопе. Рефлексотерапевтическое воздействие актуально в своём пике, в период от 2-х до 4-х первых часов постоянного хождения босиком по различным поверхностям. Это даёт необходимый гормональный     фон, который, с одной стороны, снижает возможную стрессовую психосоматику, вытесняет её, а с другой – дает позитивный гормональный фон для продолжения терапии.

В особо трудных случаях рекомендуется полный курс – 24 часа, связанный с суточной активностью мозга и особенностями человеческих биоритмов. В этом случае используются маршруты с активной поверхностью и значительное сокращение режима сна, для релаксации, снижения уровня внимания, собственных мыслительных способностей клиента, и снижения влияния мотиваций его эго, действующего, как правило, по отношению к цели и задачам ЛП в антецеденте.

В ходе ЛП каждые 2 часа проводится сеанс чтения клиентом вербальных тезисов (вербализация), проводится фотографирование клиента и обсуждение фотографий (визуализация), и каждые 3-4 часа, по необходимости, проводится экспресс-тестирование.

Показатели Екатерины во время ЛП, 1-я фаза, 6-й час после начала ЛП, 2-е тестирование (приводятся отдельные показатели):

Шкала депрессии (методика Т. И. Балашовой): 53 балла, снижение общей депрессии, ситуативная депрессия.

Коэффициент тревожности: -2,56, выраженная психическая напряженность, повышенная тревожность.

Коммуникативность по Ряховскому: 6 баллов, «готовность к дискуссии, агрессивность самопрезентации, эмоциональность общения».

Агрессивность по Ассингеру: 27 баллов, снижение ситуативной агрессивности, готовность к контакту, рефлексия, неуступчивость.

Тип по м-ке Деллингер. Код 433, «тревожно-мнительный тип», изменения: оптимизировано количество квадратов (практичность, целостность) и кругов (эмоциональная мягкость, лабильность психики, коммуникативность).

Татьяны Анисимова, научный консультант ПП Ассоциации, директор тренинг-студии «ДЛЯ СЕБЯ»: «Очевидно, Екатерина переживает эмоционально-психологический пик, предполагаемый методикой ЛП. У нее не изменился тип личности по тесту Деллингер, однако есть тенденция снижения фрустрационных показателей – она готова к разрешению фрустрации, снятию проблемы. Показатель  шизоидности/психоастении изменился: а это, как правило, способность логически мыслить, не упираться в стандарты из области "так не бывает" и накапливать информацию. Чаще всего это сочетание говорит о неслабом интеллектуальном потенциале.

Пассивная адаптация в этом случае - постоянная позиция стороннего наблюдателя, и я вижу, что Екатерина из положения «жертвы давления», т. е. объекта внешних фрустрирующих влияний перешла в позицию наблюдателя, которая и поможет ей преодолеть проблему. Вообще, там, где среда демократична, поощряет индивидуальность или как минимум терпима к странностям и неоднозначностям, из личности с такой акцентуацией может выйти даже Нобелевский лауреат; если же на дворе тоталитарный режим - такую личность могут "выдавить" в сторону декомпенсации. Но как раз проведение ЛП вместе с тренером, идущим босиком, а также благоприятные и позитивные моменты (тактильные ощущения, становящиеся всё более комфортными. Адреналиново-серотониновый эффект, эффект успешной коммуникации) говорят как раз о благоприятной внешней ситуации: и таким образом, Екатерина получает дополнительную позитивную мотивацию к решению проблемы».

КОММУНИКАТИВНЫЙ УРОВЕНЬ: САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ

В ходе проведения ЛП переломным моментом является вторая его часть, где клиент, полностью пройдя через самоидентификационную фазу: «я босой – я не такой, как все – я могу быть хорош таким – я могу быть успешен – я буду лучше, чем был», приступает к активной самопрезентации.

Задача реализуется в форме опроса общественного мнения: клиент задает вопрос случайным людям о хождении босиком, об одобрении или неприятии. Важно то, что таким образом клиент самостоятельно формирует референтную группу и становится её «мысленным лидером», и, кроме того, находясь босиком, являет собой единство мотивации и статуса – «здесь и сейчас». Это момент наиболее активной фазы работы психологической связки, мотивационного моста в сознании клиента.

Екатерина: «Находясь там, в центре города, после того, что я прошла уже, наверное, с десяток километров, я не думала о своих грязных босых ногах. Однако необходимость подходить к людям и спрашивать была для меня вначале шокирующей… я босая, подхожу и спрашиваю: как вы, мол, относитесь к босым людям в городе? Страшно и трудно было неимоверно. Я чуть не разревелась, честно. Но потом как-то всё ушло. У меня переключилось сознание, то ли от необходимости выполнения работы, то ли от нескольких очень позитивных моментов: встретила одну босую девушку, очень доброжелательно отреагировавшую, а один молодой человек, посмотрев на мои босые ноги, разулся сам… Это вдохновило. И я уже на автомате потом произносила эти «мантры» - я даже не вдумывалась в их значение!».

Татьяна Анисимова, научный консультант ПП Ассоциации, директор тренинг-студии «ДЛЯ СЕБЯ»: «Все живые существа так или иначе вынуждены "прогнозировать развитие текущей ситуации", начиная с той же амебы: если где-то впереди "пахнет кислотой" – значит, там впереди будет неприятно – значит, нужно от этого направления удирать. И наоборот, если где-то впереди пахнет едой – значит, там будет приятно – значит, надо туда скорее двигаться.

А более сложные виды, общаясь с внешним миром, чаще всего предполагают развитие текущей ситуации по принципу "После того – значит, вследствие того". Говоря уже психоаналитическим языком, система "после того = вследствие того" – это бессознательная система связи событий. Общая для животных и человека. Собаки, например, оценивают и прогнозируют обстановку в основном точно так же.

И когда субъект обучается прогнозировать развитие ситуаций "в первом приближении" по принципу "после = вследствие", и что существенно, при этом его прогнозы совпадают с реальностью – то все и хорошо. Ничто его не тревожит и не беспокоит. В этом, собственно, и вся суть методики ЛП: клиент ощущает себя ПОСЛЕ 12-часового марафона босиком в городе, самопрезентации с босыми ногами, вербализации своего публичного хождения босиком в городе и визуализации с помощью фототерапии в позитивном состоянии, с адреналиновым шоком – и делает вывод, что он достиг такого состояния ВСЛЕДСТВИЕ того. Вследствие импульса преодоления, входящего во вновь сформированный поведенческий стереотип. Психика работает по аналогии: вместе с суперпроблемой, проективным её отражением «могу ли я сделать так-то?», решается собственно фрустрационная проблема, с которой он пришёл на практикум…»

Итоговые показатели Екатерины (приводятся отдельные показатели):

Шкала депрессии (методика Т. И. Балашовой): 45 баллов, состояние без депрессии.

Коэффициент тревожности: +1,12, удовлетворительное дифференцированно тревожно-внимательное состояние.

Шкала «ТиД» (Уэссман – Рикс): П1 – повышенная коммуникативная активность, П2 – энергичность, П3 – приподнятость, П4 – эмоциональная усталость, вялость, суммарное значение по стеновой системе 6-8 (отрицательные значения).

Коммуникативность по Ряховскому: 12 баллов, «нормальная коммуникабельность», адекватная оценка коммуникации.

Агрессивность по Ассингеру: 8 баллов, «отсутствие агрессивности, релакс», отказ от активной коммуникации.

Тип по м-ке Деллингер. Код 109, «инвентор, оратор». Характерный подтип «изобретательского типа», владеющего аудиторией, демонстрирующего хорошую коммуникацию. Количество квадратов повысилось, показывая практичность и любознательность, смелость и решимость. Тем не менее, сократилось количество треугольников, говорящих о стрессе, эгоцентризме, конкуренции/соперничестве, и честолюбии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведение ЛП подчинено строгой методике. В числе дополнительных методов стимуляции наиболее эффективного прохождения ЛП можно назвать, например, при длительном ЛП групповую терапию в качестве завершения, связанную с телесно-ориентированной практикой (так называемые «игры ступней», также «ножной телеграф»), а также периодическая стимуляция активных зон (при недостаточном естественном воздействии на точки ступни): акупунктурный массаж ступней клиента не чаще, чем 1 раз в 3-4 часа.

С момента начала активной деятельности ШЕРП в Новосибирске, с 2004 по 2010 год было проведено в общей сложности несколько десятков продолжительных ЛП в Новосибирске и Барнауле. В 78% случаев отмечалось резкое изменение тестовых данных клиентов в сторону улучшения, снятия тревожности, фрустраций, оптимизации невроза, переориентации ценностей и повышения личностной самооценки. Во всех случая улучшался эмоциональный фон, поднимался общий тонус организма. Примерно 34% клиентов имели после прохождения ЛП позитивные изменения в личной и семейной жизни. Около 20% клиентов обратились в ШЕРП с просьбой повторного прохождения ЛП. Стойкая ремиссия – возвращение депрессии, была отмечена только у 3% прошедших ЛП.

Таким образом, методика выглядит следующим образом, включает в себя следующие условия и параметры:

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ «БОСИКОМ-24-НОНСТОП»:

1. Выявление степени фрустрации феномена публичного босохождения применительно к психике клиента по тесту А. Бишопа.

2. Индивидуальная разработка маршрута для клиента и коуч-трненера.

3. Обязательное тестирование до проведения сеанса, экспресс-тестирование в ходже сеанса и по его окончании.

4. Передвижение по маршруту без обуви как условие для клиента и коуч-тренера, выход из дому без обуви с собой.

5. Контрольное время пребывания не менее 5 часов в городской черте.

6. Обязательное составление и проговаривание вербальных упражнений (тезисов) для вербализации процесса решения проблемы.

7. Обязательная фото- или видеофиксация сеанса для визуализации решения проблемы и экспресс-обсуждение клиента «со стороны».

8. Акупунктурный массаж ступней клиента в случае необходимости усиления адреналинового эффекта.

9. Обязательное проведение сеанса активной коммуникации клиента не менее 3-х часов за время 9-часового общего сеанса.

Екатерина: «Я не могу сказать, что после того, как я ходила босой в городе с 8 утра до 10 вечера, у меня появилось какое-то особенное желание босоножить везде и всюду. Ну, да, в каких-то ситуациях летом  срабатывала просто привычка, я снимала обувь «на автомате» и потом лишь замечала удивление других… Но в плане повышения самооценки и решения основной проблемы мне это помогло здорово! Я перестала бояться отрицательного результата в учёбе, стала спокойнее, избавилась от груза ответственности перед семьей и перед учителями, да и в классе. Через год я достигла уровня полной отличницы, прежнего и тогда мы решили сменить учебное заведение, куда я легко перешла с отличным результатом. Сейчас я, будучи успешной студенткой ВУЗа часто вспоминаю этот интересный опыт: вроде ничего особенного, но он так много мне дал в своё время! Вероятно, это самый необычный способ, которым я когда-либо решала свои проблемы…».

+1

260

Olga Gavva написал(а):

1. Выявление степени фрустрации феномена публичного босохождения применительно к психике клиента по тесту А. Бишопа.


Выглядит вполне научно, только вот лично я так и не понял, какая вообще связь существует между тестом Бишопа (Test de Bishop), и  "феномена публичного босохождения".
В целом вполне эффективная методика для выхода из депрессивного состояния, но лишь при обязательном выполнении условия, что клиент не имеет стойкого негативного отношения к хождению босиком, иначе это только может усугубить депрессию. На фрустрации, как таковые, эта методика с моей точки зрения, существенно  повлиять не может, также, как и на изменение самооценки.

0

261

Мы с исследовательницей психологической практики, которую мы обсуждаем
http://s7.uploads.ru/t/EeYHv.jpg

+3


Вы здесь » dirtysoles » Босоногие встречи » Босоногая психология